Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Вряд ли получится сегодня же унестись обратно в начало нулевых, но попробовать можно. В 2025-м геймеры получили сразу два билета в безмятежное прошлое: ремейк культовой Metal Gear Solid 3: Snake Eater и ремастер Syberia — адвенчуры, ставшей классикой жанра, в которой сюжет, любопытство и проработка мира часто берут верх над головоломками (тоже отнюдь не фиктивными). Создатель игры бельгийский комиксист и геймдизайнер Бенуа Сокаль не так давно нас покинул, оставив в наследство заключительную часть серии Syberia: The World Before. Ремастер выпускался уже без праотца вселенной.
Как долго ехать на поезде от Нью-Йорка до Сибири?
Всего приключения юристки из Нью-Йорка Кейт Уолкер растянулись на четыре эпизода: первая и вторая игры представляют собой единую историю, разбитую на две главы из-за масштабности и протяженности путешествия вглубь континента — вперед за мечтой Ганса навстречу к мамонтам! Релизы состоялись с разницей в два года и долгое время казалось, что история Кейт Уолкер закончена. Однако 13 лет спустя путешествие все же продолжилось: Syberia 3 — общепризнанно самая слабая часть серии: пусть головоломки стали сложнее и мир расширился, но драматургия заметно просела — Уолкер сопровождала выдуманное племя юколов в миграции. Syberia: The World Before стала идеальным возвращением в механический мир автоматонов, давно оставленных позади — этакое завещание XX века приемникам. Ремастер первой части будто завис где-то между фундаментальным погружением в патину времени в World Before и неопрятностью третьей части.
Syberia 2025 года — не первый камбэк классики: был уже не самый удачный порт на Nintendo Switch и релиз на iOS — сильно упрощенный point-and-click позволял пройти игру на планшете или смартфоне. Совсем недавно Microids уже выпустила ремейк первого игрового проекта Сокаля Amerzone: The Explorer’s Legacy, будто подготавливая плацдарм для «нарядной» версии признанной классики студии. Релиз обновленной Syberia напрашивался после удачной четвертой части — игра может и не в значительных масштабах, но все же вернула внимание к серии. Вопрос полноценного ремейка можно назвать дискуссионным: удалось бы студии без автора серии удачно адаптировать ретро-механики и оправдать наивную условность, которая помогала двигаться по маршруту? В то же время переход на движок Unity и полностью обновленную графику не совсем честно называть ремастером. В результате мы имеем дело с компромиссным вариантом: помимо визуального исполнения в игре мало что изменилось — трансформации можно назвать скорее косметическими или попросту едва заметными. Но обо всем по порядку.
Все та же Sуberiа
Игровой процесс Sуberia: Remastered не стремится повторять нововведения World Before, Microids скорее переводит плоские задники и классическое управление в полноценное 3D и делает камеру «посвободнее» — оптика игрока все еще привязана к протагонистке. Впрочем для PS5 и контроллера нашлись свои фичи: голос из трубки во время многочисленных телефонных разговоров раздается прямо из геймпада (пару раз звонок может даже напугать!), а шаги Кейт (особенно по кабинетам) пульсируют в руках.
На выбор доступно два режима игры: «Приключение», для тех кто уже бывал в Сибири, и «История», которая предлагает подсказки. В блокноте прописывается ход решения квеста или задается направление мысли игрока, а в диалогах появились маркеры: реплика, нужная для продвижения по сюжету, подсвечивается восклицательным знаком, что довольно сильно упрощает прохождение. Примерно 65% расследования Кейт — верный порядок вопросов к собеседникам, особенно на второй станции Баррокштадт, и подсказки позволяют существенно сэкономить время. Хотя «Сибирь» явно нацелена на геймеров неторопливых, и обстоятельное погружение в гастроли по несуществующей Европе и постсоветскому пространству — чуть ли не самоцель.
