
Иммерсивная нарезка из сай-фай идей под электронный саундтрек.
До цифрового проката добрался «Пепел» — дебютная режиссерская работа музыканта Стивена Эллисона, известного как Flying Lotus. Фантастический триллер, вдохновленный множеством проектов, от «Чужого» до серии видеоигр Resident Evil, оказался предельно близок к духу классических сай-фаев конца прошлого века. Фильм не стесняется их цитировать и, кажется, немного теряется в реверансах почтенным учителям. Впрочем, без самобытности тоже не обошлось — «Пеплу» удается удерживать внимание зрителей до самой развязки, которая приятно удивит плотным экшеном.
Сюжетную формулу для дебюта Flying Lotus выбрал практически идеальную. На полу некой планетарной станции в сознание приходит Рия (Эйса Гонсалес), с травмой головы, амнезией и пугающими видениями смертей остальных членов команды. Галлюцинации остаются таковыми до первого трупа — героиня обнаруживает коллег в ужасном состоянии и моментально начинает задаваться вопросами: что произошло на станции, кто виноват и что делать. Чуть позже с орбиты прибывает Брион (Аарон Пол), астронавт, работающий «глазами» экспедиции в небе. Мужчина объясняет, что получил сигнал SOS, когда у одного из членов команды случился психоз и связь со станцией прервалась, а теперь у них с Рией есть всего несколько часов, чтобы вернуться на орбиту.
Не надо быть Джоном Карпентером, чтобы понять, как будут разворачиваться дальнейшие события. Пока Рия, следуя инструкциям Бриона, убирает тела коллег и готовится бежать с планеты (не просто так получившей название Пепел), через красочные и кровавые флешбэки зрители постепенно узнают цели экспедиции и нюансы произошедшего кошмара. Flying Lotus уверенно играет с границами жанра, подбрасывая то психологический слоубернер, а то и космический ужас, пока, наконец, не выходит на оперативный простор полноценного хоррора про пришельцев. Подобная жанровая чехарда не в новинку современной научной фантастике, она выглядит в «Пепле» органично и скорее располагает зрителя к проекту.
Проблема кроется в основной специальности режиссера. Flying Lotus (может быть, и сам того не заметив) снял 95-минутный клип. Чувствуется это и ритмически, и по сюжетной неровности, и по музыкальному сопровождению, выполненному, надо сказать, на высшем уровне. Однако на протяжении всего просмотра не покидает ощущение, что перед глазами визуализации Windows Media Player, популярные в середине нулевых, а теперь усовершенствованные с помощью вставок с живыми актерами. Об игре которых сказать что-либо внятное не представляется возможным: и Гонсалес, и Пол справляются с режиссерскими задачами настолько обыденно, что и зацепиться не за что.
Но, несмотря на недостаток целостности и общую вторичность, «Пепел» способен удержать зрителя. Дело и во временами действительно завораживающем визуале, и в неожиданных жанровых стыках (камера может неожиданно переключиться на вид от первого лица и выдать мощную экшен-сцену прямо посреди флешбэка), и в самоотдаче команды — фильм снимали на заброшенной фабрике по производству дверей, а для кадров космических кораблей по старинке использовали миниатюры. Стоит добавить к формуле успеха и печальное затишье на ниве космических хорроров, где невероятно сложно найти интересные картины, и «Пепел» уже не кажется таким уж проходным фильмом.
Остается надеяться, что у Flying Lotus получилось заинтересовать не только благодарных любителей фантастики категории B, которая раньше отправлялась прямиком на кассеты, но и потенциальных инвесторов следующих проектов режиссера. У Эллисона точно есть видение, самобытный стиль и четкое понимание жанров, осталось абстрагироваться от клиповости и сосредоточиться на кино.