Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Против течения: «Лига справедливости»

Можно ли было снять фильм хуже «Бэтмена против Супермена»? Оказывается, да. Остается разобраться, как так получилось

Добавить в закладки
Против течения: «Лига справедливости»

WB не решилась отодвинуть дату премьеры

Конечно, первое и наиболее логичное объяснение тому, что произошло, лежит во вполне человеческой плоскости – вряд ли у кого-то повернется язык осудить Зака Снайдера за то, что он решил взять тайм-аут и оставить проект после гибели дочери. Мы все его понимаем, как понимаем и то, что без капитана грандиозный океанский лайнер «Лиги справедливости» не должен идти в длительный поход, и никакие замены здесь не пойдут на пользу. Студии нужно было сдвигать дату премьеры, искать возможности минимизировать ущерб от вынужденного простоя, оказать поддержку ключевому игроку своей команды (согласитесь, гарантия того, что тебя ждут, позволила бы Снайдеру быстрее прийти в себя, чем уверения в том, что «мы легко тебя заменим на Уидона»). Но обведенное кружком число в календаре для Warner оказалось важнее. Что ж, цифры сборов покажут, сколько стоит время, отнятое у фильма и его авторов.

Зак Снайдер на съемочной площадке фильма "Лига справедливости"

Впрочем, даже с заменой Снайдера на Уидона студия вполне могла выделить на пересъемки больше времени. Но сроки сдачи проекта оказались предельно сжатыми, что не могло не отразиться на качестве – все эти проблемы с усами Генри Кэвилла, бессмысленное перемещение финала из России в Польшу (нет, это не придумка российских локализаторов, так решил Джосс Уидон), недоделанные спецэффекты и потерянные куски головоломки просто не прошли бы финальную обкатку. Но в данном случае студия закусила удила и готова была выбросить на экраны хоть черновой монтаж, лишь бы не потерять дату. Стратегически это было очень плохое решение.

Всем хотелось исправить ошибки «Бэтмена против Супермена»

Вторая серьезная проблема «Лиги справедливости» – трудно контролируемое всеми участниками проекта желание как можно сильнее дистанцироваться от «Бэтмена против Супермена», во многом заслуженно раскритикованного и фанатами, и киноведами. Однако для подобной резкой смены тона нужны либо существенный временной промежуток, либо глобальная смена концепции. Продюсеры «Лиги» хотели, чтобы их фильм отличался от «На заре справедливости» так, как отличался «Бэтмен: Начало» от «Бэтмена и Робина» или как «Человек-паук: Возвращение домой» от «Высокого напряжения», но на деле два фильма современной расширенной киновселенной DC неразрывны, как «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается» Бертона или «Темный рыцарь» и «Возрождение легенды» Нолана. В этих тандемах, конечно, есть развитие, перемены, корректировки, но они остаются единым целым. «Бэтмен против Супермена» и «Лига справедливости» – не единое целое, а детали двух разных наборов конструкторов, похожие, но несовместимые.

Фото со съемочной площадки фильма "Лига справедливости"

Это не значит, что после «Бэтмена против Супермена» не нужно было делать работу над ошибками. Разумеется, ее стоило произвести, и выводы были сформулированы Снайдером, но отрицать предшественника полностью никуда не годится. А между тем новый фильм почти полностью избавился от вполне работающей лирики между Суперменом и Лоис Лейн, постарался избегать атмосферных помещений бэт-пещеры, бесцеремонно лишил воздуха Готэм и Метрополис. Кажется, это называется «выплеснуть с водой ребенка» – всем так хотелось выйти из мрака (сюжетно, кстати, обоснованного лучше красного зарева над Писарновым), что «Лига» на свету оказалась просто-напросто «голым королем», выросшим на отрицании. Неожиданно для всех оказалось, что «Лига» не улучшает «На заре справедливости», а плетется за прародителем в хвосте.

Снайдер и Уидон – слишком разные

Возвращаясь к режиссерам, нужно признать, что выбор «сменщика» Зака Снайдера оказался фатальным для фильма. Совершенно очевидны причины, по которым проект был передан в руки Джосса Уидона – за его спиной возвышается колосс марвеловских «Мстителей», а на горизонте маячит сольный проект одного из персонажей комикс-вселенной DC. Студия, казалось бы, убивала двух зайцев одним выстрелом: брала на работу человека, имеющего громадный в подобных делах опыт, и подключала будущего автора к работе над всей франшизой на ранней стадии. Вот только этот выстрел по зайцам закончился пулей если не в собственную голову, но точно в свою же ногу – из «Лиги справедливости» «Мстители» не получились, но, что еще страшнее, не получилась и «Лига».

