Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Космические твари, и кому они угрожают: рейтинг самых жутких инопланетных монстров в кино

25 мая 1979 года на экраны вышел «Чужой» Ридли Скотта – космический хоррор, подаривший нам самого отвратительного пришельца в истории кино. Но ползучий ужас в лице ксеноморфа был лишь началом: с годами в научной фантастике все увереннее разворачивали космическую фауну, испытывая на изобретательность специалистов по визуальным эффектам, а нервы зрителей — на прочность. Мы вспомнили 10 самых интересных космических тварей, от студенистой массы до загостившихся клоунов, и расставили их от самой странной к самой угрожающей.

Добавить в закладки
Космические твари, и кому они угрожают: рейтинг самых жутких инопланетных монстров в кино

10-е место: Желеобразная масса

Кадр из фильма «Капля»

Кадр из фильма «Капля»

Кино всегда опасается метеоритов, как бы предупреждая зрителя: ничего хорошего от гостей не жди. «Капля» — хрестоматийный пример хоррора, в котором главный источник космического зла — желеобразная масса. Она цепляется к предметам, а также засасывает тела людей в недра полупрозрачной субстанции. Студенистая эктоплазма питается и растет с невероятной скоростью, а под конец и вовсе превосходит в размерах жилые дома. Капле отдал бы предпочтение любой ученый, назвав ее самым реалистичным из пришельцев, которых ковала коллективная фантазия кинематографа, и это чистая правда. Чтобы обезвредить эту массу и спасти небольшой городок, местным жителям и полицейским пришлось очень постараться.

Однако конкуренцию с прочим бестиарием капля едва ли выдерживает — ее достаточно было заморозить и отправить в Арктику. Тем временем существо из «Нечто» вовсе не жалуется на перепады температур и прекрасно чувствует себя во льдах.

9-е место: Инопланетные клоуны

Кадр из фильма «Клоуны-убийцы из открытого космоса»

Кадр из фильма «Клоуны-убийцы из открытого космоса»

Клоуны и без всяких демонических обертонов пугают человечество — спасибо Стивену Кингу, чье «Оно» смогло пробурить путь к нашим иррациональным страхам. Но что будет, если сделать циркачей совсем неординарными — космическими гостями, которые прибывают на Землю, чтобы учинить террор? В комедийном ужасе Стивена Чиодо клоуны таскают с собой смертоносные пушки с попкорном и хранят человеческие тела в коконах из ваты. Их облик действительно тревожит: мешковатые и яркие костюмы, а также отвратительные маски со слоем белого макияжа — дешевизна и броскость в данном случае лишь провоцируют зрительский эффект. Взглянув на этих монстров, хочется бежать без оглядки от циркового шатра.

Но уму непостижимо, чтобы космических врагов смогла одолеть группа неподготовленных тинейджеров — сущее унижение для такой формы жизни. Даже китчевые пришельцы из «Марс атакует!» — морфологические собратья клоунов — развернули целую интервенцию и тщательнее подготовились к земной миссии.

8-е место: Пришелец-чебурашка

Кадр из фильма «Спутник»

Кадр из фильма «Спутник»

У российского кинематографа появился свой ксеноморф — склизкое существо с органическим воротником вокруг головы и извивающимися конечностями. Это создание вышибает ряды советских военных и космонавтов, проворачивая с ними примерно те же трюки, что делал чужой, в том числе вступает в симбиотическую связь.

Однако этот монстр живет еще и благодаря щедрым подаркам спецслужбистов — ему скармливают неугодных представителей общества, взращивая как будущее оружие. Здешний чужой не чета оригинальному, поскольку находится в зависимом положении не только от носителя, но и от партийной власти. Да и космос, как мы прекрасно знаем из учебников истории, принадлежит не ему, а советским астронавтам.

7-е место: Марсиане с бластерами

Кадр из фильма «Марс атакует!»

Кадр из фильма «Марс атакует!»