С обилием диалогов всплывает на поверхность и первая небрежность ремастера. Озвучка полностью перетянута из оригинала, в настройках можно найти и ту самую локализацию «Логрус» со знаменательным выходом Феликса Сметаны для тех, кто настроен на радио «Ностальгия FM». Но порой реплики опережают действия: Оскар может поздравить Кейт с обнаружением Ганса Форальберга еще до собственно встречи с наследником. Нашлась и парочка не озвученных фраз — сложно точно сказать: это баг перетянутый из нулевых или все же одна-две реплики были добавлены.
В остальном процесс остается прежним: расследование биографии наследника, покинувшего отчий дом ради бесконечного путешествия осуществляется за счет продолжительных разговоров, не самых сложных, но изобретательных головоломок и выполнения последовательных квестов (чтобы улететь на дирижабле придется запустить сначала космолет). При том, что сама история побега из корпоративного мира (как в случае Ганса, так и в случае Кейт) навстречу неизвестности только приобрела в актуальности, многие игровые условности, как ни крути, устарели. На каждой станции Кейт поджидает заботливо подготовленный заводной механизм для поезда, а находки вне зависимости от габаритов предметов протагонистка продолжает убирать во внутренний карман приталенной куртки. По своему легендарный момент с тем, как Уолкер прятала за пазухой весло исчез, в остальном же девушка путешествует без чемодана и зарядки для телефона, но носит с собой кучу другого барахла. Что в общем-то примета любых адвенчур из нулевых, но в обновленной графике все же бросается в глаза.
…но теперь еще красивее
«Сибирь» и в момент выхода гипнотизировала скрытыми уголками выдуманного мира и стилистикой клокпанка: всюду упадок империи, а ХХ век закончился — хорошо это или плохо. Одноэтажная Валадилена с фабрикой, церковью и кладбищем, университет в Баррокштадте с оранжереей и скелетами мамонтов в холле, стальной перрон Комсомольска (или Komkolzgrad'а), подсвечивающий советское наследие, уютный, но пустеющий курорт Аралабад, откуда даже вода ушла, остались лишь ветер и соль. И конечно же механизмы, шестеренки и разного профиля автоматоны, воспевающие поэзию ржавчины. Microids проделали действительно кропотливую и тщательную работу по выстраиванию архитектуры этой невероятной красоты заново: во время прохождения не стремишься последовательно решать квесты, хочется просто любоваться пасторалями, исчезающими будто на глазах — будь то пустые аудитории некогда знаменитого университета или брошенные корабли у причала. И все же новых локаций не появилось, да и разглядеть уже знакомые под другим углом не так-то просто. Камера привязана к протагонистке, поэтому то и дело приходится «терзать» Кейт, чтобы сменить ракурс и утолить жажду любования.
Изменилось и кадрирование диалогов: в момент разговоров (а их действительно в игре много) динамическая камера показывает не только собеседников, но и интерьер, периодически выглядывает в окно и всячески оживляет продолжительные беседы, чего не было в оригинале. Наряду с общим наведением красивости по стандартами World Before продуманную работу с режиссурой диалогов хочется отметить особенно. Будто уравновешивая достоинства ремастера Microids отказалась пересобирать ролики, который кружили голову в 2002-м, но даже косметически подтянутые в 2025-м выглядят ретро-открыткой из прошлого. Учитывая, что игровая фигурка Кейт (заимствованная из четвертой части) значительно изменилась, контраст между игровым процессом и заставками ощущается слишком явственно.
Зато в игровых сегментах второстепенные персонажи обрели больше персонифицированности — сложно говорить о проработанной мимике, но все же индивидуальные черты стали более выразительными и одновременно человечными. Особенно трансформация считываются в образе оперной певицы Елены Романской и собственно Ганса Форальберга. А в одной сцене в Комсомольске даже кажется, что механический Оскар начал дышать, но, пожалуй, дело в передаче механического волнения.
