Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на комедию Романа Полански «Дворец»: Новый год. Рагнарек

Классик мирового кино уходит в отрыв.

Добавить в закладки

В канун 2000 года в роскошном швейцарском отеле в Альпах собираются самые богатые и беззаботные люди планеты. Вышедшие в тираж кинозвёзды, пластические хирурги (Жоакин де Альмейда), русские мафиози (Александр Петров). Все они хотят встретить новое тысячелетие по высшему разряду, и никто и ничто не должно им помешать.

Оливер Мазуччи в роли Хансуэла на кадре из фильма «Дворец»

Оливер Мазуччи в роли Хансуэла на кадре из фильма «Дворец»

Последний на сегодняшний день фильм классика мирового кинематографа Романа Полански был неоднозначно принят публикой. Трудно сказать, чего ожидали критики — наверное, костюмированной драмы в духе «Офицера и шпиона» или очередного камерного психологического эксперимента, как в случаях недавних «Венеры в мехах» или «Резни». Уверенности в благопристойности будущего творения добавляло соавторство Ежи Сколимовски, ещё одного польского киноветерана, ныне переживающего вторую молодость: его «Иа» был высоко оценён и американской киноакадемией, и каннским жюри. Но «Дворец» — воплощение отказа от любых амбиций, переход в заоблачную лигу, где всем всё доказано и показано, а добавить уже нечего. Остаётся только болтать ногами и рассказывать анекдоты. От самого крутого виража в фильмографиях что Полански, что Сколимовски легко отмахнуться, «Дворец» слишком неожиданный, он чрезмерно выбивается из траекторий их творчества.

Александр Петров на кадре из фильма «Дворец»

Александр Петров на кадре из фильма «Дворец»

Вот, например, маленькая собачка сношается с пингвином. А вот богатый старик (Джон Клиз) умирает под своей молодой женой (Бронвин Джеймс), а она даже встать с него не может — застряла. Жертвы пластической хирургии поклоняются своему палачу, пока тот ковыряется в кале той самой пока не добравшейся до пингвина собачки. Там, кстати, глисты. И не только там. Пересказу подобных гэгов можно посвятить несколько текстов. Бессмысленность и уморительность происходящего только подтверждается тем, что совершенно не важно, что было в конце, а что — в начале, от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Джон Клиз в роли Артура на кадре из фильма «Дворец»

Джон Клиз в роли Артура на кадре из фильма «Дворец»

С одной стороны, «Дворец» напоминает «Отель «Гранд Будапешт»» — дорогой европейский отель на рубеже эпох, Александр Деспла в качестве композитора. С другой — «Треугольник печали», ибо смеются тут исключительно над адептами роскошного образа жизни, «ешь богатых», правда, никто не кричит, но если бы Полански дошёл до таких лозунгов, было бы действительно неожиданно. С третьей же стороны, с передней, фронтовой, в общем, главной, — конечно, «Горько» Жоры Крыжовникова. То, что прославленные авторы отказались от нравоучений и воспоминаний об ушедшей молодости в пользу анекдотов про кал и неудачный секс, может вызывать только уважение. После премьерного показа в прессе описывался чуть ли не фильм студии «Трома». Впрочем, и на премьере «Дома, который построил Джек» Ларса фон Триера кого-то тошнило, в обоих случаях обсуждения количества и качества шок-контента были явно избыточными. Возможно, если бы не проблемы со здоровьем, то и датчанин дошёл бы до той же стадии просветления, благо мизантроп он явно не меньший, чем Полански.

«Дворец» породил гораздо больше дискуссий, чем фильм того заслуживает. Кто-то перечисляет актёрские работы: Микки Рурк, Фанни Ардан, Александр Петров — будто бы есть кого и что обсудить. Кто-то делится предположениями об отношении автора к XXI веку — миллениум, Ельцин, Путин, тоже очень плодородное облако тэгов. Кто-то даже проводит аналогии с последними фильмами других, уже покойных, мастеров, чем преждевременно хоронит целых двух живых и здоровых режиссёров. Но все рассуждения разбиваются о новогоднюю ночь, пьяное веселье посторонних людей, от которых, конечно, можно воротить нос, но можно ведь и присоединиться. Не думать, кто из них и почему напился и чем нынешнее празднование отличается от предыдущего, а посмеяться вместе с окружающими. Конечно, «23-й фильм Романа Полански» звучит очень солидно, но «Дворец», пусть и создан выдающимися профессионалами, — всего лишь новогодняя комедия. Не больше, но и не меньше.

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?