Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Обзоры

От кэмпа до хорроров, от Ларса фон Триера до Майкла Бэя: памяти неповторимого Удо Кира

23 ноября в больнице калифорнийского города Палм-Спрингс скончался актер Удо Кир. Причина смерти до сих пор не раскрывается.

Добавить в закладки
От кэмпа до хорроров, от Ларса фон Триера до Майкла Бэя: памяти неповторимого Удо Кира

Наследие немецкого лицедея поистине обширно. Порядка 275 фильмов, среди которых культовые, знаковые и яркие роли у Вернера Райнера Фассбиндера и Ларса фон Триера, Гаса Ван Сента и Вернера Херцога, Пола Моррисси и Энди Уорхола. А также десятки видеоклипов и работ в озвучке видеоигр и мультипликации. Вспоминаем творческий путь артиста в нашем материале.

Удо Кир родился в Кёльне в 1944 году. Через несколько часов после его появления на свет роддом подвергся бомбардировке союзных войск. Мать с новорожденным Удо чудом не погибли: женщине пришлось буквально продираться через завалы, чтобы спастись. Детство в Германии будущий актер описывал как «чудовищное»: биологический отец, которого Кир никогда не видел, был женат, имел троих детей и не интересовался, что произошло с внебрачным сыном; мать работала швеей и едва сводила концы с концами. О том, что такое горячая вода, Удо узнал в 17 лет. 

Удо Кир в юности

Удо Кир в юности

Природа одарила юношу яркой внешностью: вьющиеся каштановые волосы, большие зеленые глаза и взгляд, заставлявший прохожих оборачиваться. Достаточно быстро Кир осознал, что может зарабатывать на жизнь красотой. Став моделью в родном Кёльне, он вскоре уехал в Лондон, где днем трудился официантом, а вечером посещал драматические курсы: «Мне нравилось быть в центре внимания, поэтому я решил стать актером». В 1966 году в одном из столичных баров для рабочего класса его заметил актер и режиссер Майкл Сарн и пригласил на роль в своей короткометражке «Дорога в Сен-Тропе».

В интервью Кир не раз отмечал, что его многогранная и плодовитая карьера стала явью лишь по счастливому стечению обстоятельств. В 1973-м, после нескольких работ в Германии, включая знаковый хоррор «Печать дьявола», Удо сел в самолет. Соседнее место занимал кинематографист Пол Моррисси — в те годы он работал вместе с Энди Уорхоллом. По прилету Кир уже практически получил роль в двух экстравагантных интерпретациях готического хоррора — «Теле для Франкенштейна» и «Крови для Дракулы». Вообще, к жанру актер относился с особой благосклонностью: «Я люблю фильмы ужасов. Если у тебя маленькая роль, то лучше воплощать нечто зловещее и пугать людей, чем играть мужика, который работает на почте, а затем возвращается домой к жене и детям». 

Удо Кир и Джо Даллесандро на фото Энди Уорхолла со съемок фильма «Тело для Франкенштейна»

Удо Кир и Джо Даллесандро на фото Энди Уорхолла со съемок фильма «Тело для Франкенштейна»

В середине 1970-х Кир снимался в самых разных картинах, среди которых были евротрэш «Спермула» и культовая эротика «История О», пока вновь не встретился с другом юности — режиссером Райнером Вернером Фассбиндером. С ним актер плотно сотрудничал до начала 1980-х в «Больвизере», «Третьем поколении», «Лили Марлен» и «Лоле», а также мини-сериале «Берлин, Александерплац». Затем Кир познакомился и крепко сдружился с датским провокатором Ларсом фон Триером и играл во множестве его проектов: «Эпидемия», «Танцующая в темноте», «Рассекая волны», «Догвилль» и других.

Удо Кир, Ривер Феникс, Киану Ривз и другие на съемках фильма «Мой личный штат Айдахо»

Удо Кир, Ривер Феникс, Киану Ривз и другие на съемках фильма «Мой личный штат Айдахо»

Благодаря неиссякаемой энергии и запоминающейся внешности Кир стал достаточно известным артистом в Европе, но зрители в США о его существовании и не подозревали. Все изменилось в начале 1990-х: Гас Ван Сент, обожавший образы Кира еще в уорхоловских фильмах, пригласил его в «Мой личный штат Айдахо». Картина разбила сердца американской молодежи, а Удо не могли стереть из памяти даже Ривер Феникс и Киану Ривз. Кир, словно вампир с мистическими способностями, влюбил в себя всю страну. Его звали на самые разные шоу и передачи. Сегодня он был в видеоклипах Мадонны, завтра — у Goo Goo Dolls, а послезавтра — у Korn и Eve с Гвен Стефани. И, конечно, участвовал в бесчисленном, невообразимом количестве кинокартин.

Удо Кир в роли Майкла на кадре из фильма «Бакурау»

Удо Кир в роли Майкла на кадре из фильма «Бакурау»

Удо Кир играл везде: в комедиях и хоррорах, драмах и триллерах, так называемом фестивальном кино и низкобюджетных проектах с пометкой «сразу на DVD». Но вне зависимости от количества минут, проведенных на экране, его образы запоминались наравне с ключевыми персонажами. А порой взгляд Кира был единственным, что удавалось выудить из недр памяти о конкретном фильме. Будь то стильный и стареющий вампир-консерватор Драгонетти из «Блейда» или алчный магнат из «Душевной кухни» Фатиха Акина, иронично-символичный врач-сатанист по фамилии Авель из «Конца света» и скользкий Кёрли из «Не называй меня малышкой», удушающе аристократичный Рональд Кэмп из «Эйса Вентуры» и хэндлер-предатель Ральфи из «Джонни-Мнемоника» — их имена могут забыться, а роль, быть может, незначительна, но благодаря Киру их воплощение остается одной из ключевых сенсорных точек, за которые цепляется память зрителя.

Удо Кир в роли Кэмпа на кадре из фильма «Эйс Вентура: Розыск домашних животных»

Удо Кир в роли Кэмпа на кадре из фильма «Эйс Вентура: Розыск домашних животных»

Амплуа — проблемная зона для многих актеров. Характерная внешность Кира частенько выводила его на роли нацистов, злодеев, глашатаев угрозы (как в «Драке в блоке 99») или просто фриков, но сам Удо философски относился к этому вопросу. «Сто фильмов — откровенно плохие, пятьдесят можно посмотреть под бокал вина, а еще пятьдесят — действительно хороши», — без тени сожаления говорил актер.

Под какой бы личиной его ни помнили, Удо Кир объединил несколько поколений зрителей с двух континентов: в винтажном культе или эпохальном мейнстриме, глубоко жанровых лентах и DVD-безделушках. Всегда элегантный, харизматичный и стильный. И как бы Кир ни менялся с годами, взгляд его зеленых глаз не терял своего месмеризма. До самого конца.

Текст: Максим Бугулов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?