Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

Не звони мне, не звони!

Помните вышедшие в начале 2000-х голливудские хорроры «Звонок» и «Звонок 2»? Студия Paramount их не забыла, и она оплатила создание третьей части эпопеи, вдохновленной книгами Кодзи Судзуки и фильмами Хидео Накаты

Добавить в закладки
Не звони мне, не звони!

Мы не можем до выхода ленты в прокат раскрыть все ее тайны, но мы многое можем рассказать о фильме, который возвращает на экран одну из самых жутких злодеек в истории мистических хорроров. Напомним, что цикл «Звонок» повествует о девушке с паранормальными способностями, которая после своей гибели превратилась в мстительный призрак, убивающий всех, кто посмотрел проклятое ею видео.

Предыстория

Люди боятся покойников. Этот страх записан в наших генах, и у него есть научное обоснование. Во-первых, умершие напоминают нам о нашей собственной смертности. Во-вторых, тела покойников могут заражать всевозможными болезнями, даже если умерший скончался не от инфекции. Однако с древнейших времен люди боятся покойников не только по рациональным, но и по иррациональным соображениям. Многие наши предки опасались, что духи умерших будут мстить после смерти или что покойники восстанут из могил, чтобы убивать живых.

В то время как среди славянских народов был особенно распространен страх перед «живыми мертвецами» (вампиры, упыри и так далее), японцы издавна опасались «мстительных духов» – тех призраков, кто так разъярен своей смертью, что вымещает злобу на виноватых и невиновных людях. Обычно речь шла о призраках убитых или вынужденно покончивших с собой. Японская национальная религия синтоизм уделяет большое внимание умиротворению духов природы и духов предков, и умиротворение мстительных духов тоже считалось очень важным занятием синтоистских священников и горных отшельников.

Страх перед мстительными духами в древности был столь силен, что один из самых известных японских богов появился в национальном пантеоне благодаря этому страху. Высокопоставленный политик и блестящий поэт IX века нашей эры Митидзане Сугавара, пострадавший в результате придворного заговора, после смерти был сперва произведен в премьер-министры, а затем наречен «Тендзин» («небесное божество») и объявлен покровителем поэзии, каллиграфии и облыжно обвиненных. Вызвано это было тем, что после смерти Сугавары в имперской столице начались природные катаклизмы, и правительство решило, что дух покойного гневается и что умиротворить его может лишь официальное почитание.

Сугавара принадлежал к правящей верхушке, но для мстительного духа это было совершенно не обязательно. Наоборот, персонажи многих популярных японских историй о привидениях – те, кто при жизни был бессилен. Например, убитая мужем жена или замученная хозяевами служанка. При желании можно провести параллель с гоголевской «Шинелью» – она тоже завершалась посмертной местью «маленького человека», который не смог или не решился бы отомстить при жизни.

Вот почему в современной японской хоррор-мистике доминируют не Фредди Крюгеры и Джейсоны Вурхизы, которые были бы очень опасны и без нечеловеческих способностей, а зловещие призраки молодых женщин и даже маленьких детей. Кстати, страх перед мстительными духами детей в прежние времена был столь силен, что известен случай, когда преступник убил целую семью, но не покусился на ребенка, хотя понимал, что оставляет свидетеля, который может навести на него полицию. Страх перед призраком был сильнее, чем страх перед казнью. Интересно, что злодей думал, когда его поймали и казнили…

Примерно через сто лет после этой истории, в самом начале 1990-х, японский писатель Кодзи Судзуки решил сочинить свой фантастический хоррор. Так как традиционные повествования о мстительных духах к тому времени в Японии многим надоели, Судзуки придумал сюжет, сочетающий национальную традицию с современными техногенными триллерами.

Кодзи Судзуки

В его романе «Звонок» (или «Круг» – позаимствованное из английского языка слово ring может переводиться двояко) действие вращалось вокруг загадочной видеокассеты со странной последовательностью абстрактных и реалистичных кадров. Каждый, кто просматривал эту пленку, умирал ровно через семь дней. По ходу повествования главный герой, токийский репортер, выяснял, что пленка несет в себе парапсихический вирус, возникший в результате убийства девушки-экстрасенса Садако, которая перед смертью была заражена чумой. Сочетание вируса чумы с параспособностями умирающей героини дало столь причудливый эффект. Единственным способом предотвратить смерть от вируса было копирование пленки и передача ее для просмотра другому человеку. Главный герой избегал смерти благодаря тому, что, еще не зная всех нюансов вируса-проклятия, показывал пленку своему приятелю, которого привлекал к расследованию.

