Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

12 французских франшиз, очаровавших мир

Сколько бы ни ругали критики и зрители волну сиквелов и ремейков, захлестнувших киноэкраны, продюсерам трудно отказаться от гарантий, которые даются оригинальным фильмом своим продолжениям – у новых историй со старыми героями гарантированно будут поклонники

Добавить в закладки
Люби меня по-французски

Кадр из фильма "Жандарм из Сен-Тропе"

Полвека назад французским массовым кинематографом заправлял очаровательный комик Луи де Фюнес. Картины с его участием пользовались бешеным успехом по всей Франции, а соседи-европейцы в очередь выстраивались за правами на прокат его картин на своей территории. Даже Советский Союз с удовольствием демонстрировал у себя, например, комедийный киносериал про жандарма Людовика Крюшо, время от времени цензурируя особо пикантные сцены. Стартовавшая в 1964 году лентой «Жандарм из Сен-Тропе» франшиза протянула почти двадцать лет, а все шесть фильмов режиссера Жана Жиро, ее составившие, были неизменно успешны.

Кадр из фильма "Фантомас"

Еще одним большим сериалом в карьере де Фюнеса стала трилогия о Фантомасе и комиссаре полиции Жюве. Советский кинопрокат получил права на три фильма Андре Юнебеля в обмен на свою «Анну Каренину», и сделка себя окупила многократно – их посмотрели более 120 миллионов зрителей. Интересно, что в СССР пародийные французские фильмы, имеющие давнюю литературную и кинематографическую подложку, часто воспринимались слишком серьезно, особенно среди подростков, что отразилось даже в кино – «Анискин и Фантомас». Сегодня время от времени появляются слухи о ремейке, но дальше разговоров дело не двигается.

Кадр из фильма "Большая Ява"

С не самой известной у нас комедии «Большая Ява» во Франции началось триумфальное шествие по большому экрану музыкальной комик-группы «Шарло». Пятеро музыкантов, попробовавших вкус кино в непритязательной ленте, меньше чем через год отметились в блистательной эксцентричной комедии «Новобранцы сходят с ума» знаменитого Клода Зиди и отправились с триумфальным маршем по Европе – за двадцать лет с участием ансамбля вышло 16 картин, многие из которых так или иначе отметились и в советском прокате. Зрители со стажем помнят и «Сумасшедших на стадионе», и «Шарло в Испании», и «Четверо против кардинала» – эти ленты успешно работали в кинотеатрах до самого распада СССР.

Кадр из фильма "Высокий блондин в черном ботинке"

Дабы у вас не сложилось впечатление, что французское кино интересовало только европейцев и совершенно не ценилось за океаном, приведем в пример дилогию Ива Робера о Высоком блондине. Энергичная комедия «Высокий блондин в черном ботинке» о случайно попавшем в эпицентр схватки спецагентов ничего не подозревающем скрипаче в исполнении Пьера Ришара настолько полюбилась зрителям, что получила не только сиквел на родине, но и голливудский ремейк «Человек в одном красном ботинке». Главную роль в нем сыграл аж сам Том Хэнкс, в то время, впрочем, еще только протаптывавший себе дорогу к славе.

Кадр из фильма "Эммануэль"

Нельзя рассказывать о вкладе Франции в мировое кино и не упомянуть самую известную в мире эротическую франшизу «Эммануэль». Лента Жюста Жакена, вышедшая в 1974 году, породила такую разветвленную цепь продолжений, ремейков и спин-оффов в самых разных уголках мира, что точно подсчитать все ягоды на этой грозди не представляется возможным. Тогдашний французский президент демонстрацию фильма запретил, и в прокат лента вышла уже после прихода к власти его преемника. С этого момента Эммануэль было уже не остановить – шесть только официальных продолжений получила лента во Франции (в четырех из них главную роль исполнила Сильвия Кристель), все они с успехом распространялись по миру, устанавливая новые правила эротики на большом экране.

Кадр из фильма "Откройте, полиция!"

С Клодом Зиди в нашем топе вы уже познакомились чуть раньше, но этот знаменитый режиссер известен не только сотрудничеством с Шарло – его перу принадлежат и еще две известные не только во Франции, но и в остальном мире франшизы. В первую очередь мы говорим о сатирическом фильме «Откройте, полиция!». Французы никогда особенно не церемонились со своими охранителями закона, но этот фильм превзошел все ожидания и стал одной из любимейших комедий с берегов Сены. Блистательная комедия, открывшая дорогу двум сиквелам, была показана и в СССР, но с обрезанной концовкой, причем финал был настолько неудачно купирован, что менял смысл картины.

Кадр из фильма "Пришельцы"

В то время как большинство зрителей в мире узнали о существовании Жана Рено после выхода «Леона» Люка Бессона, Европа познакомилась с долговязым франко-испанцем много раньше, а потому «Пришельцев», где Рено выступает на пару с Кристианом Клавье, принимали на ура без оглядки на титулы и звания. Фантастическая комедия о рыцаре XII века и его оруженосце, попадающих в наше время, была моментально растащена на цитаты, получила заказ на продолжение, отметилась американским ремейком с теми же актерами в главных ролях и уже грядущей весной ожидает выхода триквела. Совсем неплохо для незамысловатой ленты, которая, к удивлению собственных создателей, оказалась самым кассовым фильмом французского проката за 20 лет.

Кадр из фильма "Такси"

Вторая половина 90-х – время царствования во французском кино Люка Бессона. 1998 год стал решающим в истории французского кино, оно не просто вышло на мировую арену, оно успешно конкурировало с блокбастерным Голливудом силами всего одного автомобиля с шашечками. Комедийный криминальный боевик режиссера Жерара Пиреса по сценарию Бессона о таксисте, раскрывающем в содружестве с приятелем-копом серию ограблений банков, собрал в мире более двухсот миллионов долларов. У себя на родине фильм получил три продолжения, американцы сняли свой ремейк, а в индийском Болливуде зрители получили собственную трилогию по мотивам «Такси», где герои, впрочем, пересели на мотоциклы.

Кадр из фильма "Астерикс и Обеликс против Цезаря"

Третья важная французская франшиза, запущенная Клодом Зиди, – Астериксиада, которая до 1999 года существовала исключительно в рисованном мультяшном воплощении, а силами блистательного режиссера получила игровой полнометражный формат. Участие в картине популярнейших актеров Кристиана Клавье и Жерара Депардье гарантировало фильму внимание со стороны кинотеатров Европы, а положительная оценка зрителей позволила создателям еще трижды запустить в производство продолжения франшизы – за время с 1999 года по 2012-й галлы успели побывать в Египте, Англии и Греции. Российский зритель традиционно тепло принимает истории об Астериксе благодаря участию в фильмах Депардье -– самого русского из французских актеров.

Кадр из фильма "13-й район"

Новое столетие изменило положение Франции на кинематографической карте мира: если раньше уделом европейцев была комедия, то в 2000-х парижские режиссеры уверенно взялись за боевики. Сначала в мировом прокате выстрелил гоночный «Перевозчик», который получил три продолжения и телесериал, а затем пришла очередь паркура – в кинотеатры лихо запрыгнул «13-й район» Пьера Мореля. Боевик, в котором головокружительные трюки выполнены почти без использования графики, заставил зрителей сидеть с открытыми ртами, а по окончании фильма немедленно требовать продолжения. Сиквел вышел через пять лет, а еще через пятилетку свет увидел американский ремейк, ставший последней работой в кино Пола Уокера.

Кадр из фильма "Артур и минипуты"

Подмявший под себя едва ли не все возможные жанры Люк Бессон в 2006 году установил свой флаг и на вершине под названием «Полнометражная анимация». Мультпроект «Артур и минипуты», сочетающий анимацию и игровое кино, не стал мировым хитом, но Бессона остановить уже было невозможно, он взялся снимать продолжения и успел наваять целых два сиквела, прежде чем понял, что игра свеч не стоит. Тем не менее Европа ответила на экспансию анимации Pixar, Dreamworks и Disney – с пьедестала титанов индустрии сместить не удалось, но зрители запомнили эксцентричные фильмы, в озвучке которых приняли участие многие музыкальные звезды.

Кадр из фильма "Заложница"

Наконец, одним из самых успешных французских проектов, ориентированных на внешний мир, стала «Заложница» все тех же Люка Бессона и Пьера Мореля. Изначальная «шлифовка» под американский прокат дала свои ощутимые результаты – картина пятикратно окупила свой бюджет только прокатом в Штатах, по всему же миру прибыль от показов вдесятеро превысила затраты на съемки. Исполнитель главной роли Лиам Нисон настолько вжился в образ, что до сих пор из него не выходит, чередуя продолжения франшизы с игрой в других схожих по атмосфере проектах. Что же до «Заложницы», то три фильма серии собрали в мире почти миллиард долларов – французы могут гордиться тем, что над их фильмами теперь не только смеются, но и уважают их за реальную силу.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?