
Дом кошмаров Джеймса Вана окончательно превратился в сагу о сентиментальных ценностях Уорренов. И это к лучшему.
С выхода «Заклятия» прошло уже 12 лет: пока в инди-сегменте благодаря Ари Астеру и Роберту Эггерсу зарождались и расправляли плечи так называемые возвышенные хорроры, Джеймс Ван после «Астрала» занялся постройкой собственного Диснейленда с перевернутыми распятиями и скрежетом по ночам. Классические фильмы ужасов о злющих потусторонних силах вроде «Изгоняющего дьявола» или «Полтергейста» Ван превратил в парк аттракционов, где, как бы парадоксально это ни звучало, миром правит любовь. Поп-звезды в мире демонологии Эд и Лоррейн Уоррены благодаря своим экранным воплощениям (бессовестно обаятельным Патрику Уилсону и Вере Фармиге) стали примером здоровых отношений и крепкого брака: заключительная часть франшизы «Последний обряд» канонизирует образ идеальных мистера и миссис борцов со злом.
Совсем юные молодожены и охотники за нечистью Эд и Лоррейн (Орион Смит и Мэдисон Лоулор) в углу очередного неблагополучного чердака изучают зеркало в дубовой оправе с тремя херувимами в окантовке. Несмотря на опасения супруга, глубоко беременная миссис Уоррен смело устремляется к духу в зазеркалье — вмешательство не проходит бесследно. И вот чета демонологов уже в больничной палате держится за руки: есть риск, что их новорожденная дочь Джуди так и не начнет дышать. Годы спустя Уорренам придется вернуться к проклятому трюмо и отложить пенсию ради семейства Смерлов, которых преследует неуемная активность с того света. В 1986 году Эд и Лоррейн сталкиваются со старым знакомым врагом в отражении, чтобы вместе закончить то, что начали, и снова спасти уже взрослую дочь (Миа Томлинсон).
Вселенная «Заклятия» разрослась до девяти фильмов (не считая короткометражек) со своими солирующими пакостниками из сумеречной зоны вроде куклы Анабель. Но все равно сердцем франшизы были и остаются Уоррены, поэтому именно на «Последнем обряде» было решено проститься с экзорцизмом и безапелляционно объявить о победе добра. Может быть, стоило принять решение уйти еще на третьей части «По воле дьявола», где бразды правления у Вана перенял Майкл Чавес — вступительный экзамен на принадлежность к франшизе режиссер сдал на тройку «Проклятием плачущей». Со сменой постановщика хоррор об изгнании окончательно ушел на второй план, пропуская вперед мистификацию биографии Эда и Лоррейн, а главное — историю бессмертной любви. Можно долго рассуждать о том, были ли Уоррены шарлатанами, которые монетизировали чужие тревоги, или действительно не зря получили поддержку католической церкви в своей миссии борьбы со злом. Как бы то ни было, верность супругов друг другу теперь увековечена в кино и после их смерти: Эд скончался еще в середине нулевых после тяжелого инфаркта, а Лоррейн не стало совсем недавно — в 2019 году. Остается только гадать, насколько надежным будет надзор за музеем проклятых артефактов, который расположился в подвале семейного гнезда демонологов. Дом приобрел американский комик Мэтт Райф — в Сети новость о сделке по покупке недвижимости восприняли с нескрываемым скепсисом.
Что же ждет зрителей по ту сторону экрана? Жанрово и стилистически «Последний обряд» исправно верен духу франшизы: Майкл Чавес с прежней ученической старательностью воспроизводит и однокадровую сцену из оригинального фильма, и крупные планы самых несимпатичных рож, постоянно кого-то скидывает с лестницы и гасит свет в самый напряженный момент, как и заповедовал Джеймс Ван. Вероятно, те, кто помнит, как сложно было уснуть после хлопков ладошек в «Заклятии», будут разочарованы слишком знакомым набором инструментов кошмара: курс взят не на оригинальность и качество скримеров, а на их плотность в масштабах одной сцены и головокружительные пролеты камеры.
С другой стороны, расквитавшись с ужасами, франшиза будто перестала кокетничать и скрывать, что Эд и Лоррейн ее интересуют куда больше, чем портрет очередного недовольного загробной жизнью демона — привидения стали лишь фоном для фамильной саги. Промокампания построена отныне не на фарфоровой улыбке куклы Анабель, а на том, что галстуки мистера Уоррена всегда сочетаются с платьем миссис Уоррен. Патрик Уилсон и Вера Фармига излучают настолько неподдельные тепло и восторг друг перед другом, что сопротивляться пропаганде семейных ценностей уже не выходит, потому что в одиночку бороться с дьяволом в рукомойнике (даже если это просто засорившаяся труба) уже нет никаких сил.
Как и положено не хоррору о доме с привидениями, а feel-good-movie о любви, в «Последнем обряде» устроят сразу два больших торжества — день рождения Эда и свадьбу Джуди. А потому на праздник получилось пригласить всех: среди гостей можно увидеть и самого Джеймса Вана, и спасенных страдальцев из предыдущих частей, и… ни одного Валака или куклы Анабель. Ультимативный хеппи-энд с пророчеством от Лоррейн, может быть, и слишком дешевый способ в очередной раз сообщить, что любовь сильнее смерти. Но эта франшиза (да и все мы) заслужила такой старомодный финал в бесконечном потоке банального зла.