Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJhj5Ha
В недалеком будущем в продаже появляются андроиды-голограммы, которые копируют умерших людей. Их покупают родственники покойных ради иллюзии общения с близкими...
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
В недалеком будущем в продаже появляются андроиды-голограммы, которые копируют умерших людей. Их покупают родственники покойных ради иллюзии общения с близкими. Поскольку голограммы не обладают памятью покойных, покупатели должны «начинять» их искусственный интеллект своими рассказами и воспоминаниями. Чем больше андроид узнает о том, кого копирует, тем лучше у него это получается. Одну такую голограмму покупают для пожилой женщины по имени Марджори (Лоис Смит). Андроид копирует ее мужа Уолтера (Джон Хэмм) в те годы, когда супруги только познакомились, и Марджори, которая страдает старческим склерозом, использует голограмму, чтобы та не давала ей забыть о лучших годах ее семейной жизни.
Американского постановщика Майкла Алмерейду не назвать знаменитым режиссером. Его ленты снимаются за копейки и не выходят в широкий прокат. Тем не менее проекты Алмерейды периодически привлекают талантливых и известных актеров, поскольку предлагают им интересные роли. Так, в его осовремененных экранизациях «Гамлета» и «Цимбелина» заглавные роли исполнили Итан Хоук и Эд Харрис, а в вышедшем два года назад байопике о психологе Стэнли Милгрэме «Экспериментатор» сыграли Питер Сарсгаард, Вайнона Райдер и Антон Ельчин.
Новая картина Алмерейды «Марджори Прайм» – его лучшее полотно. Это психологическая драма, которая глубоко исследует семейные воспоминания и семейные отношения. Формально ленту можно назвать «фантастической», поскольку показанные в ней голограммы не существуют, но технология и футуристика Алмерейду волнуют меньше всего. Режиссера не интересует, как изменится мир под влиянием разумных голограмм. В «Марджори Прайм» вымышленная технология всего лишь дает повод героям выговориться – сказать виртуальным близким то, что они не решились произнести, когда родные были живы. «Начиняя» андроидов, персонажи вытаскивают на поверхность свои самые горькие и самые светлые воспоминания, и это обнажает скрытые механизмы, которые десятилетиями управляли семьей. Ведь то, о чем не говорят, порой оказывается куда важнее, чем то, что беспрестанно обсуждается.
Впрочем, не всем воспоминаниям можно доверять, и это тоже ключевая идея фильма. Андроида можно обмануть, рассказав его приукрашенную выдумку, и точно так же можно обмануть себя, вспоминая не то, что на самом деле было, или обвести вокруг пальца страдающего склерозом родственника, «напоминая» ему о том, чего не происходило. Когда «Марджори Прайм» затрагивает эту тему, она заставляет вспомнить «Помни…» Кристофера Нолана, где герой управлял собой, подсовывая себе в качестве «твердых фактов» заведомую ложь. Нечто похожее происходит в фильме Алмерейды, но с куда менее драматичными последствиями.
В основу картины положена одноименная пьеса Джордана Гаррисона, и театральное происхождение сценария явственно чувствуется в клаустрофобии постановки (все действие разворачивается в нескольких комнатах большого дома) и в почти полном отсутствии событий. Весь фильм – череда трогательных и проникновенных бесед людей между собой и с андроидами. Такое устройство делает картину визуально скованной и постоянно нарушающей принцип «показывать, а не рассказывать». Но когда вся суть ленты в том, как мы рассказываем о прошлом и вспоминаем близких, минимализм постановки оказывается не минусом, а плюсом. Он концентрирует внимание на том, что по-настоящему важно, и убирает из фильма все, что не имеет значения.
Главное достояние картины – превосходно вписавшиеся в свои образы актеры. Голливудская и театральная легенда Лоис Смит, мастер мужественных драматических ролей Джон Хэмм, истосковавшаяся по сложным актерским задачам Джина Дэвис (взрослая дочь Марджори), блистательный во всех своих фильмах Тим Роббинс (зять Марджори) – об игре каждого из них можно написать хвалебный абзац. Сильнее всех впечатляет Смит, которая в 86 лет продолжает активно работать и играть на высочайшем уровне. Картина становится слабее, когда Смит исчезает из кадра, но не намного – партнеры подхватывают выпавшее из ее рук знамя.
В целом фильм Алмерейды – не гениальная, но замечательная и необычная постановка для тех, кто ценит психологические штудии и не тяготится отсутствием экшена. Чем ближе для вас проблемы, которая затрагивает лента, тем лучше вы ее прочувствуете и тем большее удовольствие вы от нее получите. Поэтому мы особенно рекомендуем «Марджори Прайм» тем, у кого есть значительный жизненный опыт и кому доводилось терять близких людей. Это не подростковое кино – хотя вдумчивый молодой зритель многое может из нее вынести.
Рецензия на фильм «Метод исключения» – мрачную трагикомедию отчаяния от режиссера «Олдбоя»
4 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Рецензия на еще один новогодний фильм «Семьянин»: Павел Деревянко меняет профессию
4 декабря / Текст: Карина Назарова
Тарантино отругал Пола Дано! Интернет и индустрия (и мы тоже) не согласны с Квентином, и вот почему
4 декабря / Текст: Ная Гусева
Рецензия на хоррор «Крипер»: Татьяна Маслани учит доверять инстинктам
4 декабря / Текст: Яна Телова
Разбираем пятый сезон «Очень странных дел»: отсылки и детали, которые вы пропустили, и главные фанатские теории
3 декабря / Текст: Карина Назарова, Настасья Горбачевская
Рецензия на фильм «Шальная императрица»: приключения Екатерины II в современном Петербурге
4 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).