Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Против течения: «Мир Юрского периода 2»

Зрителям по-прежнему интересны динозавры, а эффектные блокбастеры с головокружительными спецэффектами, несмотря на определенную пресыщенность, все еще способны приводить в восторг посетителей кинотеатров любых возрастов

Добавить в закладки
Против течения: «Мир Юрского периода 2»

Франшиза наконец-то выбрала верное жанровое направление

Пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения тот простой факт, что все фильмы франшизы «Парк Юрского периода» так или иначе подпадают под критерии, позволяющие отнести их к жанру фильма ужасов. В них, разумеется, всегда было место экшену, драматизму, семейным конфликтам и даже романтике, но выходящие из-под контроля хищные ящеры – это прежде всего, конечно, хоррор. Другое дело, что студия Universal в попытках привлечь гораздо большую аудиторию, чем обычно собирают страшилки с монстрами, всегда шла на определенные жанровые компромиссы, трансформируя ужас в нечто иное, менее эмоциональное.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода 2»

Что же, в «Мире Юрского периода 2» от костылей и подпорок было решено отказаться, и кино превратилось в настоящий ужастик, причем с элементами готики и атмосферой страшных сказок. Это заметно освежило картину – достаточно посмотреть на то, как замирают зрительные залы кинотеатров в третьем акте картины, чтобы понять, что Хуан Антонио Байона нащупал именно ту тональность, которая и делает динозавров столь пугающими. Ящеры уже не кажутся милыми игрушками и невинными тварями, мирно расхаживающими по зеленому острову, – страшна теперь каждая, даже самая «безобидная», особь или детеныш. Что уж говорить про прирожденных или специально выведенных хищников. Мрачность, как ни парадоксально, осветила франшизу, да так, что от третьего фильма хочется еще более пугающего погружения в страхи.

Новый фильм удачно работает с поклонниками серии

Главное преимущество франшизы перед оригинальной лентой заключается в том, что зритель в новой картине большой серии погружается в привычную, предсказуемую и комфортную, невзирая на жанры, атмосферу. Поддержание такой атмосферы – тяжелый труд, и использование инструментария, поддерживающего необходимый «микроклимат», – искусство ничуть не менее значимое, чем другие аспекты съемочного процесса. На первый план во франшизах часто выходят какие-то перекрестные отсылки между фильмами, параллели в сюжетах, детали, придающие зрителям ощущение того, что они «в теме». Особенно преуспели в этом Marvel и Pixar, но и Universal с его «Миром Юрского периода» теперь не отстает.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода 2»

Даже не самые преданные поклонники серии не могли не отметить множества отсылок к предыдущим лентам, и стоит сказать, что все они оказались более чем удачными – тут и панорама острова со знаменитыми входными воротами, и впечатляющая сцена попытки спрятаться от бегущих динозавров за стволом огромного поваленного дерева, и захлопывающаяся перед носом у ящера дверца, за которой прячется юная героиня, что уж говорить про кусок янтаря или лекцию доктора Яна Малькольма. Даже каблуки героини Брайс Даллас Ховард, из-за которых было немало споров и шуток, в этот раз были удостоены отдельного упоминания – авторы явно с любовью и знанием подходят к своему детищу. Именно эти связующие нити и превращают набор картин со схожими названиями в настоящую киновселенную. И если «Мир Юрского периода» лишь приоткрывал эту дверь, то сиквел стал в этой среде полноправным хозяином.

Франшиза нашла актерский баланс

Несмотря на то что «Парк Юрского периода» – это прежде всего динозавры, без людей-героев и людей-актеров соответственно смотреть на ящеров было бы не так интересно. Конечно, у классической трилогии Спилберга/Джонстона были свои точечные успехи – герои Джеффа Голдблюма и Ричарда Аттенборо стали по-настоящему культовыми, – но с ведущими персонажами оригинальным фильмам не слишком повезло, фанатов у Сэма Нила и Лоры Дерн было немного. Теперь же все иначе – Брайс Даллас Ховард и Крис Прэтт составили тот экранный тандем, что способен удерживать внимание зрителей на экране даже тогда, когда никто не рычит, не бьет хвостом и не цокает когтями.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода 2»

