Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Кошмары в подарок: 15 новогодних фильмов ужасов

Рождество, Новый год и зимние каникулы — настоящее время чудес, в которое мы по привычке пересматриваем любимую классику: от «Одного дома» до «Самолётом, поездом, машиной» и «Иронии судьбы». Но зло не дремлет даже в праздники: чудовища по-прежнему прячутся под кроватями, гремлины готовятся сорвать торжество, а инфернальных призраков прошлого куда сложнее сдержать в окружении семьи. Рассказываем о любимых рождественских хоррорах, которые стоит посмотреть каждому, кто хочет начать 2022-й с чего-то непривычно жуткого и мрачного.

Добавить в закладки
Кошмары в подарок: 15 новогодних фильмов ужасов

Зак Гэллиган в роли Билли на кадре из фильма «Гремлины»

Зак Гэллиган в роли Билли на кадре из фильма «Гремлины»

«Гремлины» — вариант, пожалуй, самый очевидный на праздники, но рука не поворачивается убрать классику из списка. Возможно, если у вас остались лишь детские воспоминания о милашке Гизмо и его жутких лысых отпрысках, самое время картину Джо Данте пересмотреть. Одним из продюсеров ленты стал Стивен Спилберг, а сценарий написал режиссер «Одного дома» и первых двух частей о Гарри Поттере — Крис Коламбус. Коллаборация двух сказочников произошла на поле ужасов — тем убедительнее синтезировался жанр хоррора с рождественскими колядками. С одной стороны, в сумме мы имеем черную комедию и критику общества потребления: гремлины ничуть не отличаются от рядовых празднующих, которых можно встретить в начале января, — кино, кафе, попойки и бесконечные покупки. С другой — душеспасительную мысль о том, что в праздники некоторым бывает особенно одиноко и именно этим людям стоит подарить чуть больше тепла.

Ральф Айнесон в роли Зеленого рыцаря на кадре из фильма «Легенда о Зеленом рыцаре»

Ральф Айнесон в роли Зеленого рыцаря на кадре из фильма «Легенда о Зеленом рыцаре»

В Сочельник во время праздничного ужина сэр Гавейн (Дев Патель) вызвался на дуэль с Зеленым рыцарем. Начавшийся поединок закончится только через год, когда под Рождество молодой человек, пройдя полстраны, получит ответный удар. Дэвид Лоури с артурианским циклом обошелся довольно вольно, и дело не в пересказе поэмы, а в самой аутентичной атмосфере. Заросшая мхом хтонь Британии, холодный воздух и церковные песнопения, разносящиеся эхом где-то вдалеке, повторяют привычное звучание слоубёрнеров студии «А24». Едва ли «Зеленого рыцаря» можно назвать праздничным фильмом — это довольно тоскливая сага о взрослении и ответственности, совсем не похожая на рыцарские романы. Но есть в картине и что-то гипнотическое, что фиксирует тот самый рубеж не только смены календарей, но и личностного перехода на следующий этап.

Гарольд Рэмис в роли доктора Спенглера на кадре из фильма «Охотники за приведениями 2»

Гарольд Рэмис в роли доктора Спенглера на кадре из фильма «Охотники за приведениями 2»

После множества переносов до проката все же добрались «Охотники за привидениями: Наследники», но этот блокбастер, несомненно, летний: фермы, одноэтажная Америка и ощущение каникул. Мы предлагаем вернуться назад и пересмотреть сиквел 1989 года: разумеется, сегодня этот фильм ужасом можно назвать с большой натяжкой, но место в списке ему все-таки нашлось. Нью-Йорк охвачен паникой: скоро Рождество, люди снуют туда-сюда в поисках подарков, но худшее еще впереди, прямо в новогоднюю ночь очередной неупокоенный дух собирается захватить мир. Кого надо позвать?

Сиквел вышел хоть и чуть менее изобретательным чем оригинал, но от просмотра можно получить то, зачем хочется постоянно пересматривать праздничные фильмы: пара шуток и ощущение, что в конце концов добро и любовь всегда побеждают зло.