Стоит подчеркнуть, что роман Судзуки был в первую очередь псевдомедицинским технотриллером, а уже потом паранормальным хоррором. В частности, Садако фигурировала в основном повествовании лишь в виде скелета, который главный герой находил и хоронил в надежде, что это снимет проклятие. Понятно, никакого эффекта перезахоронение не имело. Вирусу ведь нет дела до того, что происходит с его прежним, умершим носителем.

Изданная в 1991 году книга не произвела особого фурора, но все же четыре года спустя была экранизирована как малобюджетный телефильм «Звонок», позднее переизданный на видео под названием «Звонок: Полная версия» (в видеоверсии были откровенные сцены, и обложка релиза подчеркивала эротизм постановки). Тогда это был сугубо японский феномен, не интересный никому за рубежом и даже в Японии представляющий весьма ограниченный интерес.

Все изменилось в 1998 году, когда начинающий режиссер Хидео Наката превратил «Звонок» в кинофильм. Наката и его сценарист Хироси Такахаси вычеркнули из «Звонка» парапсихические вирусы и прочую медицинскую белиберду и превратили повествование в паранормальный хоррор о мстительном духе, который лично убивает тех, кто видел пленку, на седьмой день после просмотра. Как правило, кошмарный призрак Садако вылезает из телевизоров. Главный герой книги был в фильме Накаты превращен в главную героиню (вариация на популярный в хоррорах мотив «последней девушки»), ключевая для книги и предыдущей экранизации тема изнасилования была начисто исключена (в кинофильме Садако убивал не насильник, а ее отец), а соратник героини оказывался ее бывшим мужем и отцом ее сына.

Кадр из фильма "Звонок", 1998

В результате этих сюжетных изменений и талантливой постановки Накаты новый «Звонок» стал настоящим хитом. Лента быстро превзошла по сборам все ранее снятые японские хорроры, а когда она вышла в прокат Гонконга, то заработала больше, чем даже такие голливудские хиты 1999 года, как «Матрица». Оценки картины тоже были очень лестными – критики хвалили то, как мастерски Наката выстроил не просто пугающее, а интригующее повествование, соединяющее полноценный хоррор с полноценным же детективным расследованием.

Успех «Звонка» был столь значимым, что картину заметили и в России, и на Западе. В Америке среди хорроров тогда доминировали слэшеры, делающие ставку на насилие, кровь и плоть. «Звонок» же предлагал страшную историю, которая пугала, а не шокировала, и которая во многом полагалась на зрительскую фантазию, а не на мастерство трюкачей и создателей спецэффектов. Практически одновременно со «Звонком» в западный прокат вышла «Ведьма из Блэр», относящаяся к родственному направлению хорроров, и ее успех показал, что американская публика устала от серийных убийц-«мясорубов», что она вновь готова смотреть некровавые «интеллигентные» хорроры. Косвенно это подтверждала и популярность «Крика», который, как и «Звонок», был сочетанием хоррора и интригующего детектива.

В результате в 2002 году студия DreamWorks выпустила американский ремейк «Звонка», снятый будущим режиссером «Пиратов Карибского моря» Гором Вербински. Главную роль в картине исполнила Наоми Уоттс, а Самару Морган (голливудскую Садако) изобразила юная Дейви Чейз, голос Лило в диснеевском мультипликационном цикле «Лило и Стич». Фильм обошелся в 48 миллионов долларов и заработал 249 миллионов, что сделало его одним из самых успешных хоррор-ремейков всех времен. Отчасти успех картины был связан с мастерством Вербински, отчасти с тем, что некоторые традиционные для японского кино сюжетные и визуальные ходы для американской и международной публики были в новинку, и лента воспринималась как оригинальная постановка, а не как наследница многолетней традиции.

Кадр из фильма "Звонок", 2002

Впечатляющие сборы американского «Звонка» вызвали к жизни целую серию западных лент, основанных на японских хоррорах. Среди них, в частности, были «Проклятие» и «Темная вода». В 2005 году выписанный из Японии Хидео Наката снял в Голливуде «Звонок 2», который был сиквелом западного «Звонка» и не имел отношения к японской ленте «Звонок 2», снятой Накатой в 1999 году. Кстати сказать, у японского «Звонка» был еще один сиквел – вышедшая в 1998 году «Спираль», основанная на одноименном романе Кодзи Судзуки (японский «Звонок» и «Спираль» снимались одновременно и независимо друг от друга).

