Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии на игры

Мастер-класс по развитию серии: рецензия на игру Ghost of Yotei

Сиквел Ghost of Tsushima смог во всем превзойти оригинал
Добавить в закладки
Мастер-класс по развитию серии: рецензия на игру Ghost of Yotei
Ghost of Yotei
Ghost of Yotei
Ghost of Yotei , 2025
Тип игры: экшен, история, открытый мир
Платформ: playstation 5

В октябре состоялся релиз Ghost of Yotei — долгожданного сиквела самурайского экшена Ghost of Tsushima. Это не прямое продолжение: с событий прошлой игры минуло более трех веков, от имени Дзин Сакай не осталось ничего, кроме легенды, и ему на смену пришли совершенно новые герои. Или антигерои: Ацу, вокруг которой и вращается история, не назвать благородной воительницей, ее главная и единственная цель — месть. Спойлер о том, что у авторов получилось сделать игру еще лучше, можно прочитать в заголовке, а вот за деталями лучше обратиться к тексту ниже.

Другое время, другие герои

14 лет назад Ацу пережила невероятную травму: лорд Сайто пришел к ней в дом, на глазах ребенка убил родителей и оставил маленькую девочку умирать пригвожденной к дереву гинко. Однако она выжила: прошедшие годы ушли на тренировки и работу наемницей, чтобы вернуться и отомстить. Вместе с Сайто ее жизнь разрушила «ётэйская шестерка» — опасные приближенные лорда, носящие характерные маски, поэтому умереть должен каждый из них. Ради своей цели Ацу готова стать мстительным призраком онрё и отбросить человечность: когда живешь ради мести, все остальное уже не так важно.

Ghost of Yotei

Ghost of Yotei

Если Ghost of Tsushima предлагала благородную цель освобождения Цусимы от нашествия монголов в XIII веке, то сиквел отправляет игроков к подножию вулкана Ётэй на острове Хоккайдо с куда менее почетной целью. Это в корне меняет детали истории, хотя геймплейная часть и остается узнаваемой. Из-за этого Ghost of Yotei нельзя назвать эволюцией — тут произошла куда более интересная метаморфоза.

Богиня войны

Сердце любой экшен-адвенчуры — это ее боевая система. Дзин Сакай в Ghost of Tsushima был самураем и сражался катаной, однако по ходу игры учился скрытным действиям, за что его и прозвали первым синоби. Несколько веков спустя Ацу, лишенная благородных корней, готова к любым действиям с первых же минут: у нее нет столь же твердого кодекса чести, поэтому девушка использует все доступные средства. Это вылилось в том числе и в набор оружия: пока Дзин использовал различные стойки для схваток с разными типами противников, Ацу меняет само оружие.

Ghost of Yotei

Ghost of Yotei

За прохождение можно открыть пять основных единиц вооружения для ближнего боя: катану, яри, одати, кусаригаму и две катаны разом. Каждое годится для своих целей: например, стремительные атаки двумя мечами позволяют эффективно противостоять копейщикам, а тяжелый цеп кусаригамы — ломать щиты. Разумеется, никто не мешает пользоваться просто полюбившимся оружием, но нужно быть готовым к тому, что его эффективность будет сильно меняться в зависимости от ситуации.

Расширяют арсенал героини ставшие привычными приемы, универсальные для любого оружия, — уворот, блок и парирование. Плюс есть пять гаджетов быстрого применения — от дымовых бомб до кремниевого пистолета, что позволяет точнее настроить геймплей под себя. Плюс у каждого вида оружия, разумеется, есть уникальные приемы, которые можно открывать со временем: та же кусаригама способна незаметно устранять врагов с расстояния, а при помощи одати можно отражать обычно неблокируемые атаки, если правильно рассчитать тайминг. Благодаря этому к финалу Ацу превращается в серьезную машину по устранению приспешников лорда Сайто: если на старте у нее толком нет ни приемов, ни оружия, то к концу истории воительницу можно считать воплощением фразы One Man Army.

Ghost of Yotei

Ghost of Yotei

Разумеется, многие конфликты можно решать по-тихому, для чего Ацу также неплохо оснащена. Существенных изменений в сравнении с первой частью здесь ожидать не стоит: игрок все так же полагается преимущественно на высокую траву, отвлечение врагов и устранение их по одиночке. Со временем можно начать убивать небольшими группами: прокачав соответствующий навык, Ацу может вырезать до трех противников разом, а надев особый доспех — и вовсе до пяти, добавляя к привычному набору устранение кунаями при их наличии в инвентаре.

Виртуальная экскурсия

Вторая важная составляющая жанра — исследование мира. С этим у Ghost of Yotei все даже лучше, чем у предшественницы: глобально ничего не изменилось, но детали позволяют выйти на новый уровень. Игроку все так же нужно исследовать обширную карту, разделенную на несколько уникальных регионов, полагаясь на визуальные ориентиры и собственное чутье. Задания, разумеется, отмечаются на карте, но большую часть опциональных вещей придется искать самостоятельно — либо на ногах (своих или верного коня), либо забравшись повыше и рассматривая окрестности через подзорную трубу. Плюс на помощь всегда готов прийти местный картограф: за небольшую сумму он предоставляет клочок бумаги, который можно наложить на основную карту и узнать местоположение чего-нибудь интересного — от мест для размышлений, дающих очки навыков, до точек для игры на сямисэне.

Ghost of Yotei

Ghost of Yotei

Отличия, как уже говорилось в начале, во многом упираются в разницу воспитания героев двух игр: пока Дзин сочинял хокку и играл на флейте сякухати, Ацу, как девушка из более бедного и простого сословия, играет на струнном сямисэне и рисует тушью в технике суми-э (рисовать нужно с помощью тачпада — отлично работает на погружение!). Она тоже может размышлять о различных вещах, посещая горячие источники, но пока благородный самурай думал о высоких материях вроде чести и достоинства, Ацу больше склоняется к мыслям о сиюминутных мелочах или рефлексирует о непростом прошлом. Поиск алтарей, следование за лисами и изучение заброшенных мест поклонения остались прежними.

А вот что сильно изменилось, так это подход к самому открытому миру. Дзин все чаще сталкивался с разрозненными группами монголов и просто вступал с ними в стычки без особых историй, в то время как Ацу существует в пусть и непростое, но принципиально иное время. Как уже говорилось, воительница — ронин и берет заказы на головы других, но при этом и за ее голову тоже назначена награда приспешниками Сайто. В связи с этим охоту за ней ведут не только подчиненные Ётэйской шестерки, но и другие наемники, которые то и дело будут нападать. Или убегать в ужасе при ее виде: по мере прохождения дурная слава онрё продолжает расти, и многие из тех, кто изначально считал ее просто девушкой с мечом, начинают и правда принимать ее за сверхъестественную сущность. Это создает интересную и необычную динамику: мир плавно меняется и по-разному реагирует на действия игрока, что невозможно не заметить. И работает это интереснее, чем реакция монголов на Сакая.

Ghost of Yotei

Здесь же стоит подчеркнуть многочисленные мелкие механики, призванные улучшить погружение: например, при установке походного лагеря Ацу частенько вынуждена вручную зажигать костер в мини-игре, где нужно высечь искры из кремня и раздуть пламя, а после пожарить еду на открытом огне, плавно двигая насаженные на палку грибы или рыбу с помощью гироскопа. Мелочь, но позволяет чуть лучше вжиться в роль наемницы.

Красота в деталях

Ghost of Yotei не только увлекает геймплейно, но и попросту радует глаз: это очень красивая игра, многие кадры из которой так и хочется повесить в рамку. Красота при этом активно сменяется: пока в одном регионе может стоять глубокая осень, по соседству, ближе к горам, уже вовсю идет снег. Это красиво и само по себе, но за счет мелких эффектов — от меняющейся погоды и времени суток до падающей листвы и искр от пламени — выглядит совсем уж запредельно.

Ghost of Yotei

Ghost of Yotei

Кроме того, игра еще и интересно звучит: шум листвы на ветру, скрежет деревьев и пение птиц здорово контрастируют с болезненными вскриками раненых и звуками битвы — от скрежета клинков до громких взрывов. Интересно работает и музыка в игре: при том что в ней считываются в том числе японские мотивы и сыграна она преимущественно на народных инструментах, местами нет-нет да и проскочит что-то напоминающее… саундтреки спагетти-вестернов. Это явно сделано намеренно, для подчеркивания атмосферы в игре, где все строится на мести и противостоянии. Что интересно, это и правда отлично работает: если на первых порах такой неожиданный контраст удивляет, то к финалу кажется максимально органичным. В нужные моменты игра сочетает звук из динамиков телевизора и в геймпаде, иногда выдавая разные звуковые дорожки там и там для создания определенной атмосферы — от напряжения до, наоборот, более расслабленного настроения. Sucker Punch в целом показывает мастер-класс в обращении с функционалом DualSense — редкая внутренняя студия настолько здорово способна реализовать потенциал, заложенный в геймпаде.

Ghost of Yotei

Отдельно стоит упомянуть уникальные режимы игры. Ghost of Tsushima предлагала «режим Куросавы», в котором изображение менялось на черно-белое, поверх накладывался эффект «состаривания пленки», а звук также пропускался через фильтр для стилизации под старые фильмы. Были и другие изменения вроде более сильного ветра в кадре. «Режим Куросавы» вернулся в Ghost of Yotei, но к нему добавились еще два: «режим Миикэ» и «режим Ватанабэ». Последний — самый простой: обычно во время исследования мира здесь не играет музыка, но с этим режимом добавляется lo-fi хип-хоп в духе работ аниматора. «Режим Миикэ», в свою очередь, увеличивает количество грязи и крови до комических масштабов (серьезно, простая пробежка по дороге выглядит так, словно Ацу по колено в жидкой грязи), а также сильно приближает камеру в бою, делая геймплей более зрелищным — и более сложным.

Кровь — не водица

Впрочем, все это меркнет перед историей, которая при кажущейся простоте оказалась куда многослойнее, чем ожидалось. Затравка с убийством семьи Ацу постепенно обрастает деталями: что-то героиня вспоминает через флешбэки, что-то узнает в ходе своего путешествия, а к чему-то попросту меняет отношение. Если в начале истории женщина напоминает пустую оболочку человека, способную только на месть и готовую покончить со всем при первой возможности, то со временем она начинает обзаводиться новыми связями и находить другие смыслы в жизни. Что интересно, от пути мести ее, в общем-то, отговаривают почти все, кто к ней близок, однако она остается непреклонной. Подход работает с обеих сторон конфликта, на чем стоит остановиться подробнее.

Ghost of Yotei

Ghost of Yotei

В ходе прохождения можно узнать, что стало настоящей причиной нападения лорда Сайто на семью, казалось бы, никому не известного кузнеца — разумеется, все не так просто. Однако с решением даймё согласны далеко не все подчиненные, что можно узнать, пытаясь найти каждого из шестерки: все главные негодяи истории обладают прописанными характерами, и далеко не каждый был рад тому, что им пришлось делать. Разумеется, будут в том числе и твисты — например, некоторые смогут пережить кровную месть, а Ацу встретит на своем пути крайне неожиданных компаньонов. Их не назвать такими уж неожиданными: часть поворотов укладывается в тропы историй о мести, однако их подача в игре позволяет выйти на принципиально другой уровень. Удивительно, но даже, казалось бы, максимально избитые идеи здесь раскрываются так, что вызывают неподдельные эмоции.

Это особенно сильно бросается в глаза на фоне другой похожей истории, также вышедшей в этом году, — Assassin’s Creed Shadows: там в центре внимания была месть синоби Наоэ убийцам отца. Похожий сеттинг феодальной Японии и схожие мотивы показывают разницу в таланте сценаристов: Ghost of Yotei ощущается куда более комплексной и зрелой историей, чем, в общем-то, и подкупает. Следить за приключениями Ацу по-настоящему интересно, как и за динамикой отношений и развитием персонажей — не только главной героини, но и тех, с кем пересекается ее путь.

Ghost of Yotei заранее предвещали успех, но то, что он окажется столь ошеломительным, для многих стало неожиданностью. Это явно одна из лучших игр 2025-го, даже при том что год полон по-настоящему интересных релизов. Интересно, как игра покажет себя в противостоянии за звание главного релиза.

Текст: Сергей Сергиенко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?