Вера Фармига в роли Лоррейн на кадре из фильма «Заклятие 2»

Вера Фармига в роли Лоррейн на кадре из фильма «Заклятие 2»

Легко упустить из виду, что «Заклятие 2» — кино вообще-то праздничное. Если в Филадельфии всегда солнечно, то в серой Англии, где происходит действие очередного хоррора Джеймса Вана, неизменно серо и дождливо. Снег здесь редкая роскошь, а Рождество распознаётся по дешёвым гирляндам и облезлым ёлкам. И всё-таки в сиквеле «Заклятия» куда больше праздничной атмосферы, чем в приторных мелодрамах о зимнем чуде. Упоительно нежное исполнение Патриком Уилсоном шлягера Элвиса Пресли, семейка, собравшаяся вместе в попытках дать отпор потустороннему, любимые прописные истины режиссёра о любви — всё это создаёт вокруг хоррора волшебную, ирреальную ауру. Просто «Заклятие 2», в отличие от других рождественских фильмов, предпочитает напоминать зрителю одну незамысловатую идею: если есть праздничное чудо, значит, существует и зло, которое постарается его уничтожить.

Нуми Рапас в роли Марии на кадре из фильма «Агнец»

Нуми Рапас в роли Марии на кадре из фильма «Агнец»

С семьёй угрюмых исландских фермеров происходит самое что ни на есть праздничное чудо: после похорон нескольких своих детей горюющие родители получают ещё один шанс вырастить малыша. Правда, необычного: их овца рожает существо с телом человека (прилагается одно копытце вместо ступни) и головой ягнёнка. Для режиссёра Вальдимара Йоханнссона «Агнец» — история библейская, вполне себе перекликающаяся с сюжетом о появлении на свет Христа и с десятком остальных богословских мотивов (достаточно посмотреть на название фильма). Нежная рождественская атмосфера здесь резво сменяется мрачным вайбом скандинавских мифов и сказок. В лучших традициях студии «A24» странноватая драма о родительстве оказывается гнетущим меланхоличным слоубёрнером, где материнство — бремя, природа — главный враг, а семейные узы сами по себе травматичны. Сколько в «Агнце» чувственных бытовых зарисовок, столько же здесь и необъяснимого первобытного страха — и в этой двойственности чуда, свалившегося на голову одиноких героев, кажется, есть что-то по-настоящему трагическое.

Джим Каммингс в роли Джона а кадре из фильма «Оборотень»

Джим Каммингс в роли Джона а кадре из фильма «Оборотень»

Пожалуй, если вы хотите окунуться в зимнюю рутину одноэтажного городка, где происходит что-то таинственное и очень опасное, то «Оборотень» — вариант самый подходящий. Кровавые убийства в Снежной Лощине, подозрения местных и сын шерифа, который никак не может поймать убийцу, будь он человеком или волком. Джим Камингс, который не только снял фильм, но и сыграл в нем главную роль, мистическое расследование использует фоном для рассуждений о взрослении и маскулинности. Полицейский испытывает постоянное давление не только от родственников жертв, которые винят его в бездействии, но и от собственной семьи — бывший жены и дочери. Поимка монстра приравнивается к ответственности, но шарм «Оборотня» не только в сложностях личностного роста, но и в угрожающем скрипе снега за окном, украшенном перемигивающимися гирляндами.

 Марк Лестер в роли Кристофера на кадре из фильма «Кто прикончил тетушку Ру?»

 Марк Лестер в роли Кристофера на кадре из фильма «Кто прикончил тетушку Ру?»

Довольно сложно предположить с расстояния в 50 лет, что задолго до Оза Перкинса деконструкцией сказки о Гретель и Гензеле занялся Кёртис Харрингтон — завсегдатай классической «Сумеречной зоны». Его фильм начинается как триллер про одержимую старушку (ту самую тётушку Ру), которая каждое Рождество устраивает праздник для приютских детей. Постепенно обнажается страшная правда о милой хозяйке, но не только о ней. Дети, подстёгиваемые страхом и фантазией, постепенно все сильнее убеждаются в том, что старушка — ведьма и собирается их съесть, отправив в печь.

Харрингтону удаётся очень гармонично сочетать эстетику Нового года и сказки — румяная индейка на обеденном столе, чтения у камина и пестрое стекло ёлочных игрушек — и привычные тропы ужасов 70-х, где страх граничит с отвращением, а действительность — с галлюцинациями.

Брэндон Мэггарт в роли Гарри на кадре из фильма «Лучше поберегись»

Брэндон Мэггарт в роли Гарри на кадре из фильма «Лучше поберегись»

Один из самых безумных и депрессивных рождественских хорроров, вынести который само по себе достойное испытание. Посреди ночи юный Гарри тайком подбирается к ёлке и видит, как его мать занимается сексом с мужчиной в костюме Санты: из руки парнишки, прямо как в «Гражданине Кейне», выпадает стеклянный шарик, и в этот момент детство героя, кажется, окончательно рушится. Спустя несколько лет всё тот же Гарри, но уже повзрослевший, работает на фабрике игрушек, а в свободное время составляет списки плохих и хороших детей со всей округи. У него, как нетрудно догадаться, заготовлен злобный план: на Рождество он напялит костюм лапландского бородатого старичка и, вооружившись парочкой острых предметов, отправится в свой крестный ход. «Ты лучше смотри в оба» вообще жутко недооценён: за посредственным дешёвым хоррором скрывается мрачная абсурдистская трагикомедия о травмах детства и изнанке любимого праздника. Рождество здесь — время, когда вечные одиночки и психически нестабильные аутсайдеры могут острее прочувствовать своё несчастье. И это, если честно, не так уж и далеко от правды.

Райли Кио в роли Грэйс на кадре из фильма «Сторожка»

Райли Кио в роли Грэйс на кадре из фильма «Сторожка»

Провести пару дней перед Рождеством в обществе новой возлюбленной отца (без самого отца) — идея, скажем прямо, сомнительная. Вдвойне странной она покажется, если учесть, что девушка освободилась от уз секты и до сих пор живёт со страшными воспоминаниями о прошлом. По крайней мере, именно это больше всего пугает Эйдена (Джейден Мартелл из дилогии «Оно») и Мию — двух подростков, которым предстоит засесть в изолированной и занесённой снегом хижине вместе с вечно подозрительной Грейс (Райли Кио). «Сторожка» не пытается педалировать рождественскую тематику, но, сама того не замечая, деконструирует праздничный канон. Вместо пышной ёлки, гирлянд, тёплого дома и рождественских надежд — полный страха уик-энд, где под зрительским подозрением оказывается не только девушка, но и сами дети. Члены семьи (точнее, её подобия), которую отчаянно хочет построить Ричард, сводят друг друга с ума незакрытыми гештальтами, комплексами и травмами — реалистичнее фильма о праздничном (вос)соединении и не придумать.

Сьюзен Бурк в роли Карен на кадре из фильма «Я поймал Дьявола»

Сьюзен Бурк в роли Карен на кадре из фильма «Я поймал Дьявола»

Даже в период рождественских каникул не все гости желанны: к Стиву без предупреждения заезжают брат с женой, чтобы поздравить с праздниками и удостовериться, что тот не сильно сломлен гнётом одиночества. Вместо радушного приёма тревожный хозяин старается поскорее спровадить родню: у него есть дела поважнее — ведь прямо в подвале дома заперт дьявол. Сошел он с ума или действительно в рождественскую ночь избавил мир от зла, станет ясно ближе к финалу, а до того режиссёр Джош Лобо будет использовать все инструменты нагнетания ужаса и семейных конфликтов — едва ли найдётся время и место лучше, чтобы выговорить всё, что накипело. «Я поймал дьявола» — фильм не то чтобы пугающий, но от него становится не по себе и после хочется скорее включить «Гремлинов» или «Один дома», чтобы получить законный хеппи-энд.

Салли Филд в роли Кристин на кадре из фильма «Домой на праздники»

Салли Филд в роли Кристин на кадре из фильма «Домой на праздники»

Олдскульный прото-слэшер, где рождественское убранство служит лишь декорациями для кровавых семейных разборок. Сёстры приезжают к больному папе в канун праздника и узнают, что новая возлюбленная отца (роковая женщина с хищным взглядом и таинственным прошлым) хочет его убить. Неясно, сошёл старик с ума или ему действительно что-то угрожает, но девушки должны будут сами раскрыть загадку родительского особняка и его обитателей. Поначалу «Домой на праздники» копирует герметичные хичкоковские триллеры, но чем дальше, тем больше в фильме от джалло и ещё не набравшего популярность поджанра слэшера. Неизвестный убийца в резиновых сапогах методично избавляется от членов семьи, а оставшиеся в живых счастливчики пытаются найти виновного — вы всё это видели уже не раз, но в дешевизне и неспешности «Домой на праздники» тоже есть свой шарм: как будто один из ваших друзей решил поиздеваться и подарил на Новый год старую кассету, найденную на барахолке.

