Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Наше кино - наше богатство

Добавить в закладки

На вопросы СКН отвечает Генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев.
СКН: Фестиваль – это всегда праздник. И «Белые Столбы-2002» – не исключение. Однако хотелось бы поговорить о буднях Госфильмофонда. Что самое главное в текущей работе?
Николай Бородачев: Прежде всего, будни Госфильмофонда – это тяжелейший труд. Наша первостепенная задача – создать условия для хранения фильмов. А технологические процессы сохранения фильмокопий связаны с химикатами и поэтому вредны для здоровья. Каждый фильм через определенное время проходит проверку на качество изображения и звука. Наши сотрудники периодически смотрят, нет ли в коробках постороннего воздуха, не образовалась ли ржавчина – это злейшие враги пленки, с которыми приходится постоянно бороться. Время от времени надо возвращаться к одному и тому же фильму.
СКН: Часто это приходится делать?
Н.Б.: Все зависит от категории фильма. Если известно, что задета эмульсия пленки, то цикл проверки – 1,5-2 года, если лента в нормальном состоянии, то 4-5 лет. Проверяется каждый сантиметр пленки. Для того, чтобы списать один кадр, проделывается огромная работа, досконально все изучается. А когда становится понятно, что сохранить данный кусочек киноленты невозможно, выносится вердикт. После этого я подписываю акт, согласно которому пленка уничтожается. Или мы просто перестаем ею заниматься. Проблемы, связанные с условиями хранения, есть не только у нас. Нигде в мире еще не изобрели состав для борьбы с уксусным синдромом и другими посторонними примесями, то есть с попаданием в коробки всего того, что пленке вредно. Мы в курсе всех новых разработок, поддерживаем контакты с научно-исследовательскими институтами, ЛИКИ, ВГИКом. Сотрудничаем с зарубежными специалистами, обмениваемся информацией.
А возвращаясь к вопросу о наших буднях… Госфильмофонд – огромное хозяйство. Территория – 300 гектаров. Чтобы поддерживать ее в нормальном состоянии, нужно содержать много техники, она стареет, выходит из строя. Сложностей достаточно. А параллельно идет процесс обновления технологического оборудования, который тоже связан с большими затратами. Нам сейчас помогло Министерство культуры: есть предварительная договоренность об оплате четырех монтажных столов, которые мы уже получили из Франции. Это большое дело, поскольку речь идет о более совершенном оборудовании для реставрационных работ.
СКН: Нелишним будет напомнить, что собой представляет киноархив по количеству фильмов. И какова численность коллектива Госфильмофонда?
Н.Б.: В киноархиве находится 59 тысяч наименований, а каждое наименование включает в себя в среднем 7-8 коробок. Представляете этот объем? Постоянно необходимо соблюдать температурный режим, сохранять определенную влажность воздуха. Техника такого плана, по сути, не монтировалась со дня создания Госфильмофонда. Мы предпринимаем меры, стараемся исправить положение дел. Реставрация идет круглые сутки, в две смены. А всего в Госфильмофонде работает 680 человек. Кадры у нас, не побоюсь сказать – самые лучшие в системе кинематографии. Люди очень ответственные. К сожалению, средний возраст сотрудников 50-55 лет. Работа у нас малооплачиваемая. Тем не менее, в прошлом году мы отправили группу из 30-ти человек на обучение в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, а 8 человек – во ВГИК. То же самое повторили и в этом году.
СКН: Какие специалисты вас интересуют в первую очередь?
Н.Б.: Киноинженеры, химики-технологи, производственники, инженеры видео- и звукозаписи, экономисты.
СКН: У вас работают искусствоведы, научные сотрудники, люди технических профессий. Коллектив очень разнообразен. Как бы вы определили: Госфильмофонд – это…
Н.Б.: В комплексе это – научно-исследовательский и производственный центр. А главное, Госфильмофонд – один из крупнейших киноархивов мира. Он занимает первое место по количеству единиц наименований и занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Нам удалось многое сохранить. К примеру, японские, немецкие, французские фильмы. Сейчас у нас с японцами налажен контакт, заключены договоры, к нам приезжала большая группа историков кино из Японии, которые подтвердили свои картины. Ежегодно мы делаем по заказу японцев крупную партию кинокопий. Но больше всего их поразило качество сохранности лент, за что они нам выразили благодарность на правительственном уровне. Тесно сотрудничаем с немцами, которые, кстати, тратят большие усилия, чтобы приобрести интересующие их картины: у нас ведь сохранилось много трофейных фильмов.
СКН: Николай Михайлович, вы не так давно возглавляете Госфильмофонд. Насколько совпадают ваши представления о развитии киноархива с традиционно сложившимися тенденциями? Есть ли отличия от политики, проводимой Малышевым, или ваши взгляды совпадают?
