Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

Заграница нам поможет: Трагические события из российской истории в западных фильмах

Кино – это известный способ проработки общественных травм. Но так как отечественные кинематографисты предпочитают уделять внимание военным и спортивным победам, нам в основном приходится смотреть на трагические эпизоды из нашей истории глазами западных режиссеров

Добавить в закладки
Заграница нам поможет: Трагические события из российской истории в западных фильмах

Кадр из фильма "Курск"

За развернувшейся в 2000 году трагедией на российской атомной подводной лодке «Курск» наблюдал весь мир. Драматическая реконструкция событий, адаптированная сценаристом «Спасти рядового Райана» Робертом Родатом по популярной книге Роберта Мура «Время умирать», оставляет мало надежды зрителю, так как никто из экипажа не выжил. По мере того, как мы наблюдаем за стоическими усилиями 18 матросов дождаться помощи в неповрежденной камере, главную опасность представляет собой неуместная в данном случае гордость военно-морского флота РФ, оставшаяся со временем Холодной войны. Высшее руководство, не способное признаться, что их оборудование устарело, отказывается принять международную помощь.

Очень странно видеть в этой европейской ко-продукции на посту датского режиссера Томаса Винтерберга, когда-то зарекомендовавшего себя придирчивым пуристом в движении «Догма 95» Ларса фон Триера. Но ему и в жанре катастрофы удаются впечатляющие сцены – как, например, добывание спасительных предметов из затопленной соседней камеры, снятое одним невыносимо напряженным дублем. Минобороны России сначала заинтересовалось проектом и предложило студии Люка Бессона сотрудничество в съемках, но потом отказались от этой идеи из соображений государственной тайны, повторив маневр, описанный в фильме. В итоге съемки фильма шли во Франции, Бельгии и Норвегии.

Фильм «Курск» будет показан впервые на российском ТВ в среду, 18 сентября, в 20.30 на канале «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!»).

Кадр из сериала "Чернобыль"

Почти синхронно с тем, как драконы сжигали насмерть тысячи людей в «Игре престолов» этой осенью, HBO выпустил самый ужасающий телесериал последних лет. Несмотря на восторженный прием прессой и западными зрителями, многие россияне и украинцы не спешили погрузиться в американскую постановку о катастрофе на Чернобыльской АЭС 1986 года. Трагедия эта коснулась многих жителей бывшего СССР, многие из которых оказались в опасной зоне в качестве либо жертв, либо ликвидаторов последствий. К тому же на эту тему уже был снят российский фильм «В субботу» Александра Миндадзе, прошедший незаметно в сравнении с продукцией канала HBO).

Однако режиссер Йохан Ренк, в прошлом шведский поп-артист, и сценарист/шоураннер Крейг Мейзин, до этого занимавший совсем несерьезными работами типа «Мальчишника в Вегасе» и «Очень страшного кино», добились такой степени реализма в описании происходивших событий, что сложно сказать, что именно в сериале вызывает больше дискомфорта – радиация, убивающая клетки, или ложь советских властей, позволявшая ей распространяться. Расположенная на Новодевичьем кладбище могила советского химика Валерия Легасова, с чьего самоубийства начинается «Чернобыль», этой весной утопала в цветах от благодарных зрителей. Вряд ли может быть более достоверное доказательство высокого качества этого мини-сериала.

Кадр из фильма "Николай и Александра"

Кинопродюсер Сэм Спигел, недовольный тем, что его отстранили от работы с Дэвидом Лином над экранизацией «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, решил в отместку снять свою версию событий революции в России, но вместо поэта и его супруги поставить на фон Кровавого воскресенья и первой мировой войны самого Николая II и императрицу Александру – вплоть до их расстрела большевиками в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Трехчасовой биографический фильм был снят режиссером Фрэнклином Шеффнером по одноименному бестселлеру Роберта Мэсси и получил две премии «Оскар» - за лучшие костюмы и лучшую работу художника-постановщика.

У Спигела не получилось пригласить в масштабную картину больших звезд – от Марлона Брандо (на роль Ленина или Распутина), Питера О’Тула и Юла Бриннера до Ванессы Редгрейв и Кэтрин Хэпберн. Фильм был назван в 1972 году рецензентом газеты «Известия» целлулоидной клюквой – и после его выхода Комитет по кинематографии СССР утвердил проект фильма Элема Климова о Григории Распутине «Агония», чтобы дать ответ антисоветчикам по теме царизма.

Кадр из фильма "Побег из Собибора"

Британский телефильм 1987 года о массовом побеге заключенных-евреев из концентрационного лагеря на востоке Польши, организованном в 1943 году советским военнопленным Александром Печерским (которого в фильме играет Рутгер Хауэр с его чисто арийской внешностью). Сценарий был написан по одноименной книге Ричарда Рашке 1982 года. Название концлагеря Собибор менее распространено, чем Дахау, Бухенвальд или Треблинка – главным образом потому, что немцы сразу после побега стерли его с лица земли и уничтожили все записи о нем.

Основной моральный вопрос касательно этого (и любого художественного фильма на тему Холокоста) заключается в том, можно ли снимать на эту тему приключенческие боевики, ставящие себе целью развлекать зрителя? Трехчасовому «Побегу из Собибора» с его румяными и прекрасно выглядящими заключенными (среди которых выделяется своей красотой Джоанна Пакула), безусловно, далеко до «Списка Шиндлера». Но фильм заслуживает похвалы за попытку рассказа о незаслуженно забытом и значимом событии. Через тридцать лет на эту же тему был снят российский фильм Константином Хабенским.