«Марс атакует!» Тима Бертона часто называют любовным посланием второсортной кинофантастике 50-х. Соответствуя грошовой эстетике, пришельцы здесь получились на редкость «бэшными» — без пяти минут мультипликационными моделями, которые кошмарят человечество захватническими планами и смертоносными бластерами. Гнусные и низкорослые интервенты предпочли войну дипломатии, развязав ее прямо на торжественной встрече с землянами. Инопланетяне из фильма Бертона — шаблонные и насквозь карикатурные — впервые появились в 1962 году для серии коллекционных карточек. Кто бы мог подумать, что спустя время озлобленные черепа в скафандрах сослужат добрую службу кинематографу?

Марсиане оказались врагами, коих еще поискать. Не так уж много тварей добились стратегических целей, убив президента США и надругавшись над работниками Белого дома. Но их поражение оказалось поистине бесславным: какие солдаты так просто капитулируют, прослушав мелодию из бабушкиного проигрывателя? Смешно бы получилось, если бы  существо из «Нечто» или ксеноморфа смогла одолеть давно забытая песня.

6-е место: Веном

Кадр из фильма «Веном»

Кадр из фильма «Веном»

Нежданный гость из космоса, который быстро адаптировался и стал нью-йоркским жителем: научился говорить, пристрастился к куриному мясу и даже сравнительно неплохо поладил с Эдди Брокком — своим хозяином, который носится по крышам в черном костюме инопланетного симбиота. У Венома захватывающая жизнь, полная взлетов и падений: от него периодически отрекается носитель, а в остальное время он противостоит другим, еще более опасным пришельцам.


Капля — жидкая форма из фильма 1958 года, конечно, обладает куда большей самостоятельностью, чем Веном. Ему, как преданной собаке, всегда нужен хозяин. Но у симбиота, очевидно, есть бонус в кармашке — приз зрительских симпатий и неописуемая харизма. Веном — настоящий задира, способный вывести из-под контроля разум своего владельца. А это, знаете ли, куда страшнее какой-то желеобразной горошины.

5-е место: Космические жуки

Каспер Ван Дио в роли Рико на кадре из фильма «Звездный десант»

Каспер Ван Дио в роли Рико на кадре из фильма «Звездный десант»


Победить смертоносных жуков (так называемых арахнидов) — правое дело для настоящего десантника. В сатирическом боевике Пола Верховена полчища насекомых, управляемые единым разумом, вызывают целый спектр зрительских чувств: от отторжения до сочувствия (главный иронический твист фильма в том, что бравые десантники к концу превращаются в антагонистическую фигуру). Арахниды сражают одним только видом конечностей и жвал, но если бы этим все заканчивалось: у насекомых существуют целые подразделения, начиная от летающих монстров и заканчивая самовзрывающимися жуками-камикадзе. Отряды военных идут на захватническую войну с насекомыми, даже не понимая, как быстро они могут расстаться с головой и конечностями.

Жуки истребляют целые гарнизоны, а с военными не церемонятся, предпочитая высасывать их мозги. Насекомых сложно сдерживать даже обученным десантникам — это угроза, несопоставимая с неряшливыми клоунами и шаблонными марсианами. Если бы такое сражение происходило на Земле, есть риск, что наши силы едва бы справились с полчищем арахнидов.

4-е место: Биорапторы

Кадр из фильма «Черная дыра»

Кадр из фильма «Черная дыра»

Все прекрасно знают, почему «Черной дыре» удавалось пугать зрителей. Причиной тому биорапторы — крылатые звери с острыми зубами и раздвоенным хвостом, которые скрываются в пещерах, а ночью выходят на охоту. Эти существа словно произрастают откуда-то из мифов, только вместо героического Геракла находит управу на гадов Ричард Б. Риддик. Смешав белую акулу и птеродактиля, создатели придумали действительно жуткий дизайн космического монстра, при этом уложившись в скромный бюджет («Черная дыра» стоила 23 миллиона долларов). Крайне жаль, что франшиза о Риддике оказалась столь разрозненной в стилистическом плане: крылатые хищники явно заслужили более частого появления на экранах. С биорапторами сложно вести борьбу — лучше бежать. Однако армию монстров можно одолеть, обдав пламенем из включенных двигателей корабля. Будь они поумнее, скажем, как ксеноморфы, наверняка смогли бы выстоять против Вина Дизеля.

