Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Суровые дальневосточные будни ОПГ «Общак».
Девяностые не умирают: сериал «Лихие» вернулся со вторым сезоном. Шоураннер проекта Юрий Быков продолжает повествование о криминальной группировке «Общак», некогда державшей в страхе весь Дальний Восток. Павел Лиховцев (Артём Быстров) и его сын Женя (Егор Кенжаметов), киллеры «Общака», всё глубже погружаются в пучину криминальных разборок. Их преступная работа оказывает пагубное влияние не только на психику, но и на судьбы близких людей. В сюжетной линии из 2023 года повзрослевший Женя (Евгений Ткачук) обучает своего сына Пашу (Вадим Филипченков) охотничьим приемам, стремясь вырастить из мальчика копию себя.
Юрий Быков последовательно снимал все 16 серий «Лихих», но затем принял решение разбить действие на две части, как уже делал, к примеру, Квентин Тарантино со своей криминальной сагой «Убить Билла». Между этими на первый взгляд совершенно разными проектами есть ещё кое-что общее. Второй сезон, как и «Убить Билла. Том 2», тоже в большей степени посвящен драматическим коллизиям, в то время как криминальные разборки отходят на второй план.
К сожалению, так гладко перейти от одной части к другой, как это вышло у Тарантино, у Юрия Быкова не получилось. Полный внутреннего напряжения эпизод допроса киллера «Общака» Жени Лиховцева и его жены Лизы (Анна Завтур) следователем Зозуляком (Евгений Харитонов) завершается в девятой серии смысловым конфузом. Сложно предположить, по каким причинам Юрий Быков не оставил на полу монтажной откровенный рояль в кустах. К счастью, это единственный серьезный недостаток второго сезона.
Несмотря на то что тему «лихих 90-х» вроде бы закрыли в 2010-е, а сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал мощной кодой, Быков находит новые краски в описании криминального беспредела эпохи. В его режиссерской оптике история о переделе сфер влияния на Дальнем Востоке превращается чуть ли не в религиозную притчу о моральном разложении семьи. Кроме того, Быков показал себя мастером перекрестного монтажа. Сцены из 1990-х и 2023 года не только выдержаны в едином ритме, но и дополняют друг друга тематически. Не получив иных жизненных уроков от своего отца-егеря, кроме опыта выживания в тайге, Женя повторяет его педагогические ошибки в воспитании собственного ребенка.
Жесткий, эмоционально холодный Женя из 90-х — своего рода проекция его сына Паши в будущем, который под контролем отца постепенно привыкает к охотничьему ремеслу. В фокусе Быкова анализ причин, побудивших егеря Лиховцева и его старшего сына Женю так легко поддаться криминальной романтике. Постановщик использует мотив смерти при жизни, демонстрируя нравственный распад семьи Лиховцевых по мужской линии. Сын повторяет все ошибки отца, потому что не видел в детстве других примеров поведения. Именно так грех заражает душу.
Бедность и беспробудное пьянство — это все, что окружает отца и сына Лиховцевых в дальневосточной провинции. Законы леса, где всегда есть охотник и жертва, они с легкостью переносят на социум. В их понимании законопослушные работяги всегда жертвы если не государства, то местных криминальных авторитетов, оттого необходимо быть хищником, чтобы выжить в недружелюбном мире панельных коробок и пивных ларьков.
В отличие от Петра Буслова в «Бумере», Юрий Быков воздерживается от сочувствия к бедам своих героев, ведь центральная тема его «Лихих» — выбор между добром и злом. Цинизм и жажда легких денег приводят его персонажей на криминальную дорожку, а сложности отношений с женами и детьми — расплата за сделанный выбор. Режиссер часто применяет панорамные съёмки, делая акцент на небе, как бы нависшем над мрачными серыми улочками с убогими лачугами.
Цветокоррекция и точно выбранные локации (режиссер скрупулёзно подыскивал натуру в нескольких провинциальных городах), с одной стороны, создают депрессивную атмосферу, а с другой — усиливают впечатление чистилища, в которое угодили отец и сын Лиховцевы. Их расплата свершится уже при жизни и будет заключаться не столько в тюремном сроке, сколько в распавшейся семье, члены которой откровенно презирают друг друга. А ведь именно ради благополучия близких старший Лиховцев вступил на «проклятый путь».
Рецензия на хоррор «Поймать монстра»: Мадс Миккельсен ловит чудищ под кроватью
16 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Пеннивайз, выходи! Все экранизации прозы Стивена Кинга 2025 года — от худшей к лучшей
16 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Рецензия на игру Marvel Cosmic Invasion — круче или хуже «Черепашек-ниндзя»?
16 декабря / Текст: Максим Бугулов
Путешествие по опасной, но красивой Барселоне: рецензия на сериал «Город теней»
16 декабря / Текст: Максим Ершов
О чем спорил Интернет? Самые обсуждаемые фильмы 2025 года, из-за которых можно поссориться с друзьями и коллегами
15 декабря / Текст: Ная Гусева, Максим Ершов
Обзор новых эпизодов сериала «Киберслав»: возвращение техно-богатыря на земли русские и стриминги отечественные
15 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Вообще в какой-то момент фильмов и сериалов про организованную преступность и жизнь по понятиям стало слишком уж много, и зрители устали. Ну может не все, но я - точно устал. Тем более там плюс минус одинаковая фабула везде, хоть ты Быков, хоть ты Гай Ричи, одни и те же штампы тебя не минуют