Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии

«Лакримоза» нас связала: рецензия на мини-сериал «Амадей»

Пёстрый пересказ мифа о смерти Моцарта и его завистливом сопернике Сальери.

25 декабря Текст: Егор Козкин 4 Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

«Хрупкие времена требуют возвращения к былым успехам», — говорит в одной из сцен император Иосиф II (Рори Киннер), персонаж пятисерийного «Амадея». Новая экранизация пьесы Питера Шефера (1979), хорошо знакомой зрителям по оскароносному фильму Милоша Формана (1984), вышла под конец года и стала ещё одним свидетельством эпохи, в которой ремейки всё чаще вытесняют оригинальные сценарии. Формально никакого творческого преступления совершено не было: не первый и тем более не последний раз авторы переделывают чужие произведения с надеждой продемонстрировать «новый» угол обзора. Сериал вполне безобидно и безопасно погружается в классическую историю, играет в декаданс и подмечает детали — однако оправдать собственное существование ему удаётся не всегда: он уступает предшественникам в масштабности, сюжетном и идейном потенциале, а также в многосложности идентичности.

Уилл Шарп в роли Вольфганга Моцарта на кадре из сериала «Амадей»

Уилл Шарп в роли Вольфганга Моцарта на кадре из сериала «Амадей»

Нарратором шоу с первых минут выступает престарелый Антонио Сальери (Пол Беттани), бывший придворный капельмейстер и вполне заслуженный композитор, завидовавший успеху молодого дарования Вольфганга Амадея Моцарта (Уилл Шарп). Юноша прибыл в Вену из Зальцбурга в 1781 году, сбежав от деспотичного отца (Джонатан Арис). Сальери поначалу курирует Моцарта, но вскоре понимает, что столкнулся с неизведанным, бездонным талантом, тем, на который у него самого не хватает ни исключительности, ни смелости, ни веры, ни сил. Постепенно Сальери замышляет недоброе — устранить Моцарта, доведя его до морального и физического истощения. 

Пол Беттани в роли Антонио Сальери на кадре из сериала «Амадей»

Пол Беттани в роли Антонио Сальери на кадре из сериала «Амадей»

Создателем новой версии выступил британец Джо Бартон, автор прошлогодних «Чёрных голубей» Netflix и других вполне успешных теленовинок. «Амадей» сюжетно несколько переиначивает фильм Формана: например, исповедуется Сальери весь фильм не священнику, а супруге Моцарта, Констанции (Габриэль Криви), которой в сериале выделено гораздо больше драматургического пространства (так справедливо диктует время). Больший акцент сделан на проникновенных, иногда схематично сделанных сценах супружеской жизни Моцарта — тоже отчасти модернизированный аспект. 

Уилл Шарп в роли Вольфганга Моцарта на кадре из сериала «Амадей»

Уилл Шарп в роли Вольфганга Моцарта на кадре из сериала «Амадей»

Беттани заметно уступает по своему потенциалу оскароносному Ф. Мюррею Абрахаму: здешний Сальери действует слишком механистично и непроницаемо, а обращения к Богу и пропитанный ядом монолог выглядят отрепетированными и безжизненными. Звезда «Белого лотоса» Шарп зачастую органичен и обаятелен в образе Моцарта, однако его подход кажется тоже слегка умеренным. Легендарный композитор, согласно первоисточнику, здесь часто представлен кутящим дебоширом-пьяницей, но Шарпу явно не всегда комфортно в этих условиях: он часто норовит сделать своего героя более эмоционально отчуждённым и стабильным, что в итоге лишает персонажа необходимой взрывной энергии. Настоящим сюрпризом выступает введённый в сюжет Александр Пушкин (Джек Фартинг). «Солнце русской поэзии» появляется в заключительной серии с намерением создать свою «маленькую трагедию», далёкую от правды (именно с неё распространится слух о кознях Сальери, не имеющий ничего общего с реальностью).

Несмотря на декоративную помпезность и расширенный хронометраж, «Амадей» производит впечатление наспех сделанного любительского спектакля — временами остроумного, но не слишком аутентичного. Бартон и его соавторы добросовестно адаптируют историю к современности. С учётом распространения ИИ, попытка порассуждать о таланте, зависти и других человеческих страстях засчитывается. И всё же новый «Амадей» служит «богу посредственности», которого упоминает в самом финале Сальери. Кому-то этого покажется достаточным, кто-то после просмотра справедливо отправится искать утешения в моцартовском «Реквиеме».

Текст: Егор Козкин
4 комментария
А
ред. 27 декабря в 12:40
Но ведь сериал не ремейк фильма Формана, а новая экранизация пьесы Шефера, а постановок может быть сколько угодно.
И справедливости ради - Пушкин популяризировал слух об убийстве Моцарта Сальери, но не создал его.
Печально, если ваша оценка объективна, я желаю талантливому Уиллу Шарпу больше признания, а то он в последнее время в тусклой фигне вроде "Эммануэль" снимается
Скрыть 2 ответа
2 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?