Зак Снайдер на съемочной площадке фильма "Лига справедливости"

Разгадка проста: Снайдер и Уидон едва ли не антиподы, они по-разному ощущают материал, у них собственное чувство ритма фильма, свое представление об атмосфере и персонажах, они работают в совершено различных манерах и стилистике. Это легко понять по тому, что в фильме произошло с Суперменом, – Уидон переснял все, что до него уже было сделано Снайдером, причем не механически повторил ранее прописанное, а изменил сценарий, вписал новые сцены и удалил не вписывающиеся эпизоды. Это фиаско, WB! Стоило лучше найти менее амбициозного и требовательного постановщика, который сделал бы то, что задумывал Снайдер, но не позволять перекраивать сюжет и взаимоотношения персонажей из-за того, что новому режиссеру фильм показался слишком мрачным.

Авторам не стоило «вытягивать» новых героев

Большой кроссовер хорош тем, что в нем засвечено много персонажей, зритель вправе не только ожидать появления своего любимого героя, но и посмотреть на команду, на то, как люди, не слишком расположенные к взаимопониманию, находят подход и притираются друг к другу. Однако найти нужный баланс того, сколько времени стоит уделить каждому из персонажей в такой «массовке», – большая проблема. В «Мстителях» этот вопрос решается радикально – вполне очевидно, что Железный человек и Капитан Америка здесь находятся на переднем плане, остальные же в лучшем случае служат «эпизодниками», в худшем – фоном. По-своему удачное решение применено в «Отряде самоубийц», там зрителю дается небольшое досье, «галопом по европам» дающее представление о персонажах. «Лига справедливости» в первой половине превратилась в бессвязный набор новелл о трех новых персонажах, затянутый и скучный.

Промокадр к фильму "Лига справедливости"

Самое смешное, что предыстории Аквамена, Флэша и Киборга невовлеченному зрителю ровно ничего не объясняют – Тор с вилкой чужой и на земле, и под водой, у Барри отец сидит в тюрьме, и это почему-то должно быть нам важно, а что случилось с Виктором, вообще непонятно. Тем не менее на них тратится уйма времени, которого в «Лиге справедливости» и так немного по современным комксовым меркам. Да, в какой-то мере троица новых персонажей фильм украсила, Флэш добавил юмора, а Аквамен зачетно потроллил Бэтмена, но они все равно остались вторым планом, зачем-то постоянно привлекающим к себе повышенное внимание. У Marvel такие вещи получаются тоньше, но Уидон здесь не помог.

«Лига справедливости» ведет в тупик

Однако главная катастрофа «Лиги справедливости», как ни печально, еще только ждет нас впереди. И вопрос здесь не только в том, что сборы картины уже после первого уик-энда настраивают на скептический лад относительно дальнейших вложений во франшизу (как минимум бюджеты будущих картин серии наверняка будут урезаны), куда важнее тупик, в котором с «Лигой» оказались авторы и студия. Удивительно, но продолжения «Чудо-женщины» и «Отряда самоубийц», сольники Аквамена, Флэша и Бэтмена сегодня кажутся более логичными продолжениями истории, чем «Лига справедливости 2». И даже авторы, кажется, опускают руки: финальная сцена после титров ставит крест на Лиге – если после схватки с Думсдеем и Степенвульфом супергерои отправятся биться с Дефстроуком, то это просто какая-то деградация.

Бен Аффлек

Зато по отдельности героям есть за что бороться, куда развиваться и в каком направлении двигаться, а объединение их выглядит разумным лишь ситуативно и «маленькими порциями» – вроде того, что делает сейчас Marvel. Вот только остро встал вопрос с Бэтменом – пока Бен Аффлек разливается похвальбой в адрес «улучшившего кино» Уидона, за его спиной Мэтт Ривз уже едва ли не сосватал в поместье Бэтмена Джейка Джилленхола. Эти перестановки возможному сиквелу «Лиги справедливости» тоже не пойдут, последует ментальный разрыв еще больший, чем искусственно созданный провал между «Бэтменом против Супермена» и «Лигой». Наконец, стоит послушать и зрителя – а захотят ли фанаты DC еще раз испытать тот позор, стыд и разочарование, что пришли с финалом нового фильма Снайдера/Уидона? Не окажется ли так, что на «Лигу 2» зрителей, даже самых лояльных, будет уже не заманить?

Есть ли возможность выйти из сложившейся ситуации? Не исключено, но студии стоит взять небольшой перерыв и осмыслить произошедшее. В уже снятого «Аквамена» правки вносить поздно, а вот над последующими проектами стоит крепко поразмыслить, но прежде решить, кто же рулит на этом «празднике жизни». А иначе получается, что «Лига» в нынешнем ее виде просто неуправляема, а следовательно, должна быть распущена.

 
Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?