
Очередная экранизация романа Брэма Стокера — на этот раз о любви сквозь века.
В XV веке в огромном дворце жили-были князь Влад (Калеб Лэндри Джонс) и княгиня Елизавета (Зои Блю) — безумно влюбленные супруги, разлучить которых могла только смерть. Так и случилось: после гибели Елизаветы Влад впадает в неистовый гнев на бога и обрекает себя на проклятие, отныне граф Дракула — вампир, лишенный возможности умереть. Из века в век Влад не теряет надежды: княгиня непременно должна переродиться и воссоединиться с возлюбленным. Спустя 400 лет Дракула наконец встречает Мину — точную копию Елизаветы, которая живет в Париже и начинает испытывать к графу необъяснимое притяжение.
Не прошло и года с премьеры «Носферату», как нам представилась возможность взглянуть на всем известный сюжет с нового ракурса. Между хоррором Роберта Эггерса и российской премьерой фильма Люка Бессона вышла еще одна адаптация — 10 августа в Локарно показали «Дракулу» румынского режиссера Раду Жуде. Кажется, Дракула, как архетипический персонаж, вряд ли когда-либо перестанет волновать кинематографистов и публику. Роман Брэма Стокера наряду с прозой Джейн Остин и пьесами Шекспира — общественное достояние и извечный текст, который проанализировали вдоль и поперек. Другой вопрос: что нового режиссеры могут предложить при очередном переосмыслении? Если Роберт Эггерс упивался мельчайшими деталями исторического периода, бережно создавал готический антураж и рефлексировал о женской сексуальности, то Люк Бессон, кажется, не до конца понял, какую цель перед собой поставить, кроме как продемонстрировать миру актерский талант Калеба Лэндри Джонса.
Впрочем, «Дракулу» стоит рассматривать не столько в контексте многочисленных экранизаций первоисточника, сколько в дискурсе о недавних работах Люка Бессона. Ни для кого не секрет, что золотая эра режиссера осталась в 1980-х и 1990-х. В 2020-е французский мастер ворвался с бодрым боевиком «Догмен», где на экране снова блистал Калеб Лэндри Джонс. Далее последовала посредственная криминальная лента «Джун и Джон», рядом с которой «Дракула» выглядит вполне закономерно: в обоих случаях режиссёр делает ставку на всепоглощающую силу любви и не стесняется обращаться к набору заезженных клише.
В оригинале у фильма есть приписка A Love Tale: Бессону не интересна вампирская мифология, во главе повествования — любовная линия. Режиссер во многом наследует Фрэнсису Форду Копполе, чей Дракула тоже предельно романтический и в чем-то байроновский герой. Новая экранизация выглядит как неудачная попытка сделать ремейк фильма 1992 года. Но проблема «Дракулы» Бессона заключается не в акценте на глубоких чувствах, а в отсутствии цельной структуры, объемных персонажей и вдумчивого высказывания. Вместо потенциально красивой истории о невозможности забыть любимого человека мы получаем излишне сентиментальную и китчевую мелодраму, от которой вряд ли защемит в области груди.
«Дракула» с первых кадров погружает зрителей в водоворот романтики: Влад и Елизавета дерутся подушками, лежат на лепестках красных роз, стреляют из лука, много целуются… Да, в коротких нарезках и заключается иллюстрация взаимоотношений княжеских персон, которыми нам предлагают проникнуться. После торжества страсти на экране происходит квинтэссенция тоски: Дракуле суждено столетие за столетием предаваться страданиям. Вдовец отвернется от бога, будет лежать на могиле любимой, надрывно кричать, одиноко путешествовать по миру в поисках ответов и утешения, потеряет и вновь обретет надежду. Казалось бы, Бессон подготовил почву для разговора о тяжести утраты. Однако режиссер не намерен философствовать или углубляться в психологические нюансы. Каким бы выдающимся актером ни был Калеб Лэндри Джонс, его Дракула больше напоминает карикатуру, чем многогранного персонажа. То же самое касается Кристофа Вальца (актер сыграл священника), у которого здесь нет возможности проявить мастерство должным образом.
«Дракула» — произведение эклектическое и динамичное (что-что, а снимать экшен-сцены Бессон любит и умеет). Снежная Валахия сменяется обстановкой восточных стран и солнечной Флоренцией, а после Версалем незадолго до Французской революции: на экране зрелищное полотно и визуальное пиршество. Однако на уровне монтажа и технических элементов фильм также не вызывает сильных впечатлений. О драматургических прорехах можно говорить долго: начиная с сомнительной мотивации персонажей и завершая плоскими героинями, лишенными субъектности. Картина выигрывает разве что в малочисленных комедийных моментах: может, Бессону стоило снять метаироничное кино о влюбленном вампире? Но, увы, «Дракула», как и его главный герой, явно застрял где-то в прошлом.