Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

Кровь молодая и горячая: 8 режиссёров-вундеркиндов, которые прославились до 30 лет

Кино — искусство и молодое, и для молодых. Хорошим аргументом служат неповторимые фильмы, снятые вундеркиндами — авторами, которым не было даже тридцати, когда на их головы свалились признание и награды. Вспомним самых юных и самых горячих.

Добавить в закладки
Кровь молодая и горячая: 8 режиссёров-вундеркиндов, которые прославились до 30 лет

Орсон Уэллс — 25 лет

Кадр из фильма «Гражданин кейн»

Кадр из фильма «Гражданин кейн»

«Гражданина Кейна» уже более полувека называют самой важной и скандальной картиной в истории Голливуда, настольной книгой кинорежиссуры и энциклопедией стилей — и поставил ее, представьте себе, 25-летний парень. Орсон Уэллс — настоящий вундеркинд, не знавший о ремесле кино практически ничего, — взял индустрию творческим нахрапом. Юноша работал в театре и добился некоторого успеха в радиоспектаклях. Постановка по «Войне миров», например, взорвала американскую общественность: слушатели действительно поверили, что марсиане штурмуют планету, а эмоциональные описания Уэллса — отчёт с места событий.

Трудно даже представить, что в 40-е годы — в эпоху «золотого века Голливуда», — когда безоговорочно доминировал продюсер, молодой Уэллс смог взять творческий контроль на себя — компания RKO поверила в молодого повесу и развязала ему руки. «Гражданин Кейн» — огромное событие в истории не только американского кино, но и медиа. Гранит авторского кинематографа, до сих пор непревзойдённый — в том числе самим Уэллсом, который не смог повторить дебютный успех.

Майкл Ривз — 24 года

Кадр из фильма «Великий инквизитор»

Кадр из фильма «Великий инквизитор»

Следующий вундеркинд вышел из Британии начала 60-х. Майкл Ривз — режиссёр «Великого инквизитора», костюмированного эксплотейшена, в котором Винсент Прайс сыграл жестокого палача, охотящегося на ведьм. Ривз начал работать в 22 года, поставив «Сестру Сатаны». Вскоре юноша завоевал статус находчивого и талантливого новичка, умеющего создавать низкобюджетные, но эффектные постановки, — можно сказать, в Англии рос свой Роджер Корман.

«Великий инквизитор» — триумф молодого режиссёра. Быть может, первый по- настоящему убедительный британский вестерн, реконструирующий эпоху Английской революции. Ривз — не только талантливый, но и заносчивый малец, который на съемках неоднократно конфликтовал со звездой Прайсом и, в общем-то, удачно набивал себе цену. Успех ленты об инквизиторе, как коммерческий, так и критический, увы, не обеспечил дальнейшего развития — глубокая депрессия и спровоцированный заболеванием приём психотропных лекарств погубили вундеркинда. Ривз умер в 25 лет, оставив после себя три полнометражных ленты. Все они — достояние британского низкобюджетного кино 60-х.

Хармони Корин — 24 года

Кадр из фильма «Гуммо»

Кадр из фильма «Гуммо»

Сегодня многие знают Хармони Корина. Он звезда американского инди-кино, друг и соавтор Ларри Кларка, а также один из наиболее радикальных певцов маргинальной Америки — страны бесперспективных тусовщиков и бездельников. Уже в 24-летнем возрасте Корин дебютирует с фильмом «Гуммо» — грубым и непредвзятым портретом американской молодёжи из глубинки. В режиме свободного повествования Корин рассказывает о нескольких днях из жизни безработных гуляк, коротающих время.

Хорошо знакомый с лентами Жан-Люка Годара, прозой Фланнери О’Коннор и популярной культурой, Корин создаёт стилистически очень густое и разнородные кино — о том, что такое Америка пригородов и кто такие white trash. Свой первый громкий фильм Корин снимал всего четыре недели, в беднейших районах Нэшвилла, а безумных персонажей почерпнул из собственного детства. С каждой новой работой Корин радикализировал эстетику («Ослёнок Джулиэн» снят внутри эксперимента «Догма 95»), но факт есть факт — режиссёрский путь автора начинался довольно стремительно.

Кевин Смит — 24 года

Брацан О’Хэллоран в роли Данте на кадре из фильма «Клерки»

Брацан О’Хэллоран в роли Данте на кадре из фильма «Клерки»

Кевин Смит показал всему Голливуду, что 90-е — за молодыми и независимыми. Его режиссёрская карьера началась в 24 года, после смены прежней работы в видеосалоне. В месте, существенно важном для сюжета «Клерков», где вниманию представлен один неудачный день продавцов: одного — в продуктовом, другого — в магазине кассет. Молодой постановщик шёл через тернии к славе: не спал ночами, около 20 дней подряд изнурительно снимал комедию, а также заложил любимую коллекцию комиксов, чтобы найти бюджет для дебюта.

