Плохая компания

Злодеи в фильмах Коэнов -- больше чем просто негодяи. Встречайте Антона Чигура, Лорена Виссера, Гэнра Гримсрэда, шерифа Кули и других демонических созданий вселенной братьев Коэн.
Рецензии

Лорен Виссер

Лорен Виссер
Лорен Виссер («Просто кровь» /Blood Simple/ (1984))

Частный детектив и наемный убийца Лорен Виссер, обладатель пижонской соломенной шляпы и зажигалки «зиппо» с гравировкой «Человек года», был не столько исполнителем замыслов ревнивого мужа, пожелавшего избавиться от неверной супруги и ее любовника, сколько орудием самой судьбы. Впрочем, он же оказался и ее жертвой: хитроумный план Виссера (сначала одурачить, а затем и убить своего заказчика) стал причиной трех несуразных смертей, включая его собственную. Не теряющий самообладания весельчак, любивший к месту и не к месту поминать Россию (в которой люди работают всего лишь за 50 центов в месяц!), даже отправляясь в преисподнюю нашел в себе силы повеселиться над адресованной совсем не ему репликой: «Окей, мэм! Если я увижу его там, я обязательно передам ему ваши слова!»

Берни Бернбаум

Берни Бернбаум
Берни Бернбаум («Перекресток Миллера» /Miller's Crossing/ (1990))

В отличие от большинства коэновских злодеев, Берни Бернбаум начисто лишен какой-либо метафизики. Он жалок, труслив, мелочен – но оттого не менее страшен. Берни продает «налево» ипподромные ставки гангстера Каспара – и тот требует от профсоюзного босса Лео, фактически управляющего городом, выдать ему Берни на растерзание. Вопреки совету своего друга Тома Рейгана, Лео отказывается, и тогда мафия объявляет ему настоящую войну. Для осуществления многоходовой комбинации по спасению Лео, Тому приходится не только выдать Берни Каспару, но и самому отправиться в лес, чтобы пристрелить «жиденка». Насмерть перепуганный, ползая в грязи, Берни умоляет о пощаде («Загляни в свое сердце, Том! Загляни в свое сердце!»). Но когда Том отпускает его, Берни, вместо того, чтобы исчезнуть из города, принимается шантажировать его, угрожая «воскресшением». Но самодовольная ухмылка мигом слетает с лица Берни, когда Рейган подставляет его в деле об убийстве. Берни снова падает на колени, но на этот раз Том все-таки убивает его, сообщив в ответ на очередное завывание, что сердца у него – нет.

Чарли Мэдоуз

Чарли Мэдоуз
Чарли Мэдоуз («Бартон Финк» /Barton Fink/ (1991))

Сосед по отелю, милейший деревенский пьянчуга с внешностью продавца кондитерской, приносит драматургу Бартону Финку не только воздаяние за грехи («потому что ты никогда не слушаешь!»), но и освобождение – ведь подлинное творчество невозможно без страданий. По мере нарастания писательского безумия, страховой агент Чарли Мэдоуз постепенно превращается в неистового Карла Мундта, убийцу и расчленителя, маньяка и исчадие ада. В финале, появившись, как и положено, из подземного огня, он несется по пылающему коридору с истошным воплем «Я тебе покажу игру ума!» – и эти слова, конечно, адресованы вовсе не убегающему от него полицейскому. Выполнив свою миссию, Мэдоуз-Мундт исчезает за горящей дверью собственного номера, оставив Финку запечатанную коробку – и все мы, похоже, понимаем, что находится у нее внутри.

Сидни Массбургер

Сидни Массбургер
Сидни Массбургер («Подручный Хадсакера» /Hudsucker Proxy, The/ (1994))

Кажется, что Сидни Джей Массбургер, член совета директоров компании «Хадсакер Индастриз», занимал свой кабинет на 44-м этаже нью-йоркского небоскреба всегда – настолько органично он смотрится, сидя на вершине мира. Массбургер грозен (никто не смеет ему противоречить), невозмутим (никогда не вынимает изо рта сигару) и расчетлив (даже лишний шов на брюках считает непростительной растратой). Ошибся этот серый кардинал всего лишь раз, когда выбрал на роль зиц-председателя недотепу Норвилла Барнса. Наивный провинциал с дурацкими идеями на поверку оказался гением, и хоть Сидни Джей и вышвырнул не оправдавшего ожиданий парнишку вон, поздно: в дело уже вмешались ангелы. В итоге, Барнс вновь оказывается на своем месте, а Массбургера, ополоумевшего от первой в его жизни неудачи, спасают от прыжка с небоскреба прозаичные санитары. Остаток своей дней ему предстоит провести в психушке – если вдуматься, вполне адекватном месте для властителей миров.