При всем том, что хочется не экономить на комплиментах визуалу и описывать солнечные лучи, пробивающихся сквозь пыльные окна отеля «Кронский», не обошлось без небрежностей, которыми изобиловала третья часть. Кейт то и дело проходит сквозь текстуры, не отражается в зеркалах и не всегда удачно в лужах, а переход из одной локации в другую порой проходит будто по прочерченной на экране линии. Разработческая неопрятность (торопливость?) не то чтобы совершенно разрушает магию, но будто подчеркивает, что ремастер — лишь необязательное приложение, но никак не новое прочтение.
Стоит ли играть в Syberia в 2025 году?
Пожалуй, тем, кто отправился искать мамонтов вместе с Кейт Уолкер еще в 2002 году нет смысла высылать отдельное приглашение-рекомендацию: лояльность к серии — явно один из главных показателей для приобретения ремастера. Впрочем, стоит готовиться к переоткрытию давно знакомого мира, но не погружению в альтернативный. Правда, есть риск, что живая детская и юношеская фантазия миллениалов и так рисовала архитектуру Валадилены столь яркими красками, что разница покажется несущественной. В то же время ремастер может стать точкой вхождения во вселенную, или скорее продолжением знакомства после World Before, но все же с оговорками — без симпатии к адвенчурам нулевых или антропологического интереса к классике не обойтись.
Сюжет, в отличие от механик, совсем не устарел: мисс Уолкер уезжает дальше от дома, чтобы встретиться наконец с самой собой. Сокаль будто бы переиначил на новый лад «Волшебника страны Оз»: без пса Тото и Трусливого Льва, но с железным машинистом и девушкой, которую пусть и не ураган, а, вероятно, Boeing, унес в чужую страну. И только великий волшебник (а точнее изобретатель) может помочь вернуться к родным. Если она того пожелает.
О личности Кейт геймеры узнают довольно мало — пробелы в биографии была призвана закрыть как раз The World Before. Протагонистка на маршруте закаляет характер: любознательность — главное топливо ее мотора, с каждой новой станцией Кейт становится храбрее и увереннее в себе, и готова ставить в угол и европейских профессоров, и (пост)советских комуняк. Дома ждут нетерпеливый начальник, жених, лучшая подруга и мама — жизнь не замерла, а идет своим чередом. Но мисс Уолкер тянет в ушедший мир, освобожденный от факсов, званых ужинов у Гольдергов и сезонных распродаж.
Syberia концентрируется на делах прошлого и на людях, почти гоголевских персонажах (или может Салтыкова-Щедрина), которые это прошлое никак не могут отпустить и живут идеалами ушедшего века, причитая, что раньше было лучше. Прогресс привел в упадок фабрику механических игрушек, которая могла заставить улыбнуться каждого ребенка после войны. Оперная дива и звезда всего Союза теперь нашептывает арии только автоматону-лакею, а летчик-испытатель ищет космос на дне бутылки. Да и главная цель всего бесконечного путешествия — поиск мамонтов — похожа на попытку вдохнуть жизнь в то, что давно умерло. Или живо только в сновидениях причудливого изобретателя. Но Бенуа Сокаль не позволяет на похоронах XX века упокоится и духу авантюризма.
Сегодня адвенчура (как тогда говорили «квест»!) из 2002 года и сама ладно встраивается в галерею осколков мерцающего аналогового мира, которого больше нет. Но это не значит, что нет смысла невиданные и позабытые края продолжать искать.
Рецензия на сериал «Химкинские ведьмы»: «Зачарованные» у нас дома?
Сегодня / Текст: Оля Смолина
Что посмотреть? Гульназ Давлетшина советует «Заговор проказниц»
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
Малышка на 10$: рецензия на фильм «Кристи» – боксерскую драму с Сидни Суини
Сегодня / Текст: Катя Карслиди
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
14 ноября / Текст: Владимир Ростовский
Я и моя семья: рецензия на фильм «Хищник: Планета смерти» — приятельское кино об охоте
14 ноября / Текст: Константин Мышкин
Рецензия на боевик «Ловчий смерти»: как снять фэнтези эпохи VHS?
13 ноября / Текст: Владимир Ростовский
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).