Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Покадровый ужас: рецензия на фильм «Тьма играет в куклы»

Жуткий психологический хоррор о молодой аниматорке, теряющей связь с реальностью.

19 апреля Текст: Максим Ершов Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Кадры Трейлеры Постеры
Максим Ершов
Максим Ершов Автор film.ru с 2022 г. 269 публикаций

Последние несколько лет Элла (Эшлинг Франчози) проработала ассистенткой у матери Сюзанны (Стелла Гонет), легенды кукольной анимации. Пожилой художнице не даёт творить артрит. А когда у матери случается инсульт, Элла берётся за собственный stop-motion шедевр. Аниматорке помогает загадочная соседская девочка (Кэолинн Спринголл), нашёптывающая сюжет жуткого фильма и предлагающая использовать для создания кукол сначала мясо из холодильника, а потом части тела мёртвой лисы. Элла всё реже выходит из дома и всё больше похожа на шизофреничку, но мультфильму всё чего-то не хватает.

Эшлинг Франчози в роли Эллы Блейк на кадре из фильма «Тьма играет в куклы»

Эшлинг Франчози в роли Эллы Блейк на кадре из фильма «Тьма играет в куклы»

«Тьма играет в куклы» — полнометражный дебют мастера жуткой анимации Роберта Моргана, автора коротких метров «Человек в нижнем левом углу фотографии», «Кот с человеческими руками», «Разделение» и «Бобби». У британского режиссёра очень узнаваемая стилистика. В полнометражной картине stop-motion анимация вплетена в игровой сюжет. «Тьма играет в куклы» впервые была показана на Fantastic Fest в Остине, где Морган получил приз лучшему режиссёру, а на киносмотре в Ситжесе картина удостоилась спецприза жюри.

Британский хоррор во всех подробностях показывает трудоёмкую и неблагодарную работу режиссёра, снимающего кукольные мультфильмы. Одна поза фигурки — один кадр, лёгкое изменение позы — новый кадр. Естественно, Морган не обходит стороной элитарность кукольной анимации: мастеров техники мало, да и миллионов точно не заработать. Элла объясняет любовь к stop-motion возможностью оживлять неживое, в опасном пределе — воскрешать мёртвое.

Эшлинг Франчози в роли Эллы Блейк на кадре из фильма «Тьма играет в куклы»

Эшлинг Франчози в роли Эллы Блейк на кадре из фильма «Тьма играет в куклы»

Пожалуй, уникальность проекта именно во внимательном отношении к кукольной анимации, в изначально пугающей природе техники. Если добавить к двигающимся восковым фигуркам с гримасой на лице тревожную музыку, что и делает Морган, моментально становится не по себе. Элла же запирается с персонажами мультфильма и странноватой девочкой-соседкой дома, так что сойти с ума совсем немудрено. Постепенно художница начинает ассоциировать себя с главной героиней анимационного фильма. По сюжету девочка заблудилась в лесу, за ней погнался таинственный мужчина. Спасением может стать хижина на опушке, но преследователь не унимается. Аниматорка слышит стуки в дверь, а под окнами видит мелькающие тени.

Параллель между Эллой и кукольным персонажем напрашивается с первых минут. Дочка сомневается в собственных способностях, ведь всю жизнь аниматорка находилась в тени великой матери. Последние годы Элла так и вовсе была руками Сюзанны, поэтому дебютный фильм должен быть особенным, нужно доказать, что растёт новая талантливая художница. Пора выйти из тени кукловода, преобразиться в живого человека, чуть ли не пойти по пути Пиноккио. Давление велико, и юная аниматорка является своим самым строгим судьёй.

Кадр из фильма «Тьма играет в куклы»

Кадр из фильма «Тьма играет в куклы»

Мы далеко не в первый раз видим на экране, как художник фактически сливается с собственным произведением или же становится бесконечно озабочен успехом, как было в «Чёрном лебеде» или «Одержимости». А проблемы ментального характера в четырёх стенах лучше всего исследовал в «Квартирной трилогии» Роман Полански. Ближе всего «Тьма играет в куклы» к «Отвращению», пусть у героини Катрин Денёв не было творческих амбиций, а давление исходило от общества, в основном мужского.

Начинаясь как психологический триллер, картина Моргана во второй половине превращается в дискомфортный боди-хоррор в духе лучших работ Дэвида Кроненберга. А последняя сюрреалистическая и самая безумная часть фильма с красными занавесками, ветками и бархатным гробом отсылает к короткометражным работам Дэвида Линча из 1960-х и более поздним фильмам. Однако благодаря узкой тематике кукольной анимации британского режиссёра трудно обвинить во вторичности, скорее автор раскрывает давно известные мотивы под новым углом и оригинальными средствами.

«Тьма играет в куклы» способна напугать, но в первую очередь вызывает отвращение, порой хочется отвернуться от экрана. Собранные из тухлого мяса и мёртвой лисы фигурки действительно оживают и издают адский вой. Зрелище запоминающееся и точно не для слабонервных. Как и вся картина Моргана.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?