Гаер Гримсруд

Гаер Гримсруд
Гаер Гримсруд («Фарго» /Fargo/ (1996))

Наемный убийца с невыговариваемым именем Гаер Гримсруд и сам неразговорчив: за несколько дней пути его болтливому напарнику так и не удается выудить из него ни единого слова. Отморозок арийской наружности и нордического характера убивает точно также, без разговоров, будто бы следуя поговорке «стреляй, а не говори!». В итоге, задуманная торговцем автомобилями Джерри Лундергаардом инсценировка похищения собственной жены стараниями Гаера оборачивается настоящей бойней: не раздумывая, он отправляет на тот свет пятерых, включая собственного неугомонного подельника, чей труп бесстрастно перемалывает в лесопилке. Когда полицейские по дороге в участок спрашивают Гаера, как же он дошел до такой жизни, он молчит: ведь им руководит тупое, бессловесное зло, мрачный хаос, не знающий мотивов и ни заботящийся об оправданиях.

Джеки Трихорн

Джеки Трихорн
Джеки Трихорн («Большой Лебовски» /Big Lebowski, The/ (1998))

Порнограф, бизнесмен и пропагандист киберсекса Джеки Трихорн, сам того не желая, сыграл решающую роль в судьбе безалаберного хиппи Джеффри Лебовски по кличке «Чувак». Вышибалы Трихорна, перепутав великовозрастного раздолбая с задолжавшим однофамильцем, вломились в дом к Чуваку и изгадили ковер, «задававший тон всему интерьеру». В итоге, злополучный предмет домашней обстановки стал причиной не только множества неприятностей, подстерегавших Чувака впереди, но и его грядущего благополучия: если бы не Трихорн, Чувак никогда бы не познакомился с Мод, матерью его будущего ребенка. Порнограф похож на идеального китайского императора в интерпретации Лао Цзы: все о нем говорят, но сам он остается невидим. Впрочем, Джеффри (ой, извините – Чувак!) все-таки встретился со своим невольным благодетелем: владелец виллы в Малибу предстал перед ним в пафосном белом костюме, на фоне подлетающих на батуте голых девиц, озаряемый инфернальными отблесками костра. Бесцельно (как и подобает злому гению) напоив Чувака какой-то отравой, Трихорн на прощание насылает на него сюрреалистический кошмар – и после этого их пути уже не пересекаются.

Шериф Кули

Шериф Кули
Шериф Кули («О, где же ты, брат?» /O Brother, Where Art Thou?/ (2000))

Хотя у таинственного незнакомца с собакой, преследующего вместе со своими подручными беглых каторжников на дорогах американского Юга, есть имя и должность, не остается никаких сомнений в том, что шериф Кули – не кто иной, как сам дьявол. В его пустых глазах полыхают огни пожарищ, его бладхаунд всегда рядом, готовый разорвать грешников на куски, и, кроме того, для шерифа не существует законов – ведь «законы придумали люди»… Взамен человеческих правил, он предлагает свои: поджидающий черных блюзменов в ночь полнолуния на любом перекрестке этого мира, князь тьмы покупает их душу в обмен на дар виртуозного владения инструментом. Стоит ли говорить, что такого можно победить только молитвой! Наводнение, вызванное предсмертным покаянием Улисса Эверетта МакГилла, смывает сатану прямо в бездну, по пути превращая в обычного человека – с которого потоком воды срывает солнечные очки.

Антон Чигур

Антон Чигур
Антон Чигур («Старикам тут не место» /No Country for Old Men/ (2007))

Антон Чигур, нанятый мексиканскими наркоторговцами для того, чтобы вернуть их пропавшие деньги – пожалуй, самый безупречный из всех коэновских злодеев. Бесстрастный киллер если и не убивают свою жертву сразу (а жертвой может стать любой, кому его доведется встретить), то предлагает бросить на удачу монетку: «орел или решка». Если повезет, Чигур оставляет счастливчика в живых, нет – убивает при помощи совершенного оружия – баллона со сжатым воздухом. Чигур не мстителен, не злобен, не корыстен. Он – чистое, абсолютное зло: там, где нет места старикам, нет его и для Бога. Чигур, с его дебильной прической и садистской ухмылкой и есть сама Смерть, которой люди всегда и везде говорят одно и тоже: «Не надо этого делать!». Непобежденный, он удаляется неведомо куда, пряча торчающую из руки кость, и, как положено, прихрамывая. «Орел или решка»?

30.01.2008 Текст: Максим Эйдис
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00