Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Иногда Голливуд все же возвращается к своим прямым обязанностям и превращает взрослых в детей, а детей – в сплошную щенячью радость. Но действительно, чтобы выйти таким натурпродуктом, когда ржешь, облизываешься, предвкушаешь и снова ржешь, и ни на секунду не оторвешься, «Сахара» /Sahara/ (2005) должна была быть именно дебютом, девственной лесопосадкой клипмейкера и рекламщика Брека Айснера. Ему еще не заморочило голову голливудское «взвешивание» аудитории (здесь разжевать для даунов, там расставить все точки над i для аборигенов Андаманских островов, а тут отдельно порадовать черных безработных матерей-одиночек). Только с налету он мог снять такое лихое, яркое, пышущее душевным здоровьем кино на одном дыхании.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сахара"

Правда, еще сценарий хороший. Писатель Клайв Касслер в свое время изобрел пародийного супергероя Дирка Питта (сын сенатора, бывший спецназ, ученый, путешественник, любитель женщин и текилы) по просьбе ныне покойной жены для своих маленьких детей. Написал с его участием целую серию романов. «Сахара» в «Приключениях Дирка Питта» - далеко не первый том, поэтому в экранизации виден опыт улетного сюжетосложения, когда уже все возможно, так как обусловлено прошлым. Видно давнее знакомство с несколькими характерами (герой с вечным другом Элом и вечно руководящим адмиралом Сэндекером, а также меняющийся злодей и меняющаяся женщина), которые тоже уже не в первом приближении, а сразу все про них понятно. Плюс остроумие диалогов, которые кайф просто сочинять. Плюс над романом Касслера еще и поработало четверо мужиков, сценарных акул Голливуда, знающих, что «Сахара» - одиннадцатый фильм с таким названием в истории кино, начиная с 1919 года. Так что можно себе представить, насколько они заточили приключения, отношения и глобальную самоиронию.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сахара"

Сюжет рассказывать не буду – это как главный приз отнимать, но глобальность самоиронии вполне сопоставима с давним «Романом с камнем» /Romancing the Stone/ (1984), недавним «Мумия возвращается» /Mummy Returns, The/ (2001) и как бы уже учитывает «Пуленепробиваемого» /Bulletproof Monk/ (2003) и «Пиратов Карибского моря» /Pirates of the Caribbean/ (2003). Постановка при этом не только не уступает, но по натуральности превосходит всего «Индиану Джонса», что бы там ни болтали адепты Егора Кончаловского о его «Побеге» (2005). Это что, можно сравнивать, и не только по бюджету (130 млн., ни цента с экрана не пропало)? А как это, простите, сравнивать? Как, с нагло-поддельной тайгой с тараканами - абсолютно логичную белую яхту и даже Летучий голландец среди пустыни, а также танки Т-34, трехногие самолеты, пасущихся лошадей, футуристический город на солнечных батареях, рестораны, дворцы, катакомбы и много-много золота? С чем сравнивать их полную, подетальную, осмысленную и осмеянную, закономерную несерьезность? С Женей Мироновым, не утонувшим в болоте без сколько-нибудь видимых причин? С Андреем Смоляковым, на полном серьезе насовавшим цианистого калия во все близлежащие чашки просто потому, что Кончаловскому хотелось насовать? Как можно сравнивать высосанные из пальца операции на сердце с чумой «Сахары», проведенной не столько в прямом, сколько в переносном смысле?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сахара"

Сюжет завязан на чумные бараки в Мали, из которых микробы грозят выплыть в океан, переплыть его и заразить Америку. Это вообще-то ни с чем не сравнимо по степени осознанного бреда (в бреду давно главное – степень). И никто при таком раскладе еще давнее и давнее не рассчитывает на слезы, страх, тревогу и переживания. Все по-прежнему ржут. Но чем дольше длится веселье (а со времен Жюль Верна приключенческие сюжеты всегда об одном и том же – об имманентном веселье каждого дня нашей жизни), тем больше поражаешься одной вещи, казалось бы, давно утерянной Голливудом (про Кончаловского просто не хочется больше, был такой анекдот с Бродским, узнавшим, что черной матери-одиночке, писательнице Тони Моррисон дали Нобелевскую премию. Мол, Бродского спрашивают: «И кто ж у нас Тони Моррисон?» А он еще не в курсе, что самому-то опять Нобеля не дали, и отвечает флегматично: «Уе-ище. А что с ней?»). Настоящим ядром с запалом стреляет по современным танкам с дохлого корабля XIX столетия пушка среди скелетов, а никакой компьютерной графики «Сахара» себе не позволила. «Что мы, дети, что ли, чтобы пушки рисовать», - решил, видимо, режиссер и поехал в Марокко, где честно нашел и верблюдов, и катакомбы. Просто надо работать ногами, руками и головой, и все у них получится.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сахара"

Мэттью МакКонохи, как ни странно, тоже на своем месте. После «Как отделаться от парня за 10 дней» /How to Lose a Guy/ (2003) хотелось уже навсегда от него отделаться, но нет. Ему идет быть в духе Кларка Гейбла из «Могамбо» /Mogambo/ (1953) или Грегори Пека из «Снегов Килиманджаро» /Snows of Kilimanjaro, The/ (1952) - большим, небритым, грязным и ни разу не говорящим Пенелопе Крус никакой сладко-сентиментальной любовной мути. Пенелопа тоже хихикает (ну, она всегда на месте), остальные же придают необходимую в забойных приключениях декоративную интонацию. Декоративность, орнаментальность – первое дело человеческой личности, которой по жизни весело. Поэтому Стив Зан (друг Эл) не так давно озвучивал кота в «Стюарте Литтле 2» /Stuart Little 2/ (2002), Уильям Х. Мэйси (адмирал) – самоигральная физиономия («Фаворит» /Seabiscuit/ (2003), «Сотовый» /Cellular/ (2004)), Ламбер Уилсон (злодей) – порода в каждом жесте, недаром его Вайда в «Бесах» /Possedes, Les/ (1988) сделал Ставрогиным, а братья Вачовски в «Матрице: Перезагрузка» /Matrix Reloaded, The/ (2003) - Меровингеном.

Нет, ну, круто, правда, круто. Смотреть надо, чего болтать.

Комментарии  103


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть