
Открыточный кинокомикс, не оправдывающий ожидания фанатов.
В 2019 году загребущие лапы Disney дотянулись до 20th Century Fox — старейшей американской киностудии, у которой, помимо всего прочего, были права на персонажей «Людей Икс» и «Фантастической четверки». Почти сразу были анонсированы проекты — и по первым, и по вторым. И если фильмы по «Людям Икс» ждут нас в относительно далеком будущем, то новую экранизацию «Фантастической четверки» можно оценить прямо сейчас. Кредит доверия супергеройскому блокбастеру выдан достаточно высокий — все предыдущие попытки индустрии переосмыслить историю старейших персонажей комиксов издательства Marvel обернулись неудачей. В конце концов кто, если не сами Marvel, сможет вдохнуть в «Фантастическую четверку» новую жизнь?
Как и новый «Супермен» Джеймса Ганна, «Фантастическая четверка. Первые шаги» не обременяет себя историей становления персонажей. Фильм бросает зрителей сразу в гущу событий. Рид Ричардс (Педро Паскаль), Сью Шторм (Ванесса Кирби), Джонни Шторм (Джозеф Куинн) и Бен Гримм (Эбон Мосс-Бакрак) живут в альтернативной Америке 60-х годов. Они уже подверглись космическому излучению, научились управлять суперсилами и взяли памятные псевдонимы. Мистер Фантастик растягивается, Невидимая Леди исчезает, Человек-факел загорается, а Существо крушит и ломает. Фантастическая четверка — именно так в народе прозвали группу астронавтов-самородков — бесстрашно защищает мир как от инопланетных захватчиков, так и от обычных городских бандитов, таких, например, как Человек-крот (Пол Уолтер Хаузер). В этой реальности никогда не существовало «Мстителей» или «Стражей галактики», Танос тоже обошел стороной. Шумный Манхэттен еще никогда не выглядел таким мирным.
За отсутствием противников каждый из супергероев находит себе дело по сердцу. Рид и Сью готовятся к родительству, Бен познает азы кулинарного искусства, а Джонни никак не может найти себе девушку. Как это часто бывает, в самый неожиданный момент в Нью-Йорк прибывает Серебряный Серфер (Джулия Гарнер), которая ставит землян перед пугающей перспективой: в ближайшее время планета будет уничтожена Галактусом (Ральф Айнесон), и это не отменить.
«Фантастическая четверка. Первые шаги» — экранизация одноименной серии комиксов Стэна Ли и Джека Кирби, дебютировавших в 1961 году. Первая попытка перенести сюжет о семье супергероев на большой экран была предпринята «королем драйв-инов» Роджером Корманом в 1994 году. Кинокомикс позиционировался как фильм категории «B» и был выпущен сразу на VOD. Вторая, более удачная адаптация «Фантастической четверки» случилась в 2005-м. Критики все равно разнесли фильм за вульгарные шутки и плоский сюжет, однако зрители принесли кассу, достаточную для сиквела, который, впрочем, уже никому не понравился. Самый громкий провал «Фантастическую четверку» ждал в 2015 году, когда режиссер Джош Транк под влиянием реалистичного переосмысления «Бэтмена» Кристофера Нолана решил превратить красочный комикс в монотонный, мрачный сай-фай, лишенный любого проблеска юмора. Неизвестно, как бы сложилась судьба «Фантастической четверки», если бы Disney в конечном итоге не поглотила 20th Century Fox вместе со всеми принадлежащими ей франшизами и персонажами.
Ребутом комикса занялся режиссер мини-сериала «Ванда/Вижн» Мэтт Шекман, а сценарий, по всей видимости, писался всей студией (с каждым годом отложенного производства количество авторов угрожающе росло). После кассовых провалов триквела «Человека-муравья» и «Капитана Марвел 2» продюсеры КВМ оказались перед сложной творческой задачей. Создание классических блокбастеров потеряло всякий смысл, супергероика отчаянно нуждается в новом заряде креативности. «Фантастическая четверка. Первые шаги», как и недавние «Громовержцы», отражает стремление Marvel приблизить кинокомиксы к арт-мейнстриму. Стилизованные под фильмы А24 «Громовержцы» разыграли карту метафоры травмы, а «Фантастическую четверку» поместили в громоздкие декорации ретрофутуризма, добавив робота в качестве нового ИИ-компаньона. При этом на уровне сюжетного посыла «Первые шаги» — все та же знакомая диснеевская патока о важности семьи и отдельной человеческой жизни.
Ни один из участников «Фантастической четверки» через глобальную модернизацию не прошел: Рида Ричардса все так же тяготит бремя ответственности, Бена Гримма — комплексы, а Джонни Шторма — отсутствие личной жизни. Отличается лишь Сью, которая впервые за все экранизации погружена в материнство, но едва ли присутствует в жизни команды. Враждебно настроенный космический титан Галактус, которому не удосужились прописать предыстории, недвусмысленно напоминает Таноса из «Мстителей: Война бесконечности», за исключением того, что последний руководствовался в своих действиях хоть какой-то, пусть и извращенной моралью. В попытке компенсировать сюжетную безыдейность Шекман щедро обогащает визуальный код «Фантастической четверки» причудливыми артефактами будущего, которого никогда не было, — летающими «Кадиллаками» и пузатыми компьютерами, «умными» патефонами и почти игрушечными ракетами, летающими со скоростью света. Атмосферные планы Нью-Йорка начала 60-х годов сменяются кадрами архивной документальной съемки, в которой «Фантастическая четверка», словно команда «Аполлона-11», готовится к своему первому судьбоносному полету в космос. Ближе к финалу Шекман и вовсе прибегает к сплит-скрину, делая фильм похожим на раскадровку комикса.
Технические изощрения и заигрывания с поп-культурой определенно возвысили новую «Фантастическую четверку» над прошлыми экранизациями. Но как блокбастер, знаменующий приход шестой фазы КВМ, кинокомикс о старейшей команде супергероев банально не оправдывает зрительские ожидания. Поиск нового киноязыка сопровождается откровенно ленивыми сюжетными решениями, которые лишний раз доказывают, что супергероика — жанр не на века и даже не на десятилетия.
- Ответить
Изменено 1 августа в 14:35поэтому одна только MCU существует уже 20 лет.