Против течения: Дуэйн Джонсон

По-настоящему звездный актерский статус – это не только толпы фанатов вокруг красной дорожки очередной премьеры, суммарная величина кассовых сборов или гонорар, запрашиваемый под новые проекты

Обзоры

Скала не укладывается в голливудские стандарты

Для начала, чтобы быть звездой в Голливуде, а следом и во всем мире, нужно соответствовать тем стандартам, что сформированы массовой культурой и киноиндустрией. Нужно не просто фотографироваться на постер с пафосным выражением лица, а двигать собой проект, не заниматься самолюбованием, а работать за себя и всех окружающих, не умножать своим присутствием проблемы режиссера и продюсеров, а всячески помогать им. Не то чтобы Дуэйн Джонсон подводил партнеров, но, откровенно говоря, тянуть что-то на себе он не очень-то умеет, он отнюдь не балласт, но и не локомотив, там, где другие актеры лезут из кожи вон, Скала выглядит расслабленным и невозмутимым.

Дуэйн Джонсон

Дуэйн Джонсон

Нет, конечно, Джонсон – большой профессионал, режиссеры отзываются о нем как о талантливом артисте, способном точно выполнять задачи, озвученные постановщиком, но вот представить себе Скалу регулирующим отношения на площадке, диктующим свои условия, а главное – демонстрирующим затем, что его слова были правильными с самого начала, довольно сложно. При всей своей харизме и могучей стати, Дуэйн – это такой Илья Муромец, лежащий на печи. Его время от времени просят перевернуться с боку на бок, и он это делает, а вот чтобы встать и смести все на своем пути – до этого пока не дошло, да и, боюсь, не случится уже.

Джонсон всю жизнь играет одну и ту же роль

Кто-то называет это узким актерским диапазоном, кто-то считает, что это такой стиль, но Дуэйна Джонсона сложно обвинить в том, что он балует зрителей разнообразием образов. Где бы ни появился Скала, в какой бы картине ни был задействован, нам гарантирован один из двух типажей – либо это симпатичный домашний семейный дядечка, вынужденный оголить мускулы ради своих родных, либо служивый с ограниченным чувством юмора и желанием все крушить. Понятно, что бритоголовой татуированной груде мышц сложновато подбирать себе хоть сколько-то интеллектуальные роли (хотя играл Джонсон и ученых, помним-помним), но зачем же загонять себя в настолько узкие рамки?

Дуэйн Джонсон на съемках фильма "Небоскреб"

Дуэйн Джонсон на съемках фильма "Небоскреб"

И ведь из этой проблемы отчетливо пробивается другая: по причине того что Скала везде одинаков, он никак не может стать полноправным лицом какой-нибудь франшизы («Форсаж» не в счет, он в нем человек второстепенный). Не получилось запустить продолжения ни к «Разлому Сан-Андреас», ни к «Солдату Джо», ни к «Спасателям Малибу», вряд ли что-то получится и у «Рэмпейджа» с «Небоскребом». Анонсирован сиквел «Джуманджи: Зов джунглей», но мы же помним, сколько пришлось ждать второго фильма. Получается, что продолжения не нужны, потому что Скала и так везде продолжает одну и ту же линию, но звездностью это не назвать, это скорее обратная сторона статуса звезды. Это удел спекшегося Брюса Уиллиса или не взлетевшего до вершин Джейсона Стэтема – звезды однообразными не бывают.

Дуэйну мешает желание нравиться людям

Одним из вариантов объяснения того, что Джонсон везде одинаковый, может быть очень простой факт: Скала очень хочет понравиться зрителям, особенно семейной и подростковой аудитории, и это мешает ему раскрыться по-настоящему. Эта проблема на самом деле известна достаточно давно, многие классические актеры не желали играть отрицательных персонажей, опасаясь такими образами отпугнуть своих поклонников и утратить популярность. Хорошо известен в этом плане пример Джеки Чана – популярный актер напрочь отказывался играть антагонистов, тем самым лишив зрителей своеобразного удовольствия. Позже Чан, кстати, спохватился, но было уже поздно.