3-е место: Хищники

Кадр из фильма «Хищник»

Кадр из фильма «Хищник»

Кинематограф удостоверил нас, что от инопланетных рас добра не сыщешь. Тем более от Хищников — воинственных гуманоидов атлетичной формы, которые ведут охоту на людей и грозят своими передовыми технологиями. Их образ впечатывается в память: нервные окончания в виде дредов, страшные жвала и боевой арсенал, позволяющий считать существ то инопланетными солдатами, то космическими ниндзя (они используют лезвия, сюрикены, а также применяют плазменные пушки). Весь ужас в том, что при встрече с таким монстром человек больше не чувствует себя хозяином планеты — он жертва в тепловизионной оптике охотника, а справиться с Хищником не могут даже обученные бойцы отряда.

Чужой или Хищник? Вопрос, волновавший зрителей и киноделов с конца 80-х годов. Кроссовер «Чужой против Хищника: Реквием» нашел примирительный компромисс, убив дуэлянтов в очаге ядерного взрыва. Однако ксеноморфу, как ни крути, нельзя отказать в преимуществах — склизкое и почти незаметное существо может проделывать всякое с Хищником, если лишить того брони и военной техники. В самом деле, какой арсенал и какая тактика спасет от гнева Королевы Чужих?


2-е место: Ксеноморф

Кадр из фильма «Чужой»

Кадр из фильма «Чужой»

Фантастика всегда рассказывала об угрозах, таящихся в ледяной пустоте космоса, и хвасталась своим бестиарием. Но именно образ ксеноморфа из «Чужого» окончательно оттолкнул нас от космоса. Никакой надежды, спасения и коммуникации — только двуногая склизкая особь с гладкой головой, выдвигающейся челюстью и кислотной кровью. В это существо — шедевр биомеханического дизайна Ханса Гигера — бессмысленно стрелять или пытаться спрятаться от него в темноте. Клаустрофобный хоррор Ридли Скотта, а также все последующие инкарнации монстра убедили нас, что образ самки Чужого — это прямой путь к нашим коллективным страхам, к испугу перед безудержной силой материнства. Ксеноморфа пытались сжигать и многократно выбрасывали в открытый космос, но эта инопланетная раса всегда возвращалась к жизни. Чем, конечно, не могут похвастаться никакие клоуны, марсианские захватчики, желейные монстры и даже Хищники: у «Чужого» больше всего продолжений!

1-е место: Инопланетный организм со способностью к мимикрии

Кадр из фильма «Нечто»

Кадр из фильма «Нечто»

Норвежские полярники нашли замерзшее существо, которое прибыло невесть из каких глубин космоса. Пришелец из карпентеровского «Нечто» –– несомненный король в пантеоне монстров 80-х, он смог адаптироваться к суровой Антарктиде, разгромить полярную станцию и, возможно, ускорить планетарный апокалипсис (мы ведь так и не узнали, что произошло после).

Существо имитирует внешний облик жертвы, будь то собака или человек, заносит опасную инфекцию, а под развязку предстает в своем жутком образе — метаморфирующего сгустка из тел, костей и лиц, мастерски созданного гением аниматроники Робом Боттином. С появлением «Нечто» зритель раз и навсегда понял: климат Антарктиды – меньшее из зол, что ожидает полярников на самом южном материке.

Огнемет — лучший способ ликвидировать космическую форму жизни. Об этом говорит опыт экипажа «Ностромо»: ксеноморфа тоже пытались уничтожить самодельным оружием. Но если Чужого можно загнать в шлюз и выкинуть в открытый космос, то мутанта из карпентеровского хоррора уже некуда выбрасывать. Он, скрывшись с базы или метаморфировав во что-то более ужасное, так и остался на Земле. В отличие от ксеноморфа, тоже гостившего на нашей планете, это существо почти невозможно опознать. И, возможно, оно уже среди нас.

 

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?