Н.Б.: Практически совпадают. Я ведь человек не новый в кино. Начинал с киномеханика (закончил с отличием училище), работал в центральных кинотеатрах Душанбе.
После института – инженер, затем директор кинотеатра, зам.директора республиканского кинопроката, заместитель председателя Госкино Таджикистана. Далее – Москва, директор «Иллюзиона», наконец – Госфильмофонд. Всю жизнь проработал в одной системе.
Что касается традиций, то Владимир Сергеевич Малышев главное внимание уделял хранению фильмов. Я тоже этим занимаюсь в первую очередь, даже забросил какие-то социальные вопросы. Но коллектив понимает, что главное для нас – сохранить кино, а тогда и с другими проблемами можно будет справиться.
СКН: Что для вас было самым трудным, когда вы приняли руководство Госфильмофондом?
Н.Б.: Ну, во-первых, коллектив очень сложный, хотя понять можно – все живут и работают в одном поселке. Это непросто. Возникают некоторые проблемы. Но подчеркну: все сотрудники – настоящие специалисты, профессионалы, здесь не возникает никаких вопросов. Во-вторых, есть проблемы материального плана. Правда, сейчас государство стало уделять нам больше внимания. Мы строим новое хранилище, запланировали для этого корпуса современное оборудование. Будет намного легче. А пока все постройки – 1935 года. Строили тогда наспех, без фундамента. Началась деформация почвы, просачивается влага, что губительно для пленки. Водопроводные сети, отопительная система – все с самого основания Госфильмофонда. Представьте, если прорвет трубу отопления, пойдет пар – все сразу погибнет. Мы постоянно дрожим. Ремонт не прекращается. Залатаешь в одном месте, рвется в другом. На это уходит уйма времени, сил, денег. Правда, Малышеву было сложнее. Ведь тогда разваливалось государство, и вообще никому не было дела до Госфильмофонда. Сколько труда стоило довести до сознания руководства на правительственном уровне, чтобы обратили внимание на особо ценный объект культурного наследия России. Сегодня помощь со стороны правительства стала ощутима, особенно, когда туго приходится. К примеру, больших затрат требует строительство нового комплекса хранилищ. К нам приезжал министр культуры Михаил Швыдкой, он очень поддерживает этот проект.
СКН: За счет чего, кроме участия государства, Госфильмофонд живет и развивается, что составляет основную статью доходов?
Н.Б.: Мы пересмотрели многие производственные процессы, что привело к экономии средств. Но мы не только экономим, а стараемся и зарабатывать самостоятельно, главным образом – на печати кино- и видекопий. Получаем много заказов из-за рубежа, сотрудничаем со странами СНГ.
СКН: Какова доля государственных вложений в производственный процесс?
Н.Б.: Государство дает средства на печать копий фильмов для своих нужд. Все побочные работы, заказы «со стороны» мы выполняем своими силами, зарабатываем собственным трудом.
СКН: Существует ли фиксированная цена за услуги Госфильмофонда?
Н.Б.: Есть утвержденные расценки. Они даже дешевле, чем, к примеру, на «Мосфильме», где тоже печатаются копии.
СКН: Было время, когда Госфильмофонд занимался, в некотором смысле, благотворительностью – фильмы «гуляли» по разным мероприятиям и, как правило, бесплатно. Что происходит сейчас?
Н.Б.: До сих пор многие организации просят дать фильм для показа бесплатно. Все ссылаются на финансовые трудности, не учитывая, что эти трудности есть и у нас. Мы не можем вести себя так, как раньше. Более того, после проверок нам сделали замечание и налоговая инспекция, и Счетная палата. Благотворительность, за редким исключением, осталась в прошлом.
СКН: Каковы планы на будущее, что входит в программы «минимум и максимум»?
Н.Б.: Максимум – достроить новое хранилище и перевезти в него весь фонд. Необходимо построить жилье для сотрудников. Минимум – продолжать ежедневно решать наши постоянные задачи: улучшать технологию производства, заменять оборудование, вести реставрационные работы и, наконец, добраться до тех фильмов, до которых мы пока еще не дошли.
СКН: Вы с оптимизмом смотрите в завтрашний день?
Н.Б.: С такой командой, как в Госфильмофонде, все дела можно вести успешно. К примеру – фестиваль… Конечно, судить вам, но мы сделали все, что могли.
СКН: О высокой организации фестиваля говорят все участники и гости. По понятным причинам вы не смогли принять всех желающих присутствовать на «Белых Столбах». Возможно ли, на ваш взгляд, проведение фестиваля за территориальными рамками Госфильмофонда?
Н.Б.: В прошлом году мы уже сделали «Эхо кинофестиваля »Белые Столбы« в Киеве. Собираемся повторить там и »Белые Столбы-2002". Есть и другие планы, они касаются Белоруссии, стран Средней Азии, и, конечно, России – Поволжья, Дальнего Востока. По сути, мы выполняем задачи бывшего союзного кинопроката. Мы обязаны это делать. Ведь такого богатства, как наш архив, нет нигде.

Текст: Наталья Мазур
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?