Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Краткая история кинопостера

В прошлом выпуске «Кинословаря» мы рассказывали о происхождении и эволюции кинотрейлеров. Однако, обсуждая роль трейлеров в продвижении голливудской продукции, нельзя не вспомнить о другом важнейшем элементе маркетинговой машины – кинопостерах. Ведь если трейлер зрители на протяжении многих десятилетий могли увидеть только в кинозале перед очередным сеансом, то постеры вели борьбу за аудиторию на всех прочих территориях. Многие из них погибли в этой схватке. Зато те, кто пережил войну, сегодня стоят миллионы.

Война действительно была – Вторая мировая. И пережить ее многим постерам было не суждено по одной прозаической причине… Впрочем, не будем забегать вперед. Для начала разберемся, что такое вообще постер. Родственник открытки, наследник театральной афиши, брат плаката – он был и остается рекламным листком, несущим некое сообщение для потенциального кинозрителя, обещающим ему интересное времяпровождение и приглашающим потратить деньги на билет. Крупные буквы с названием, информация об авторах и актерах, теглайн, дата релиза и обязательно интересная картинка – все это сегодня вмещает стандартный постер. Но сто с лишним лет назад индустрия таких изысков не знала, да и фильмы были по большей части короткометражными, и в один сеанс их вмещалась целая пачка, так что самые ранние афиши выглядели дешево и сердито: список названий, имена режиссеров и продюсеров, точка. В следующие годы постеры приняли вид фотоколлажей, составленных из ключевых кадров представляемого кинофильма, после чего стали отходить от «буквальности» – появилось осознание того, что рисованная картинка имеет больший коммерческий потенциал.

Постер фильма «Художественные проекции»

Постер фильма «Художественные проекции»

Мода на «правильные» постеры пришла из Франции, где искусство плаката достигло к тому моменту знаменательных высот, и оперетта уже могла похвастать цветной рекламой. В 1890 году, когда кинематограф официально еще не родился, а киносеансы были абсолютной экзотикой, парижский печатник Жюль Шере (знаменитый график, отец современного плаката, обладатель многочисленных наград, друг Моне, Родена и Тулуз-Лотрека, среди прочего разработавший собственную технологию цветной литографии) изготовил в своей мастерской первый кинопостер. Рекламируемым объектом была короткометражка – или скорее ролик, поскольку проекционные аппараты того времени не позволяли прокручивать на них видео длиннее минуты, – носившая название «Художественные проекции» (Projections Artistiques). Напечатанный Шере черно-белый плакат в поддержку данной «короткометражной фильмы» содержал стандартную для того времени рекламную «завлекалочку» – изображение красотки, у которой в руках был плакат с расписанием сеансов.

Сюжета «Художественные проекции» не имели, и потому, несмотря на название, на особую художественность не претендовали. То же можно сказать о короткометражке «Яркие пантомимы» (Pantomines Lumineuses), оформленной Шере в цвете пару лет спустя. Поэтому первым полноценным «коротким метром», заработавшим свой постер, принято считать знаменитого «Политого поливальщика» 1895 года: нарисованный художником Марселеном Озолем плакат к фильму изображал публику в зале и киноэкран, на котором мальчишка шутил над садовником, наступая ему на шланг.

Постер фильма "Яркие пантомимы!

Постер фильма "Яркие пантомимы!

До США повальное увлечение кинематографом докатилось в начале следующего века, «Большое ограбление поезда» (1903) стало большим хитом, и киностудии стали множиться, как грибы после дождя, а с ними и т.н. «никельодеоны» – кинотеатры того времени. На каждой студии имелся специальный отдел, занимавшийся разработкой постеров. Готовый плакат везли со студии в литографический цех и изготавливали каменную плату, с которой печатник после этого шлепал для студии столько экземпляров постера, сколько требовалось. Обычно на постере изображались парочка главных героев, но имена актеров не указывались: Томас Эдисон, в 1908-м создавший могущественную компанию Motion Pictures Trust и ставший монополистом кинодистрибуции, придерживался того мнения, что нечего баловать лицедеев и раскручивать их имена, а то еще зазвездятся и потребуют поднять им зарплату. Тем не менее основатель студии Universal Карл Леммле, борясь с монополизмом Эдисона, в пику ему сделал звездой актрису Флоранс Лоуренс по прозвищу Biograph Girl: сначала запустил в газету «утку» о том, что она умерла, а когда американцы с жаром стали обсуждать эту новость, пообещал показать всем живую актрису на очередном кинопоказе. Зрителей привалило столько, что Леммле с этого момента распорядился крупно печатать имя Флоранс на постерах, а заодно раскручивать и других «безымянных» актеров. Последнее решение позволило переманить у конкурентов много талантов, адвокаты которых немедленно стали выторговывать для своих подопечных самое видное место на киноплакатах и буквы покрупней. Остальные студии, заметив, как хорошо публичность актеров влияет на кассовые сборы, немедленно переняли практику Леммле. Для создания постеров теперь уже привлекались знаменитые художники, а некоторые студии, желая помножить плакатную яркость на узнаваемость раскрученных лиц, стали раскрашивать фотографические черно-белые изображения актеров. Также получили распространение т.н. «лобби-карты» (lobby cards) – наборы карточек по 8 штук в комплекте (реже 6 или 12) с персонажами фильмов, выставлявшиеся в кинотеатрах в рекламных целях. Открытие цветной офсетной печати позволило сделать изображение на постерах четче и со временем полностью вытеснило литографирование.