Кто-то скажет, что Крису Прэтту с его обаянием не требуется особая химия с экранной подружкой, ему и так все легко удается, но это ошибка – вспомните не слишком удачных именно из-за отсутствия искры между актерами «Пассажиров» или даже «Стражей галактики», в которых отношения Звездного Лорда и Гаморы больше напоминают распадающийся несчастливый брак. В «Мире Юрского периода», особенно во второй его части, Прэтт и Ховард работают с удивительной легкостью, чем моментально пробуждают в памяти классические пары из картин «Роман с камнем», «Красотка» или «Пятый элемент». Персонажей объединяет увлеченность, юмор, общая оторванность от нормальной жизни – вспомните, как Клэр и Оуэн пытаются разговорить Мэйзи, они обращаются к ней, как к дикому животному, и это делает их более человечными, чем скучных сухих профессоров из «Парка». В кои-то веки стало интересно, что будет в следующем фильме не только с ящерами, но и с людьми.

Невероятный уровень реалистичности

С самого своего первого выхода на экраны «Парк Юрского периода» отличала необыкновенно тщательная работа над спецэффектами – ни Спилберг, ни его последователи не могли позволить себе ни кадра расслабленности, ни секунды халтуры, ни мгновения некомпетентности. Однако, если вы помните, в оригинальной картине зрителя ждало только 15 минут кадров с динозаврами, и с этим как-то можно было справиться, не уронив высокую планку качества, теперь же двухчасовая картина едва ли не на две трети состоит из сложных кадров с участием ящеров, и здесь требования возрастают многократно.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода 2»

К счастью, «Мир Юрского периода 2» блистательно справляется со всеми вызовами и не дает зрителю ни на секунду закрыть вытаращенные в восхищении глаза – вселенная, выстроенная Байоной, настолько реалистична и почти осязаема, что нет ни малейших оснований не верить происходящему на экране. Нет, конечно, где-то глубоко в недрах разума мы понимаем, что это всего лишь кино, но когда на 3D-сеансе тебе нужно лишь протянуть руку, чтобы коснуться холодной кожи ящера, трудно отделаться от детского восторга. Наверное, уровень спецэффектов – это не то качество кинофильма, которое должно стать его неоспоримым преимуществом перед конкурентами, все-таки принято считать, что компьютеры являются лишь инструментом на службе драматургов, но в случае с динозаврами эффекты важнее всего остального, и новая лента это лишь подтверждает.

Истории стали глубже и противоречивее

С картинкой в «Мире Юрского периода 2» все здорово, а что насчет смыслов? На удивление, новый фильм получился едва ли не наиболее глубоким и содержательным из всей линейки фильмов. В какой-то степени причиной этому стало приглашение Хуана Антонио Байоны, любящего размышлять о людской природе и месте человека во вселенной, но по большому счету франшиза просто переросла прежние конфликты и нащупала действительно важные нити повествования. Да, действительно, вопрос о том, стоит ли защищать динозавров от повторного вымирания, не выглядит глупо – в мире полно хищников, угрожающих людям, но мы беремся защищать их популяции и охранять их покой. Применимы ли к ящерам те же стандарты или к ним нужен другой подход – в этой дилемме переплетаются социальные, биологические и даже политические аспекты.

Кадр из фильма «Мир Юрского периода 2»

Другой фантастически сложный вопрос, которого пока лишь вскользь касаются авторы, это проблемы клонирования человека. На эту тему снято уже предостаточно картин, и любая из них так или иначе ценна своими размышлениями о моральном аспекте воссоздания жизни, но от создателей «Парка», от тех, кто уже создал динозавров и успел ужаснуться своим достижениям, ждешь чего-то необычного, какого-то более глубокого размышления и менее очевидных штампованных решений. Питаем большие надежды на то, что третий фильм перезагруженной франшизы заглянет и за эту грань, подтолкнув зрителей к осмыслению глубинных течений сюжета, а не только поверхностной беготни и суеты.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?