К сожалению продюсеров, американский «Звонок 2», в отличие от хитового японского тезки, собрал лишь 161 миллион долларов при 50-миллионном бюджете. Это было достаточно, чтобы не списывать эпопею в утиль, но недостаточно, чтобы продолжать задействовать больших звезд вроде Уоттс. А так как оценки «Звонка 2» были куда ниже, чем оценки «Звонка», а волна голливудских ремейков японских лент как нахлынула, так и схлынула, то активно работать над вторым сиквелом тогда никто не стал. Эта затея была отложена до лучших времен, и желание погодить лишь усугубилось, когда в 2008 году студии DreamWorks и Paramount разорвали свое финансовое партнерство, и «Звонок» оказался в руках Paramount – студии, которая прежде циклом вплотную не занималась.

Работа над фильмом

Новую жизнь в цикл начали понемногу вдыхать лишь в 2010 году. Тогда пошли разговоры, что продюсеры «Звонка» и «Звонка 2» Уолтер Паркс и Лори МакДональд (супруги и бизнес-партнеры) могут на деньги Paramount вернуть Самару на экран. Речь в то время шла о трехмерной картине «Звонок 3D» без участия Уоттс, и не было ясности, будет ли новая картина сиквелом или приквелом. Очевидно, студия готовила так называемую «мягкую перезагрузку», когда новая серия цикла сохраняет кое-какую связь с предшественницами, но при этом многое делает по-своему и ориентируется на новых зрителей. Именно так был устроен парамаунтовский же блокбастерный «Звездный путь» («Стартрек») Дж. Дж. Абрамса.

Когда организационные вопросы были утрясены, для сочинения сценария был приглашен Дэвид Лоука, параллельно написавший для режиссера Джима Шеридана психологический триллер «Дом грез». Вышедшая в 2011 году картина с участием Дэниела Крэйга, Рэйчел Вайс и Наоми Уоттс провалилась в прокате и удостоилась очень низких оценок. Однако известно, что выпущенная на экраны версия была творением продюсеров, а не режиссера, так что трудно сказать, насколько в этом фиаско виноваты Шеридан и Лоука. Ведущие актеры, кстати, тоже не одобрили окончательный монтаж ленты и даже отказались участвовать в раскрутке «Дома грез».

После Лоуки над сценарием «Звонка 3D», со временем переименованного в «Звонки» и избавившегося от трехмерной картинки, трудился Джейкоб Аарон Эстес, сценарист и режиссер подростковой драмы 2004 года «Жестокий ручей». Окончательную версию текста сочинил Акива Голдсман, сценарист «Клиента», «Игр разума», «Нокдауна», «Кода да Винчи», «Я – легенда» и других нашумевших постановок. Впрочем, на его счету также «Бэтмен и Робин» и «5-я волна».

Исходя из того, что картина должна зацепить новых и молодых зрителей, соавторы сценария сделали главной героиней не разведенную мать, как в японском и американском «Звонках», а молодую девушку с бойфрендом. Давно устаревшая видеопленка в фильме, судя по всему, большой роли играть не будет. Герои увидят «фильм Самары» в цифровом формате, что не сделает его менее опасным. Кроме того, Самара в картине будет пытаться не просто убить героиню, а использовать ее тело для своего возрождения и перерождения. Напомним, что в «Звонке 2» злодейка пыталась проделать этот трюк с маленьким сыном главной героини.

В 2014 году, после четырех лет работы над сценарием, проект обзавелся режиссером. Им стал испанский постановщик Франсиско Хавьер Гутьеррес, который в 2008 году выпустил понравившуюся многим критикам испанскую ленту «3 дня», рассказывающую о событиях накануне объявленного конца света. С тех пор Гутьеррес пытался получить работу в голливудском проекте. Одно время он возглавлял многострадальный ремейк «Ворона», но не дотянул картину до съемок. И вот наконец его мечта сбылась. Незадолго до начала работы над «Звонками» Гутьеррес спродюсировал американский мистический хоррор «Дом страха», снятый Уиллом Кэноном.

Испанец получил работу летом 2014 года, а уже зимой проект наконец-то начал нанимать актеров. Главную роль получила Матильда Лутц, дочь американца и итальянки. Девушка выросла в Милане, но училась в Америке, так что она свободно владеет английским и итальянским. Тем не менее до «Звонков» Лутц снималась лишь в итальянских постановках. По профессии она актриса и модель. Сейчас она является лицом бренда Miu Miu.

