Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Наследница Джона МакКлейна появилась, откуда не ждали.
На роскошную вечеринку в крупной компании врываются вооружённые экоактивисты. Они требуют, чтобы богачи на камеру признались в своих преступлениях. Спасти людей может только мойщица окон Джои Локк (Дейзи Ридли), находящаяся в люльке высоко над землёй. В этом деле у неё есть собственный интерес, ведь среди заложников её брат с расстройством аутистического спектра Майкл (Мэттью Тук).
Маститый английский режиссер Мартин Кэмпбелл продолжает разрабатывать полюбившееся ему направление girls with gun. Расцвет «женского экшена» пришёлся на 1970-1980-е гг., когда транслировался шпионский сериал «Ангелы Чарли» и активно выходили в прокат боевики с участием Пэм Гриер, Мишель Йео и Синтии Ротрок. Также сложно не заметить, что режиссёр держит нос по ветру, пытаясь использовать в маркетинговых целях современную геополитику. Набирающие популярность на Западе правые партии, отстаивающие интересы крупного бизнеса, регулярно обвиняют защитников окружающей среды в диверсиях. И вот среди вооружённых экоактивистов в ленте Кэмпбелла оказывается настоящий маньяк-психопат Нео, стремящийся, ради блага зелёной планеты уничтожить человечество.
Только ленивый не написал про схожесть «Клинера» и «Крепкого орешка», однако режиссёр не ограничился лишь классикой Джона МакТирнана. Он заимствовал мотивы многих экшенов — от «Матрицы» до «Небоскрёба». Есть в ленте и эстетские аллюзии. Фамилия главной героини, уволенной из армии спецназовки Джои Локк, стремящейся начать новую жизнь, отсылает к английскому философу Джону Локку, утверждавшему, что человек приобретает опыт, рефлексируя свои ощущения.
«Клинер» легко обвинить во вторичности и отмахнуться, как от назойливой мухи, но также его можно счесть любопытным примером постмодернистского боевика. Сложно не признать, что режиссёр довольно ловко распорядился накопленным предшественниками багажом мотивов и образов. Героиня Дейзи Ридли своей харизмой напоминает персонажей Мишель Родригес из «Обители зла» и «Спецназа Города ангелов». Но трио сценаристов (Мэттью Ортон, Саймон Аттли и Пол Эндрю Уильямс) не стало довольствоваться созданием схематичной супергероини, а придумало психологический бэкграунд в виде несчастливого детства и тяжело переживаемого увольнения из армии. Дейзи Ридли, в свою очередь, наделила Локк обаянием и феминностью. Ей эта роль могла быть лично близка. Когда-то Дейзи Ридли была вынуждена уйти из актёрской профессии и работала в пабе, пока не получила роль Рэй в «Звёздных войнах».
Брат Джои Локк напоминает подросшего героя Мико Хьюза из «Меркурия в опасности» Харольда Беккера. У него такие же проблемы с социализацией, но при этом молодой человек гениальный хакер, способный взломать любую компьютерную систему. Главный злодей, прекрасно сыгранный английским актером испанского происхождения Тазом Скайлером, словно трикстер Нео из «Матрицы» (неслучайно у него такое же имя). А заявленный на первых ролях Клайв Оуэн (на деле его появление — расширенный эпизод) своими артистичными философскими монологами напомнит зрителю Морфеуса. Сходство усиливается ещё и тем, что согласно сюжету именно он нашёл радикала Нео и попытался направить его неуёмную энергию в относительно мирное русло.
К сожалению, Мартин Кэмпбелл не сумел выдержать действие в едином темпе, в результате чего первые две трети фильма, в течение которых Джои Лок пытается прорваться в здание, вышли гораздо увлекательнее разборки с бандитами. Пара захватывающих драк (особенно удачно финальное сражение Нео и Джои) не в состоянии компенсировать сюжетную натяжку. Как-то слишком беспроблемно главной героине удалось обезвредить группу хорошо подготовленных вооружённых людей.
Зато в первой половине ленты режиссёр сумел создать напряжённое действие, применив весь имевшийся в его распоряжении арсенал художественных средств. Если по части каскадёрских трюков на высоте фильм Кэмпбелла проигрывает «Небоскрёбу» Роусона Маршалла Тёрбера, то в панорамных съёмках ничуть не уступает. Близость смерти (за пределами люльки высота в несколько десятков этажей!) отлично передана режиссёром и оператором. Также сложно не упомянуть психологически напряжённый эпизод разговора Нео и Джои через стекло, способный напомнить общение Клариссы Старлинг и Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят».
«Клинер» не лишён недостатков, однако вышел значительно лучше, чем «Грязные ангелы», предыдущий фильма Кэмпбелла. Он убеждает, что 81-летний постановщик таких экшенов, как «Маска Зорро» и «Вертикальный предел», ещё не потерял хватку. Более того, героиня Джои Локк благодаря хорошей сценарной проработке и таланту Дейзи Ридли стала харизматичной протагонисткой, которой сложно не сопереживать. Однако судьба сиквела зависит прежде всего от кассовых сборов, которые пока не слишком впечатляют.
Обзор первых серий пятого сезона «Очень странных дел»: а вы готовы к возвращению в Изнанку?
27 ноября / Текст: Владимир Ростовский
8 главных сериалов декабря: «Спартак», «Фоллаут» и «Очень странные дела»
27 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Чудеса не поддаются алгоритмам: рецензия на мультфильм «Эльф и украденное Рождество»
27 ноября / Текст: Яна Телова
7 новых рождественских фильмов, которые мы будем смотреть на праздниках
27 ноября / Текст: Гульназ Давлетшина
Что смотреть в кино на этой неделе: «Умри, моя любовь» и «Человек-слон»
26 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Наперегонки с ветром: рецензия на «Стометровку» — аниме, которое заставляет наконец полюбить бег
26 ноября / Текст: Сергей Сергиенко
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
На 7ку точно не тянет.