Постер фильма "Политый поливальщик"

Постер фильма "Политый поливальщик"

Но чем больше появлялось студий, тем больше головной боли это добавляло закупщикам фильмов, вынужденным приобретать рекламные материалы для каждой ленты у производителей в индивидуальном порядке. Параллельно накатила Великая депрессия, вынудившая студии прибегнуть к строгой экономии бумаги: постеры, не считавшиеся чем-то ценным, могли быть напечатаны на чем угодно, даже на оборотах списанных географических карт. Наряду с представительствами киностудий в крупнейших городах США на тот момент действовало 28 независимых «обменников», в которых можно было закупиться нужными постерами, но их деятельность не носила системного характера и не решала проблемы нехватки рекламных материалов, неизбежно возникающей в провинции. Это вело к тому, что каждый постер использовался по многу раз.

Процедура была такова: после того как фильм показывали несколько дней в каком-то из городов, коробки с пленкой должны были отправиться на рейсовом автобусе в следующее место, а вместе с ними туда же ехали и вынутые из рам постеры, которые засовывались в мешок, цеплявшийся сбоку. Прокатившись по паре штатов, пленки покрывались царапинами, а плакаты, для удобства транспортировки традиционно складываемые в несколько раз, истрепывались, мялись и начинали рваться по сгибам. Не приходится удивляться, что постеры к довоенным фильмам уцелели в очень малом количестве (не более 10 экземпляров к каждой ленте): будучи напечатанными на дрянной бумаге, после заезда по Америке они часто полностью теряли товарный вид и превращались в мусор, который оставалось только выбросить. Если же их состояние расценивалось как удовлетворительное, постеры сдавались обратно в «обменник» – и все повторялось. Выпросить у владельца кинотеатра постер к понравившейся картине было невозможно, ведь он отвечал за каждый экземпляр головой, и если бы мешок отправился дальше по маршруту пустым, в следующих городах просто было бы нечего выставить в качестве рекламы. В официальную же продажу постеры не поступали.

 

Между тем количество выпускаемых фильмов росло, и студиям было уже лень возиться с постерами к каждому из них. Поэтому в 1939 году кинодельцы договорились, что производство постеров и трейлеров возьмет на себя специальная компания под названием «Национальный киносервис», вплоть до середины 80-х годов делавшая это на фактически монопольной основе. Компания заключила эксклюзивные контракты со всеми крупными студиями и сосредоточила в своих руках весь поток рекламных киноматериалов Америки. «Национальный киносервис» стал печатать постеры одного размера: если ранее у разных студий они могли различаться по длине и ширине, то теперь пришли к единому стандарту: 27х41 дюйм. Также в обиход была введена система порядковых номеров, которая позволяла не запутаться в море кинофильмов, поскольку многие из них имели похожие или идентичные названия. К примеру, если внизу постера было написано «54/211», это значило, что выпущен он в 1954 году и относится к 211-му по счету кинорелизу этого года. Если студия спустя годы перевыпускала фильм в прокат, то на новом постере менялся и год, и номер релиза – что позволяет интересующимся сегодня легко отличить «первые издания» от «допечаток».

 

«Национальный киносервис» (далее – «НКС») договорился с «обменниками», что будет продавать готовые трейлеры, постеры и лобби-карты им, а уже они займутся дальнейшим распространением. Обменники продавали постеры кинотеатрам по 25 центов, а отработанные выкупали у них за полцены, с тем чтобы позже перепродать оптом другой киносети – но простые смертные по-прежнему не имели доступа к этим сокровищам, которые в те годы, впрочем, и сокровищами-то не считались: реклама – она и есть реклама.

В таком виде система просуществовала до середины 80-х годов, после чего наступила эра мультиплексов – кинотеатров с несколькими залами, и плотность кинорекламы на метр пространства возросла. Стало ясно, что печатать постеры в таких количествах, как прежде, уже не нужно – все равно их было бы некуда повесить. С ростом конкуренции студии начали гораздо более ревниво относиться к рекламе своей продукции и одна за другой перестали продлевать контракты с «НКС»: они снова решили делать постеры и трейлеры своими силами либо с привлечением других компаний. «Национальный киносервис» стали теснить конкуренты, его роль в кинопроизводстве катастрофически упала, и в 2000 году он был перекуплен компанией Technicolor. Что до «обменников», то их ожидала разная судьба: кто-то закрылся, продав свои запасы постеров на переработку по цене оберточной бумаги, кто-то перепрофилировался, напечатал каталоги и до сих пор неплохо зарабатывает копированием старых плакатов из своих запасов, продаваемых по рассылке.