Главную мужскую роль получил британский телевизионный актер Алекс Роу, которого вы могли видеть в «5-й волне». Также в фильме снялись Джонни Галэки из ситкома «Теория большого взрыва», Эйми Тигарден из сериала «Огни ночной пятницы» и «Крика 4», Лора Уиггинс из американского сериала «Бесстыдники» (напомним, что это ремейк одноименного британского шоу) и Винсент Д’Онофрио. Дейви Чейз в роли Самары засветилась во флешбэках, а в большинстве сцен злодейку сыграла акробатка-конторсионистка («женщина-змея») Бонни Морган, способная изгибать свои суставы самым невероятным образом. Ранее она снималась в «Особом мнении» и в «Одержимой», а также изображала Самару в концовке «Звонка 2».

Бонни Морган на съемочной площадке фильма "Звонки"

Помимо выворачивания суставов Бонни Морган в фильме пришлось носить контактные линзы, сложный латексный грим и особое устройство под платьем, которое позволяло Самаре постоянно капать водой (злодейка цикла умерла в колодце). За грим Самары отвечал Арьен Туйтен – ученик знаменитых голливудских спецэффектных гримеров Стэна Уинстона и Рика Бейкера. Бейкер в 2015 году ушел на пенсию и оставил Туйтену свою студию.

Арьен Туйтен на съемочной площадке фильма "Звонки"

Основные съемки фильма проходили в Атланте и ее окрестностях с конца марта по конец мая 2015 года. Дополнительные съемки прошли год спустя, летом 2016 года. Изначально предполагалось, что фильм выйдет в прокат в ноябре 2015 года, но премьера неоднократно переносилась, что и позволило провести дополнительные съемки.

На съемочной площадке фильма "Звонки"

Одно время Paramount надеялась, что на Хэллоуин 2016 года «Звонки» займут то место в студийном расписании, которое ранее принадлежало хоррор-циклу «Паранормальное явление» (последняя, пятая серия «Явления» вышла осенью 2015 года). Но в последний момент студия испугалась конкуренции с лентой Universal «Уиджи. Проклятие доски дьявола» и перенесла премьеру «Звонков» на февраль 2017 года.

Персонажи «Звонков»

Кадр из фильма "Звонки" (Джулия)

Джулия – главная героиня фильма. Она попадает под действие проклятия «Звонка», когда смотрит проклятое «видео Самары» на своем лэптопе. Не собираясь сдаваться на милость призрака, она судорожно пытается раскрыть тайну видео в течение отведенных ей семи дней. Джулию сыграла Матильда Лутц.

Кадр из фильма "Звонки" (Холт)

Холт – главный герой фильма и бойфренд Джулии. Как и его девушка, Холт пытается разгадать тайну «видео Самары». Холта сыграл Алекс Роу.

Кадр из фильма "Звонки" (Самара)

Самара – главная злодейка фильма. При жизни девочка с паранормальными способностями, Самара была убита ее приемной матерью, которая не могла больше терпеть кошмары, которые Самара парапсихически проецировала ей в голову. После смерти Самара превратилась в мстительного призрака. Она использует проклятую ею видеозапись, чтобы «привязываться» к жертвам и убивать их по истечении семи дней. Самара умерла в колодце, и потому ее призрак является насквозь промокшим. Самару сыграла Бонни Морган.

Кадр из фильма "Звонки" (Гэбриэл)

Гэбриэл – профессор, который помогает Джулии и Холту в их изысканиях по поводу «видео Самары». Гэбриэла сыграл Джонни Галеки.

Ожидания

Судя по тому, что Paramount не выпустила «Звонки» на прошедший Хэллоуин, студия не очень верит в картину, но все же надеется, что фильм по крайней мере окупится, если выйдет не в сезон хорроров, в качестве «контрпрограммирования» для зимнего кино. Действительно, пик популярности хорроров в японском стиле на Западе прошел, однако «Звонок» все еще неплохо помнят, и новая лента может заинтересовать как минимум ярых поклонников жанра.

Судя по обилию в титрах молодых и привлекательных актеров, известных по телесериалам, картина ориентирована на молодежь – то есть на тех, что был слишком юн, чтобы посмотреть в кино «Звонок» 2002 года. Посмотрим, сыграет ли эта ставка и станут ли «Звонки» удачной «мягкой перезагрузкой» цикла.

В любом случае трудно поверить, что «Звонки» окажутся столь же удачными, как «Звонок». Ведь фильм Вербински во многом держался на сюжетной интриге и неизвестности, а мы сейчас знаем о Самаре если не все, то очень многое, и заинтриговать нас будет трудно. В этот колодец можно залезть всего один раз!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?