Кадр из фильма "Гражданин Икс"

Снимавшийся в Венгрии криминальный телефильм американского канала HBO по роману Роберта Каллена «Отдел убийств» рассказывал о неослабных усилиях советского детектива Виктора Буракова (Стивен Ри) по поимке серийного убийцы Андрея Чикатило на протяжении почти десяти лет. Задача детектива, не обладавшего никакими передовыми инструментами расследования, осложнялась из-за бюрократических препон и отсутствия поддержки начальства.

Режиссер Джеролмо сначала хотел отказаться от съемок фильма о «ростовском мяснике», убившем 53 человек (большую часть из которых составляли дети) из-за мрачности истории. Однако реальный следователь Бураков, много общавшийся с автором книги, режиссером и продюсерами картины, организовал американцам встречу с реальным Чикатило, пока тот ожидал исполнения смертного приговора (Чикатило был казнен за год до выхода фильма в 1995 году). Встреча с реальным монстром произвела сильное впечатление на кинематографистов, и вылилась в картину, получившую высокие оценки в западной прессе. Однако на российских зрителей фильм, показанный по Первому каналу в 2001 году, впечатления не произвел. Многие обозвали его развесистой клюквой, посмеялись над многочисленными ляпами и сошлись во мнении, что американским киношникам лучше держаться подальше от отечественной истории.

Кадр из фильма "Эвиленко"

Журналист и внук одного из основателей Итальянской коммунистической партии Давид Греко дебютировал в кино экранизацией собственного романа о Чикатило под удивительно прямым названием «Коммунист, который ел детей». В фильме роль убийцы, фамилия которого изменена на Эвиленко (от англ. «evil»), исполнил Мальколм Макдауэлл. Для актера это был не первый опыт перевоплощения в русского убийцу – в 1991 году он сыграл в фильме «Цареубийца» Карена Шахназарова чекиста, руководившего расстрелом царской семьи в 1918 году.

В фильме Греко пользуется временными совпадениями, связывая захват Чикатило в 1990 году с падением коммунистического режима в 1991 году и проводя между ними напрашивающиеся параллели. Эвиленко в исполнении Малькольма Макдауэлла – жесткий олдскульный коммунист, полный ненависти к Горбачеву и прочим реформаторам. В советской идеологии серийные убийцы считались побочным продуктом загнивающего западного капитализма, и при коммунизме их существовать не могло. Вместо того, чтобы признаться в собственном заблуждении, советские власти стали скрывать убийства Чикатило (и других серийных киллеров) по идеологическим причинам, подвергая дальнейшей опасности население своей страны. Полный неточностей и далекий от идеального, «Эвиленко», тем не менее - один из тех редких триллеров о серийных убийцах, в которых социальным и политическим факторам уделяется не меньше внимания, чем саспенсу и шоку, привычных для этого жанра.

Кадр из фильма "Горький урожай"

Группа канадских кинематографистов украинского происхождения почти одновременно с событиями на Майдане и окончательным распадом отношений России и Украины сняли фильм, посвященный печальным последствиям советской коллективизации, вылившейся в Голодомор 1933 года, унесший более 4 миллионов жизней украинцев. Картина стала первым англоязычным описанием этого мрачного периода правления Сталина, однако не сумела произвести много шума из-за своего низкого качества – режиссер Джордж Менделюк, снимавший с конца семидесятых в основном мыльные оперы и картины с говорящими за себя названиями «Фрикадельки 3», набрал в каст фильма в основном английских актеров совершенно неславянской внешности, а сценарий, по следам «Доктора Живаго» и «Тихого Дона», в основном концентрировался на любовной истории двух украинских крестьян.

В «Горьком урожае», рисующем дореволюционную Украину как райскую идиллию изобилия и плодородия, появляется и карикатурный Сталин, посылающий через своих помощников и комиссаров проклятье украинцам. Ни престарелый Терренс Стэмп, размахивающий шашкой, ни сын Джереми Айронса в главной роли, не способны противостоять столь однобокой геополитике. Оказались они не способны и разжечь националистическую гордость украинской диаспоры – фильм при 20-миллионном бюджете не собрал и миллиона долларов, а критики сошлись во мнении, что об этих прискорбных событиях рассказывать, безусловно, надо, но куда более искусно и достоверно.

Кадр из фильма "Тайна перевала Дятлова"

2 февраля 1959 года группа горнолыжников погибла на севере Урала при загадочных обстоятельствах, которые с тех пор известны как инцидент на перевале Дятлова. Следствие пришло к выводу, что девять путешественников спешно покинули палатки посреди ночи, но причину этого установить не смогли. Существует множество версий гибели туристов, варьирующихся от слегка странных (явление под названием «парадоксальное раздевание», которое встречается в случаях гипотермии) до паранормальных (снежный человек, злобные инопланетяне и т.п.).

Режиссер Ренни Харлин, исследовавший государственные архивы в Москве, пришел к собственной теории событий на перевале Дятлова. С помощью продюсера Александра Роднянского режиссер облек свою версию в столь же неудачную форму жанра хоррора «найденной пленки» о пяти американских студентах, снимающих свое документальное расследование гибели тургруппы Дятлова в Уральских горах. Не сумев сконцентрироваться хотя бы на одной сколь угодно безумной конспирологической теории, Харлин сделал мэшап из всех существующих, добавив от себя филадельфийский эксперимент, телепортированных мутантов и кровожадных аборигенов манси. Судьба этого отмороженного малобюджетного триллера вызывает не меньше вопросов, чем реальный инцидент, легший в его основу.

Каждую среду в 20:30 канал «Кинопремьера» показывает телеэксклюзивы — фильмы, впервые показывающиеся по ТВ. Спрашивайте канал «Кинопремьера» у операторов кабельного и спутникового вещания.


Текст: Илья Миллер
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?