Постер фильма "Назад в будущее"

Постер фильма "Назад в будущее"

Технический прогресс привел также к изменению вида постеров: рисованные изображения повсеместно стали заменяться компьютерными, гораздо более дешевыми в производстве, что отняло хлеб у многих «мастеров плаката», таких, например, как Дрю Струзан – даже этот прославленный мастер, подаривший миру постеры трилогии «Назад в будущее» и других культовых фильмов, несколько лет назад был вынужден объявить о преждевременном уходе на пенсию. В 2005-м в Интернете получил распространение новый вид рекламного плаката – анимированные постеры, или так называемые «мостеры». Лобби сегодняшних кинотеатров все чаще оборудованы большими экранами, на которых удобно экспонировать любую форму рекламы (и постеры в том числе), так что эпоха бумажной рекламы, какой мы ее знаем, видимо, потихоньку подходит к концу.

Всякая вещь, становящаяся редкостью, начинает интересовать коллекционеров. В случае с постерами это было оправданно вдвойне, поскольку из-за политики киностудий, печатавших плакаты лишь для собственных нужд и не утруждавших себя их хранением, очень малое количество рекламных листков имело шанс сохраниться в частных руках (чего нельзя сказать, например, о комиксах или бейсбольных карточках, выпускавшихся миллионными тиражами). Много лет индустрия не придавала отработанным постерам никакого значения – ведущие студии даже не вели каталогов, в результате чего плакаты ко многим довоенным фильмам вообще оказались утеряны навсегда. Но уже в 60-е годы некоторые дельцы смекнули, что постеры могут быть интересны фанатам, и стали перекупать независимые «обменники» вместе со складами, набитыми «старой бумагой». Плакаты распродавались ими через каталоги по подписке сначала по доллару, потом по полтора, но чем меньше экземпляров каждого кинопостера оставалось в запасе, тем выше был интерес публики, так что и цены задиралась все выше. В 70-е годы урвать свой кусок пирога захотели некие лица, вероятно, приближенные к крупным киностудиям, потому что на частных распродажах то здесь, то там стали всплывать допечатки постеров к наиболее популярным фильмам («Звездные войны», по свидетельствам очевидцев, расхватывались, несмотря на задранные «коллекционные» цены, словно горячие пирожки) – они явно были произведены неофициальным путем и не для служебных целей, поскольку никогда не складывались пополам и для красоты и лучшей сохранности скатывались в рулоны. Но кто стоял за допечатками тиражей, по сей день неизвестно: сами студии свою причастность к этому бизнесу всячески отрицали. В 80-е уже не только профессионалам, но и самым большим скептикам стало ясно, что постер может быть предметом серьезного коллекционирования, сформировался соответствующий рынок, и на аукционах за редкие плакаты стали отваливать сотни тысяч. Могли ли это предвидеть студии, когда-то продававшие постеры собственных лент за четверть доллара, а сегодня вынужденные выкупать их за огромные деньги? Как видим, нет.

Постер фильма "Метрополис"

Постер фильма "Метрополис"

Редкие довоенные постеры ценятся сегодня дороже, чем картины многих известных художников. Например, в 1997-м плакат «Мумии» ушел с молотка на аукционе «Сотбис» за $452 000, в 2005 году постер «Метрополиса» Фрица Ланга был продан за $690 000 – и ставки будут только расти. Свежие находки редки, но тем они сенсационней: много считавшихся утраченными постеров было обнаружено в хранилищах других стран, поскольку после проката голливудских фильмов за рубежом рекламные материалы было невыгодно пересылать обратно в США (цена получалась выше стоимости самого постера). Кое-что нашлось под полами старых домов, поскольку в свое время бытовала мода прокладывать межэтажные покрытия толстыми слоями макулатуры, и подчас в этих пачках попадаются настоящие бриллианты, к тому же прекрасно сохранившиеся: известно немало случаев, когда смышленые ремонтники выходили на коллекционеров с предложением приобрести очередной обнаруженный ими «клад». Самым большим рынком по продаже постеров сегодня является интернет-аукцион eBay, позволяющий владельцам обходиться без посредников. Коллекционеры активно интересуются уже не только старыми редкими постерами, которые нет-нет да и обнаруживаются где-нибудь под обоями в перестраиваемых домах, но и оригинальными плакатами известных фильмов относительно недавних лет, таких как «Криминальное чтиво». Даже болливудские постеры, часто сдирающие композиционные идеи у знаменитых голливудских «собратьев», находят своих фанатов. А крупные студии наконец-то одумались и включили кинопостеры в список мерчандайза, продаваемого через Интернет. Наряду с постерами к новым лентам в продажу поступают и перепечатки плакатов к известным классическим фильмам. Они, конечно, не несут коллекционной ценности и продаются за малые деньги, но радость фаната, наконец-то получившего возможность повесить на стену своей комнаты постер «Индианы Джонса» работы Дрю Струзана, оттого не меньше. Старый кинопостер, может быть, и умер – но иногда они возвращаются.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  130

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть