Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Любовь на полвека: рецензия на фильм «Обнажённая муза Пьера Боннара»

Старомодная история отношений прославленного художника и его спутницы.

Добавить в закладки

Трейлер

В 1893 году в парижскую студию к молодому живописцу Пьеру Боннару (Венсан Макен) приходит натурщица, представляется Мартой де Мелиньи (Сесиль де Франс) и рассказывает об итальянских корнях. Позировать гостье поначалу не очень хочется, видимо, для Марты дело в новинку и от нужды. Да и просьба художника буквально через пару минут после знакомства раздеться смущает. Однако робость сменяется пылким поцелуем. Вечер и ночь пара проводит в постели, вспыхивает роман, который закончится браком и продлится почти полвека. Художник становится знаменит, а муза появляется на трети полотен живописца. Пьер и Марта уезжают из Парижа в тихий загородный коттедж на берегу Сены, ходят на пикники, встречаются с друзьями. Отношения не может разрушить даже молодая любовница супруга Рене (Стэйси Мартин).

Венсан Макен в роли Пьера Боннара на кадре из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Венсан Макен в роли Пьера Боннара на кадре из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Премьера картины Мартена Прово состоялась во внеконкурсной программе прошлогоднего Каннского фестиваля. Сценарий постановщик написал вместе с постоянным соавтором Марком Абедельнуром. Прово уже больше 20 лет снимает истории о женщинах, известных и не очень: как выдуманные сюжеты, так и основанные на реальных событиях. Особое место в фильмографии режиссёра занимают байопики. Прово прежде снял картины «Серафина из Санлиса» о художнице-примитивистке Серафине Лу и «Виолетт» об отношениях писательниц Виолетт Ледюк и Симоны де Бовуар.

С «Обнажённой музой Пьера Боннара» постановщик осторожно заходит на новую территорию. В фильме Пьер и Марта предстают фактически единой творческой единицей, это не просто история любви, а хронология взлётов и падения крепкого союза. Муж неотделим от жены и наоборот. Супругам приходится идти на жертвы, чтобы симбиотическая связь продолжалась. Пьер переезжает по просьбе жены в сельскую местность, подальше от шумного и многолюдного города. Марта становится кухаркой, музой и верной советницей супруга, а собственные художественные амбиции отходят на второй план. Муж может спокойно творить, а жена – наслаждаться любовью, постоянным купанием в реке, вкусной едой, вином и гармонией с природой.

При этом отношения пары трудно назвать идеальными и конвенциональными. История Пьера и Марты начинается со лжи — натурщица боится рассказывать о скромном происхождении и придумывает новую личность, рядом с художником рождается другой образ. Супруг так и не познакомится с родственницами жены, а сам не представляет любимую близким. «Обнажённая муза Пьера Боннара» — кино о великом затворничестве. Словно бы своеобразные Адам и Ева пытаются снова построить альтернативный радостный мир. Режиссёр лишь по касательной затрагивает темы двух мировых войн и других потрясений первой половины XX века.

Стейси Мартин в роли Рене на кадре из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Стейси Мартин в роли Рене на кадре из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

У Прово получается не байопик Пьера Боннара, а биографическое кино о двух супругах. Правда, всё-таки чуть больше внимания уделяется Марте. С ранних лет у музы художника хрупкое здоровье — сначала астма, а потом и нервные припадки. Прово внимательно следит за действиями супругов, которые пытаются на длительный срок продлить совместное счастье.

Фильм состоит из нескольких эпизодов, между которыми иногда проходят десятки лет, а потому персонажам порой не хватает психологической проработки. Сказываются перескоки во времени. Пожалуй, самый драматичный момент картины — короткий, бурный, но стремительно закончившийся роман опытного Пьера с молодой Рене. Может показаться, что отношения художника и музы дали трещину. В итоге ни измена, ни болезни не способны разрушить длительную связь главных героев. В остальном же у Прово получается ровная история любви.

Сесиль де Франс в роли Марте Боннар на кадре из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Сесиль де Франс в роли Марте Боннар на кадре из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Отдельным удовольствием является визуальный ряд картины. Французский живописец по праву считается одним из лучших колористов прошлого века, а потому было бы преступлением не попытаться передать в кадре особенности творческого метода Боннара. Режиссёр делает ставку на многочисленные оттенки зелёного в загородных пейзажах, а жёлтый и коричневый превалируют в интерьерах. Художника относят к постимпрессионистам, а для полотен с Мартой в одежде или без даже был придуман специальный термин «интимизм». Фильм Прово пытается уловить два направления: здесь одинаково много как бытовых сцен в стенах дома, так и эпизодов с пикниками, прогулками по лесу и реке. Скорее пейзажи свойственны импрессионистам, но бегающие голышом по лужайке Марта и Пьер смотрятся органично. Это минуты высшего счастья.

Несмотря на обилие биографических подробностей, картина Прово в целом всё равно смотрится как стандартный арт-байопик. Зрители получают ровно то, что ожидали ещё до начала сеанса: костюмы конца XIX – начала XX века, множество полотен Боннара в кадре, а также ссоры, истерики, страсть. Новизна картины в равноправии творца и музы. Без Марты Пьер Боннар был бы другим художником или вовсе бы не состоялся. Однако фильм всё равно едва ли выходит за рамки жанра зарисовок из жизни замечательных людей.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?