Дуэйн Джонсон на съемках фильма "Джуманджи: Зов джунглей"

Дуэйн Джонсон на съемках фильма "Джуманджи: Зов джунглей"

Дуэйн Джонсон на экране и вне его пестует образ весельчака, образцового отца, борца за нравственность и здоровье, но эта однообразная песня уже давно приелась и перестала привлекать. Умение посмеяться над собой – это здорово, но самоирония Скалы никогда не переходит весьма умеренную грань. Сыграть злодея или даже монстра в буквальном или переносном смысле – это тоже не к Джонсону, он для этого «слишком хорош». Вот только этот суперположительный образ не делает Дуэйна звездой, а превращает актера в ростовую куклу Микки Мауса в Диснейленде – вроде бы во всем положителен, но неискренен и безжизнен.

Джонсон избегает острых углов

Что гарантированно выделяет звезду из рядов посредственностей или ремесленников, не обделенных толикой таланта, так это умение впечатлять жесткими высказываниями, неожиданными ходами, яркими взлетами и головокружительными падениями в кино и вне его. Скала – никакая не звезда, хотя бы потому что его невозможно представить демонстрирующим так или иначе свою значимость и статус. Наоборот, Джонсон разочаровывает абсолютной неконфликтностью, граничащей с немощностью. Даже свои неудачи и провалы Скала отстаивает как-то инфантильно, будто ему все это не нужно – вспомните его твиты в защиту «Спасателей Малибу», это даже не оборона, а капитуляция с важным видом. И это в тот момент, когда скандал мог сыграть картине на руку.

Дуэйн Джонсон

Дуэйн Джонсон

Но еще сложнее, чем в скандальных перепалках на интернет-площадках, представить Джонсона в каких-то спорных ролях. Упаси бог, речь не идет об авторском кино или экспериментах, никто не настаивает, чтобы Скала играл в чем-то вроде «Далласского клуба покупателей», «Горбатой горы» или «Зови меня своим именем», но даже малейших жанровых подвижек актер не допускает – дальше никчемного «Стукача» дело у актера не двинулось. А ведь неожиданные, пусть даже не слишком удачные роли больших актеров и делают из них звезд: Сталлоне и Шварценеггер снимались в комедиях, Уиллис и Круз – в эротических триллерах, Дизель – в судебной драме, а Питт – в стариковской трагедии. Неожиданные перевоплощения – хлеб подлинной звезды, но Скала хлеб не употребляет, это плохо влияет на мышечную массу. Вот поэтому он и остается качком-переростком без собственного узнаваемого «Я».

Эпоха звезд ушла

А впрочем, возможно, я напрасно выношу претензии Дуэйну Джонсону за то, что он не пытается перешагнуть статус популярного актера и стать полноценной суперзвездой. Возможно, время суперзвезд незаметно уходит, а мы и не замечаем. Ведь посудите сами – сегодня лишь считаные единицы среди сотен артистов продолжают нести «крест» звезды, остальные популярные имена засверкали исключительно благодаря достижениям картин, в которых они снимались. Сегодня звезды – это фильмы и франшизы, а не занятые в них люди: киновселенная Marvel подарила звездный статус ранее никому не известным Крису Хемсворту и Тому Хиддлстону, «Звездные войны» вывели в топ Дейзи Ридли, а «бондиана» – Дэниела Крейга. И смена главного лица в этих картинах не обрушит узнаваемость бренда.

У Дуэйна Джонсона были все шансы стать последним героем кинобоевиков. Он вышел из спорта (рестлинг – тоже немного спорт), имея собственную армию фанатов, он активно снимался и с удовольствием демонстрировал зрителям мышцы, он быстро нащупал комфортную аудиторию и обработал эту почву так, как считал нужным. Но, в отличие от своих предшественников, тех актеров, чьи имена называются с придыханием, перестал развиваться и менять направление движения. Скала прямолинеен и предсказуем, и «Небоскреб» доказывает это лучше всего. После череды кассовых триумфов, после того как студии стали называть его «виагрой для блокбастера», открылась подлинная суть – Дуэйн Джонсон никакая не звезда, а всего лишь до поры до времени удачливый однообразный актер, для которого светлая полоса теперь сменилась темной. Беда в том, что сам он управлять своей судьбой не умеет, а потому вынужден плыть по течению, как самый обычный актер второго плана, лишь мечтающий о статусе суперзвезды.

17.07.2018 Текст: Евгений Ухов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00