Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Одержимость»

Энергичная, живая, трогательная и при этом мощная картина-схватка гранитной глыбы и скульптора-ваятеля на фоне невероятных ритмов джаза

Добавить в закладки

Молодой студент консерватории Эндрю сутками напролет совершенствует свое мастерство игры на барабанной установке. Его цель – самый престижный, успешный и перспективный джазовый оркестр, которым управляет несносный руководитель Теренс Флетчер. Когда удача наконец улыбается молодому человеку и перед Эндрю открывается дверь в мир большой музыки, парень оказывается неспособен соответствовать всем требованиям своего нового учителя. Требования того оказываются запредельными, истощающими, выжимающими все соки. Но только так, по мнению Флетчера, можно из многообещающего артиста сделать настоящую звезду.

Кадр из фильма «Одержимость»

После того как сценарий Шазелла в 2012 году попал в «Черный список», режиссер снял 18-минутную короткометражку «Одержимость», которую представил на фестивале «Сандэнс». Успех там позволил Шазеллу снять по этому сценарию полный метр

Голливуд любит фильмы о преодолении. Столкновение героя с преградой, первое сомнение в том, что он сможет превозмочь себя и двинуться дальше, подготовка к взятию препятствия, трудовая победа – все это части практически любого американского фильма. Иногда эта линия прячется глубоко внутри, скрываясь под тоннами компьютерных эффектов или, наоборот, под обнаженными нервами какой-нибудь инди-комедии. Иногда режиссеры и вовсе идут по самому простому пути – раскрывая линейку «препятствие-преодоление-победа» в спортивном фильме. Кажется, удивить здесь уже совершенно нечем, но нет, находятся и на этом протоптанном пути свои новаторы, как в случае с «Одержимостью». И особенно радостно в этом случае, что таким новатором оказался молодой постановщик, фактически дебютант, в светлое будущее которого очень хочется верить.

Кадр из фильма «Одержимость»

Майлз Теллер занимается игрой на барабанах с 15 лет, причем использует необычную энергичную манеру работы с палочками. На съемочной площадке он действительно сбивал руки в кровь и покрыл ею не один барабан

Что же такого особенного в «Одержимости», что ее взахлеб хвалят все, кто посмотрел картину, в список лучших фильмов года заносит каждый второй, а призы ведущим актерам гарантирует каждый третий? Пожалуй, главное – это отрицание всего того, во что мы привыкли верить, думая об искусстве вообще и о музыке в частности. Талант всегда пробьет себе дорогу? Ничего подобного, посредственности и чуть менее талантливые коллеги сожрут тебя, будь ты хоть Моцартом наших дней. Семья всегда поддержит тебя, а романтические отношения окрылят? Забудь, отец никогда не поймет твоей страсти к фаготу или альту, а девушка будет лишь отнимать время, силы и внимание. Попадешь в престижную школу, класс, оркестр и весь мир будет у тебя на ладони? Ага, сейчас. Ты будешь бороться за каждую минуту нахождения в элите, но это не гарантирует тебе удачу, а удача не гарантирует того, что о тебе не забудут наутро после провала.

Кадр из фильма «Одержимость»

И все-таки таланты пробиваются, умудряются выучиться, проходят отборы и конкурсы и превращаются в звезд. Не в тех звезд, которых крутит клиповый канал с односложной песенкой на трехаккордовый мотивчик, а в настоящих музыкантов, чьи имена остаются в истории, чей путь в музыке изучают потомки, чьим мастерством наслаждаются даже после их смерти. Откуда же они? Они перешагивают невидимую черту собственных возможностей и взлетают. Именно на это нацелен учитель Флетчер, герой феноменально отыгравшего свою роль Дж.К. Симмонса, именно к этой черте подошел барабанщик Эндрю – вмиг повзрослевший и выдавший фантастический нерв Майлз Теллер. Черта эта практически осязаема, она пропитана потом тренировок (талант ничто без постоянной практики), кровью стертых пальцев, слюной голодного до славы юноши. Она совсем рядом, на расстоянии четырехминутной мелодии, но ее преодоление может остаться лишь мечтой.

Кадр из фильма «Одержимость»

Как такое удалось сотворить молодому режиссеру Дэмьену Шазеллу? Как таких страстей на экране смог нагнать 28-летний пацан? Сам Шазелл говорит, что ему пришлось пройти нечто подобное в своей жизни, что кто-то подгонял его, избегал соблазна перехвалить. В ответ сценарист и постановщик «вырастил» этакого Тайлера Дардена от музыки – готового унижать, оскорблять, высмеивать, доводить до слез, подставлять, бросаться мебелью, обманывать, но делать из своих учеников нечто большее, чем просто сидящий со своим инструментом безымянный член оркестра. Флетчер растит Музыкантов, и пройти его путь могут не все.

Наполненный фантастической музыкальной начинкой фильм полон такой неуемной энергией, в нем столько настоящей страсти, одержимости в самых разных смыслах этого слова, что зрителя он пронизывает не хуже мощного оркестрового концерта. «Одержимость» пугает, но подхлестывает (недаром дословный перевод названия – «Хлыст»), стимулирует, но и бьет по рукам тех, кто мечтает о простом решении всех проблем. Каждая минута картины – бой, каждая нота – ступенька, каждый удар барабанной палочки – толчок крови по венам. Более живой, сложной и адреналиновой ленты в этом жанре сложно себе представить, поэтому откиньтесь на спинку кресла, расслабьтесь и приготовьтесь к музыке. Здесь будет Джаз до последней капли крови.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?