Неоперившийся режиссёр быстро стал самым перспективным комедиографом американского независимого кино — и это, представить только, резким скачком: от вчерашнего работника видеомагазина до художника, который тонко поймал мироощущение поколения Y.

Лина Данэм — 24 года

Лина Данэм в роли Ауры на кадре из фильма «Крошечная мебель»

Лина Данэм в роли Ауры на кадре из фильма «Крошечная мебель»

Сериал «Девчонки» Лины Данэм опрометчиво считать первым постановочным достижением молодой звезды. Уже в возрасте 24 лет Данэм снимает «Крошечную мебель» — драму о вхождении подростков в непростую взрослую жизнь. Сама Данэм не только срежиссировала картину, но и взяла на себя актерскую миссию, сыграв выпускницу колледжа, которая возвращается домой и не понимает, как организовать своё будущее.

Необычайную зрелость и сноровку у Данэм выдаёт обескураживающий юмор — она с иронией и остротой создаёт убедительный портрет молодёжи, выросшей в эпоху Facebook. Мизерный бюджет и непрофессиональная техника делают «Крошечную мебель» чемпионом в стилистике DIY — совсем скоро Данэм станет уже большой и профессиональной постановщицей, с чьим интенсивным ростом будет считаться уже весь строй независимого американского кино.

Кадр из фильма «Я убил свою маму»

Кадр из фильма «Я убил свою маму»

Ксавье Долан — 20 лет

Кто-кто, а Ксавье Долан знакомился с киноиндустрией со стремительной скоростью. Вместо диплома о завершении университета Долан полагается на семинары по сценарному мастерству, наследие киноклассики и собственный юношеский максимализм. Уже в 20 лет Долан дебютирует с драмой «Я убил свою маму», в центр которой поставлены болезненные отношения сына и матери. Неутомимый в творчестве и открытый для стилистических изысканий Долан воплотил в жизнь сценарий, написанный ещё в 16-летнем возрасте. И который, без всяких сомнений, основан на персональных чувствах Долана-подростка.

Помощь в реализации проекта оказали не только государственные канадские компании, но и бессмертные эстетические ориентиры — например, фильм «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо, чьё дыхание чувствуется в истории о подростковом бунте и максимализме. Начав в 20 лет, Долан лишь форсировал процесс кинотворчества: уже через год каннская публика, а затем и весь мир увидели его второй фильм — «Воображаемую любовь», во многом основанный на темах и стилистике французской «новой волны».

Бернанадо Бертолуччи — 23 года

Кадр из фильма «Перед революцией»

Кадр из фильма «Перед революцией»

«Конформист», «Последнее танго в Париже», «Последний император» — лишь малая часть наследия Бертолуччи, с которым автор вписался в пантеон главных режиссёров ХХ века. Делать себе имя итальянец начал довольно рано: сначала отцовская прививка кинематографом — поэт и кинокритик дал юному Бернардо необходимый бэкграунд, — затем работа ассистентом у Пьера Паоло Пазолини на съёмках «Аккатоне». И в 23 — первый фильм, принёсший Бертолуччи известность. «Перед революцией» основан на романе Стендаля «Пармская обитель», но перенесён в Италию начала 60-х, где, равно как и во Франции, молодёжь все охотнее проявляет свою политическую активность.

Бертолуччи в картине говорит о революции как в творчестве, так и в социальной жизни — в его экспериментальный арсенал входят в том числе техники французской «новой волны», с которой бок о бок шёл начинающий классик. Да и в целом в послевоенную эпоху искусство кинематографа все более переходило в руки молодого поколения, которое искало новый язык и новые смыслы. Из юных революционеров киноязыка Бертолуччи оказался чуть ли не самым порывистым.

Джон Синглтон — 23 года

Кадр из фильма «Ребята с улицы»

Кадр из фильма «Ребята с улицы»

В бедных кварталах Лос-Анджелеса взрослеют быстро и вынужденно — такова жизнь в криминогенной среде. Это касается и творческой стези — Джон Синглтон, например, поставил свой главный фильм в 23 года, а затем и вовсе стал самым молодым и первым темнокожим автором, выдвинутым на «Оскар» в номинации «лучший режиссёр».

«Парни с района» начали волну афроамериканского кино 90-х, сосредоточив внимание на социальных проблемах и неустроенности жизни. Но Синглтон не выдумывал фактуру, а фактически писал, обратившись к впечатлениям детства — это были «400 ударов» в афроамериканской среде, полной беспредела, криминала и нерадужных перспектив взросления (сам Синглтон признавался, что создавал «Парней с района» не без влияния ленты Трюффо). 23-летний парень вместо того, чтобы прозябать в гетто, создал драматичный и сложный портрет жизни в Южном централе. И местами трудно поверить, что столь крепкая, выверенная режиссура — результат работы совсем молодого человека.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?