Рэй Уайз в роли Френка на кадре из фильма «Тупик»

Рэй Уайз в роли Френка на кадре из фильма «Тупик»

Если приглушить звук и не вслушиваться в постоянные пререкания пассажиров в машине, то непонятно, как «Тупик» затесался в список рождественских фильмов: вокруг густой зелёный лес, а на героях не надето ничего теплее пиджака или плаща. Но климатические особенности некоторых американских штатов оставим в стороне — именно семейные перебранки и бесконечная ругань отлично передают атмосферу праздника. По дороге к родственникам несчастные сначала чуть не попадают в аварию, а потом и вовсе вынуждены плутать по замкнутому коридору высоченных деревьев. Выбираться из пространственно-временной петли придётся людям знакомым и знаковым: на переднем сиденье устроилась Лин Шэй — крёстная мать всех проклятых домов, а на месте водителя оказался Рэй Уайз — отец Лоры Палмер. Едва ли их путешествие закончится удачно, но следить за хождениями по лимбу праздничного кошмара, находясь по эту сторону экрана, с каждым кадром всё интереснее.

Михал Сикорски в роли Рафала на кадре из фильма «Все мои друзья мертвы»

Михал Сикорски в роли Рафала на кадре из фильма «Все мои друзья мертвы»

«Все мои друзья мертвы» — польский новогодний слэшер, который не сильно отличается от американских собратьев или даже, наоборот, всеми силами старается быть с ними одной крови (которой на экране будет очень много). Режиссёр-дебютант Ян Бельцль сочиняет своего рода рождественский гимн всем своим любимым фильмам и видным памятникам поп-культуры: от кубриковского «Сияния» до «Одного дома». Всерьёз рассуждать о наследии прошлого у него едва ли выходит, но, кажется, эта цель и не преследуется. «Все мои друзья мертвы» — новогоднее попурри из оммажей и цитат, пусть и приправленное кое-где не самым изящным юмором, но жанрово удалое. Этот фильм лучше всего подойдет для фонового просмотра в компании числа 3 января.

Элла Хант в роли Анны на кадре из фильма «Анна и Апокалипсис»

Элла Хант в роли Анны на кадре из фильма «Анна и Апокалипсис»

Нет ничего банальнее праздничного рождественского мюзикла. И, напротив, нет ничего более панковского, чем праздничный рождественский мюзикл в декорациях кровавого зомби-апокалипсиса. Пока девушка Анна переживает ссору с отцом, на пустых британских улочках появляются чудовища: они пожирают каждого на своём пути и разлучают близких в тот самый день в году, когда все забывают об обидах и встречают праздник вместе. «Анна и апокалипсис» — кино одного действенного приёма: заставь героев типичной жанровой мясорубки петь в любой непонятной ситуации, и все штампы резко станут не такими раздражающими. Спекуляция на рождественском чуде этот фильм превращает в задорную издёвку: если уж и рассказывать о преодолении подростковых комплексов и примирении с родителями на фоне праздника, то именно так — по-инфантильному и без всякого чувства меры.

Оливия Хасси в роли Джесс на кадре из фильма «Черное Рождество»

Оливия Хасси в роли Джесс на кадре из фильма «Черное Рождество»

Угрюмая классика, к которой, однако, хочется возвращаться из года в год. То ли настолько внушает дух старых слэшеров, то ли «Чёрное Рождество» по прошествии нескольких десятков лет умудрилось не растерять главного — извечного гнетущего страха перед неотвратимым наступлением любого зла (а ещё смогло уже в 70-х стать довольно любопытным феминистским высказыванием). Ужас настигнет тебя, когда не ждёшь: например, в женском общежитии, прямо в канун праздника. «Чёрное Рождество», может, потому и пугало, что каждым своим кадром пыталось рефлексировать на тему близости смерти не только героев (совершенно невинных студенток и во многом случайных жертв), но и самого зрителя. Такое напоминание на каникулах уж точно не самое лучезарное, зато абсолютно честное и жуткое.

Текст: Владислав Шуравин, Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?