Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Ёлки 8» — комедию, которая испортит вам праздник

Продолжение застойной новогодней серии о России, извечно находящейся в ожидании чуда.

Добавить в закладки

После того как создатель «Ёлок» Тимур Бекмамбетов пообещал, что франшиза уйдёт на покой, прошло три года — и вот с экранов вновь доносится голос уставшего Хабенского, в восьмой раз рассказывающего о теории шести рукопожатий. Создатели новой части, как бы иронизируя над бессмертием (или, вернее, медленным разложением) самой кассовой отечественной серии, на одном из постеров перевернули цифру «8» и получили знак бесконечности. Это слово, в общем-то, идеально характеризует не только «Ёлки», но и отечественную культуру, в которой они появились, преуспели и на которой паразитировали. Если детище Бекмамбетова — застойная праздничная комедия, то смотрят её, в свою очередь, в застойной, застывшей во времени России, которая пытается отчаянно хвататься за славные каноны прошлого и спекулировать на его рабочих, но невыносимо стыдных шаблонах.

Кадр из фильма «Елки 8»

Кадр из фильма «Елки 8»

Что изменилось за годы отсутствия «Ёлок»? Разве что шесть рукопожатий сменились шестью кликами (приготовьтесь — TikTok здесь чуть ли не отдельный персонаж), с помощью которых можно рассказать о проблеме каждого человека в любом уголке Земли, а коронавирус отдалил нас друг от друга. В остальном у россиян, по версии нового фильма, душа болит всё по тем же причинам: из-за неразделённой любви, из-за свалившейся, как ранний декабрьский снег на голову, работы в Новый год или, куда без этого, из-за ушедшего из семьи отца. Женя (Сергей Светлаков) приглашает Борю (Иван Ургант) к себе в гости и пытается вывести того из экзистенциального кризиса, а попутно воскрешает «умершего» в гараже Деда Мороза. Юля (Софья Присс) делает всё, чтобы вечно недовольный стендапер (комик Стас Старовойтов) не сорвал своё выступление в Тюмени за несколько часов до праздника. А Пётр (Никита Ефремов) должен срочно организовать торжество для жены важного бизнесмена — иначе он не погасит миллионные долги перед коллегами.

Вообще перечислять многочисленные новеллы из «Ёлок 8» — гиблое дело. Если раньше они были связаны хоть какой-то магистральной моралью, назойливой, но всё-таки милой сентиментальностью, то сейчас истории окончательно превратились в анекдоты категории Б, а их герои — в юродивых, манипуляторов, абьюзеров и прочих негодяев, которые почему-то всегда получают желаемое. Новогоднее чудо в восьмой части — это свалившийся из ниоткуда сюрприз, череда неожиданных совпадений, о которой в реальной жизни можно только мечтать. «Ёлки», конечно, никогда не скрывали своей сказочности, но здесь калейдоскоп пошлых моралей способен утомить даже особо чувствительных: оказывается, если быть честным, любить маму и папу и поставить пару лайков в TikTok на видео с грустной историей, фортуна тебе обязательно улыбнётся.

Ольга Бузова на кадре из фильма «Елки 8»

Ольга Бузова на кадре из фильма «Елки 8»

Хотя дело, конечно, не в дидактике и простоте — «Ёлки» никогда не славились своими хитрыми сюжетами. Но от человеческих историй их создатели как будто окончательно ушли к стереотипам, телевизионной звенящей пошлости, в которой все программисты говорят о багах, фиксах и рестартах, геймеры переодеваются в орков и дерутся на мечах в лесу, а комики презрительно ненавидят весь мир — именно так выглядит здесь большинство героев.

То, что «Ёлки» застряли в далёком прошлом, выдаёт даже их продакшен. Хотя вернее сказать — его отсутствие. Бекмамбетовская эстетика с рекламными интеграциями на месте, клиповая съёмка (здесь она активируется, например, на сценах с Киркоровым и Бузовой) — тоже, а иногда даже промелькнёт излюбленный автором скринлайф. За эти 11 лет не изменилась не только риторика франшизы, но и её, простите за выражение, визуальный код. Только теперь создателям, кажется, откровенно всё равно, как будет выглядеть кино: выдающего хромакея здесь, возможно, больше, чем настоящих декораций, а переозвученные дорожки не попадают в липсинг (иначе говоря, не совпадают с движениями губ) — спустя 8 частей даже как-то странно скрывать своё безразличие.

В этом смысле лучший мета-комментарий «Ёлок» о самих себе скрывается в персонаже Урганта. Тот по сюжету после коронавируса потерял вкус к жизни, Новому году и простым человеческим радостям, так что теперь всю новеллу сидит с кислой миной и игнорирует происходящий вокруг балаган. Если праздничное чудо и правда существует, в чём нас из раза в раз убеждали «Ёлки», то в новом году оно не обойдёт стороной и эту многострадальную франшизу — кто-то ведь должен прекратить её предсмертную агонию.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?