Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Коллеги из телеканала «Культура»! Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашего читателя:
как наши фильмы стали американскими? Кто на телевидении следит за соблюдением авторского права?
Как у вас работают с авторами? Мы надеемся, что вы прочтете эту статью…

Не так давно я имела удовольствие посмотреть по телеканалу «Культура» фильм из серии «Шедевры мирового музыкального театра».
Для тех, кто любит балет, этот фильм – истинный подарок. Экран дарит встречу с искусством блистательных балерин и танцовщиков, составивших славу русского балета – Улановой, Дудинской, Колпаковой, Семеновым, Барышниковым и др. Сижу, внимательно смотрю и меня распирает гордость – ведь большая часть номеров, вошедших в фильм, снята нашим творческим объединением «Лентелефильм». Меня даже не смутили сказанные прочувствованно слова за кадром: мол, этот фильм – результат тщательных пятилетних поисков американских кинематографистов. Не смутили поначалу и титры, набранные по-английски.
Смотрю и думаю, что в конце назовут создателей этих лент – наших режиссеров, операторов. И вспоминаю…
Шли съемки телефильма «Танцует Ольга Моисеева», для «Умирающего лебедя» Сен-Санса соз-датели картины придумали свое решение. Несколько дней подряд вся съемочная группа старательно обивала деревянные щиты фольгой, которыми затем были застелены полы в павильоне. Долго выверяли свет, чтобы пространство сравнительно небольшого павильона казалось бескрайним, а видны были только балерина-«лебедь» и отражение в «воде». Когда все было подготовлено и выверено, пригласили балерину. Та наотрез отказалась танцевать на фольге. Студию пришлось переоформлять. Попробовали снимать на обычном полу, как хотела балерина. Но в новых условиях отказался снимать оператор Леонид Волков. А он был не просто оператор, он оператор-художник. Не просто было удалить конфликт, но номер все-таки был снят в оформлении Лени. Получилось прекрасно. Не зря в фильме он поставлен в финал. Каково же было мое удивление, когда в конце было сказано: «Производство IVVC arts». И все!
В любом цивилизованном обществе принято: если кто-то берет чужое произведение, не спросив автора, хотя бы на этого автора ссылается. Здесь же ничего подобного! А ведь взяты фрагменты фильмов, которые снимали замечательные наши режиссеры: А. Стефанович, Л.Волков К. Артюхов, В. Окунцов, Е. Попова и др. Естественно, никакой оплаты за использование фрагментов авторы фильмов не получили.
Наивный вопрос у меня и к редакторам телеканала «Культура»: когда они готовили фильм к эфиру, неужели не понимали, что все это снято не американцами, так почему же не настояли на том, чтобы сослаться на истинное авторство?
Еще наивный вопрос, теперь уже к комментатору С.Бэлзе. Ведь видит же и понимает, что представляют собой американские «киноархеологи»!
Наверное, мои вопросы выглядят наивными во времена, когда из страны исчезают алмазы на миллионы долларов, когда из недр России выкачивают нефть и она оборачивается баснословными барышами для каких-то ловкачей. Наивно. Но все-таки хочется помечтать о том, чтобы доходы шли тем, кто своим трудом создавал материальные и духовные ценности в стране, еще не оскудевшей талантами и трудолюбием.
А все-таки ловкие ребята в этом «IVVC arts»! Интересно было бы узнать, как наши ленты стали их собственностью. Но это, видимо, информация к размышлению уже для иных, юридических инстанций.
В январе 1998 года Петербургский Дом кино торжественно распахнул свои двери перед кинематографистами телевидения. Творческое объединение «Лентелефильм» отмечало 30-летие. И радостной, и грустной была эта встреча для тех, кто снимал телевизионные фильмы. Радостной потому, что всегда приятно увидеть людей, с которыми вместе многие годы шагал по зыбкой дороге с красивым названием «Творчество». За эти годы создан достойный багаж – полторы тысячи фильмов игровых, документальных, музыкальных. Создана поистине летопись нашего времени. Грустной потому, что создатели фильмов сегодня без работы, «Лентелефильм» распался, кино не снимается.
Я вернулась в Москву с чувством вины перед своими коллегами. И подумала, что не должен созданный нами золотой кинофонд лежать мерт-вым грузом. Ведь ленте-лефильмовские режиссеры, операторы – мастера высокой пробы и то, что ими создано, может обрести новую жизнь. Я обратилась на ВГТРК к директору программ Акопову с таким письмом-предложением новой программы «На Невской волне»: «В1968 году на Ленинградском телевидении было основано творческое объединение »Лентелефильм«. Его создателями стали режиссеры К.Артюхов, В.Виноградов, Ю.Панич, А.Белинский, А.Стефанович, О. Рякобонь, Л. Цуцульковский и др. В программах, которые мы предлагаем, снятые ими фильмы станут »точкой отсчета« для сегодняшнего разговора с их героями. Те, кого мы снимали, увидят себя такими, какими они были десятилетия назад, поведают о делах и заботах нынешних. На ЛТФ впервые снимались в кино Е.Нестеренко, Е.Образцова, В.Атлантов, И.Богачева (это только певцы), все звезды Мариинского балета, БДТ, Александринки. На ЛТФ состоялись последние съемки В.Высотского, Г.Товстоногова. Но не только актеры могут быть гостями нашего кинозала. Интересной для зрителей может стать встреча с академиком Н.Бехтеревой (о ней в 70-е годы был снят фильм »Неоткрытые острова«), с Е.Моряковым – одним из тех, кто составил славу трудового города (фильм »Токарь«, призер фестивалей в Лейпциге и Донецке).
Менее всего те, кто намерен создавать программы »На Невской волне« нацелены на »ретро«. Старые ленты лишь напомнят о первых страницах »Книги жизни« наших героев. Основными станут размышления наших собеседников »о времени и о себе«. У каждой эпохи свои идеалы, свои оценки и надежды. Но есть вечные ценности, именно они и станут основной темой бесед в кинозале ЛТФ. При положительном решении и отношении к заявке за дело возьмутся люди профессиональные, способные сделать программы, достойные РТР». Послала письмо, месяц мне не отвечали. Позвонила, секретарша сообщила, что письмо потеряно. Написала снова, сама отвезла на Шаболовку. Прошел еще месяц. Звоню, мне говорит – нет, не сам Акопов, куда там! – опять секретарша: «Такая программа нам не нужна, у нас, мол, есть Урмас Отт». При чем тут Отт?! Ну что ж, значит, мы не нужны. Значит, другие времена, другие вкусы. Однако, американцам мы пришлись по вкусу именно сегодня.
Теперь наивные вопросы к Генпрокуратуре страны. К извечным «кто виноват?» и «что делать?» хочу задать еще один. В стране разворовываются экономические отрасли. Слова «алмазы», «нефть», «газ» в сознании россиян ассоциируются с именами тех, кто безнаказанно разворовывал и разворовывает богатство страны. Много развелось любителей поживиться за чужой счет. Но если экономические ценности еще можно восстановить, то духовные ценности восстановить невозможно. Люди, далекие от творчества, присваивают то, что создано трудом и талантом других людей. Когда дадут по рукам ворам и их подельникам? Когда «Лентелефильму» вернут его фонд? Ведь получив свой фонд, «Лентелефильм» возродится!
Надеюсь, что Генпрокуратура России не оставит без внимания это письмо. Надеюсь и на поддержку коллег-журналистов редакции «СКН».

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  37

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть