
Джон Крамер, я перезвоню.
После автомобильной аварии Лайза (Дайана Гарл) прикована к инвалидному креслу. Она работает программисткой и ведет уединенную жизнь в загородном доме, общаясь с внешним миром через Интернет. Однажды на сайте онлайн-трансляций она видит, как неизвестный в маске убивает человека. Лайза связывается с полицией, но преступник умело скрывается, используя чужие IP-адреса. Он и не думает останавливаться и впредь каждый вечер выкладывает видео с убийством.
Лента режиссерки Лу Саймон «9 окон» была снята еще в 2022 году, но вышла в прокат только два года спустя. Теперь картина добралась и до России под измененным названием «Пила. Наследие». Однако никакого отношения к популярной франшизе фильм не имеет. Лу Саймон развивает мотивы своего триллера «Агорафобия», вновь представляя на зрительский суд камерный триллер, действие которого происходит в одном доме.
Оригинальное название ленты отсылает к внешнему виду сайта, который посещает Лайза: зрителю одновременно предлагается просмотр девяти трансляций. Это позволяет Лу Саймон использовать полиэкран, чередуя скринлайф и традиционное повествование. Но форматы не способны завуалировать вторичность, ведь лента в целом — ещё один клон «Окна во двор» Альфреда Хичкока. Постановщица паразитирует и на другом классическом триллере о маньяке — «Имитаторе» Джона Эмиела. Как и злодей Эмиела, её маньяк тоже повторяет преступления серийных убийц из прошлого.
Схожие сцены нельзя объяснить постмодернизмом, поскольку режиссерка вовсе не прибегает к пасхалкам, отсылающим к жанровой классике, а беззастенчиво эксплуатирует сюжеты фильмов Хичкока и Эмиела. Легко вспоминаются и триллеры про интернет-преступления — «Игрок» Дарио Ардженто и «Не оставляющий следа» Грегори Хоблита. Пытаясь преодолеть вторичность, Лу Саймон добавила к остову триллера драматические переживания главной героиней своей инвалидности, что выражается в интернет-троллинге и задушевных беседах с физиотерапевтом. К сожалению, сценарий, сочиненный самой Лу Саймон, не позволяет проникнуться проблемами Лайзы, так как схематичны не только персонажи, но и сюжетные ситуации.
Образ маньяка под стать всей картине собран из штампов многочисленных образчиков жанра. Сцены с его участием вызывают не страх, а иронию, особенно заключительный эпизод. В триллере напряжение должно идти по нарастающей и достигать апогея в финале, однако у Саймон схватка Лайзы и злодея вышла столь неумелой по хореографии внутри кадра, что непроизвольно приобрела пародийный оттенок.
Ложкой меда в бочке дегтя является участие на вторых ролях маститых актеров — Уильяма Форсайта и Майкла Паре. Пусть их персонажи выписаны однотонно, однако своей харизмой Форсайт и Паре легко затмевают малоизвестных лицедеев. Только сцены с их участием вызывают хоть какой-то интерес.
Среди малобюджетных триллеров, созданных вдали от Голливуда, попадается немало любопытных образцов. Свободные от продюсерского диктата постановщики могут экспериментировать с повествованием или визуальным рядом. Однако лента Лу Саймон почти с первых кадров тонет в болоте вторичности — ничего нового в известные жанровые тропы ей привнести не удалось.