
11 сентября в российский прокат выходит «Дракула» французского режиссера Люка Бессона — очередная экранизация бессмертного готического романа Брэма Стокера о древнем вампире, румынском графе, стремящемся найти свою возлюбленную. Фильм Бессона — далеко не первое переосмысление «Дракулы» за последние годы, зимой в мировом прокате царствовал «Носферату» Роберта Эггерса, в 2023-м — «Последнее путешествие Деметра» Андре Овердалла, а в 2020-м вышел одноименный мини-сериал с Класом Бангом.
В нашем материале вспоминаем адаптации нетленной истории Стокера, снятые в XXI веке, и расставляем их от худшей к лучшей.
Почетное упоминание
«Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы — вопиющее в своем несовершенстве кино, которое невозможно изгнать из памяти, даже если очень захотеть. Экстравагантный Гэри Олдман играет сразу две версии Дракулы — молодую сексуальную и пожилую андрогинную, — каждая из которых воплощает в себе ипостаси противоречивой личности румынского графа. Вайнона Райдер изображает молодую женщину Милу Харкер, удивительно похожую на его погибшую возлюбленную, а Киану Ривз — риелтора Джонатана Харкера, которому не повезло оказаться на его пути. Вместе они формируют странный любовный треугольник — в разной степени интенсивный и разочаровывающий.
Впрочем, «Дракула» Копполы — кино не о любви и даже не о вампирах. Режиссер «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня» создал синергию готического стиля, ар-нуво и японской культуры. Больше всего эту экранизацию «Дракулы» хочется сравнить с произведением искусства, которое существует на каком-то отдельном уровне кинематографии. Экранизация Копполы по праву считается лучшей после «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Мурнау и «Носферату — призрак ночи» Вернера Херцога. И именно она открыла двери в XXI век новым попыткам осмыслить роман.
7-е место
При всех своих недостатках «Дракула» Гари Шора предлагает весьма интересный взгляд на историю происхождения кровососущего демона. Десятилетиями Дракула изображался на большом экране как трагическая фигура — мужчина, отказавшийся от души ради вечной молодости и возможности обрести новую любовь. Увы, и того и другого Дракула добивался весьма противоречивыми способами, за что его всегда ждала печальная концовка. Шор подарил румынскому графу интересную предысторию, которая прославляет его человеческую натуру.
Исполнитель главной роли Люк Эванс играет доблестного воина, который вынужденно обращается ко злу ради спасения своего народа. Когда самые близкие люди от него отворачиваются, Дракула понимает, какой ужасный поступок на самом деле совершил, и уходит в добровольное изгнание. «Дракула» 2014 года должен был положить начало новой франшизе в жанре дарк фэнтези, однако негативные отзывы критиков воткнули кол в его сердце задолго до начала событий, описанных в оригинальной книге. Возможно, мы упустили что-то ценное.
6-е место
В 2000 году за экранизацию «Дракулы» взялся канадец Патрик Люсье («Мой кровавый Валентин»), он перенес одноименный роман в современность, сделав несколько фундаментальных изменений в сюжете, которые очень не понравились поклонникам Стокера. По версии Люсье Дракула — не кто иной, как библейский Иуда Искариот, обреченный на вечную жизнь в человеческом обличии после предательства им Иисуса Христа. Этим, в частности, объясняется непереносимость Дракулой распятий и серебра.
Графа-вампира в фильме сыграл молодой Джерард Батлер, который еще не успел зарекомендовать себя в жанре тестостероновых боевиков. Роль протагониста Ван Хельсинга исполнил Кристофер Пламмер, а в его ученика Саймона Шеппарда перевоплотился Джонни Ли Миллер. Несмотря на невероятное актерское трио, «Дракула 2000» — кино, о котором хочется забыть сразу после просмотра. Два полнометражных продолжения получили право на жизнь лишь благодаря большой популярности вампирского хоррора «От заката до рассвета» Роберта Родригеса, вышедшего в те же годы.
5-е место
Невероятно, но факт: Николас Кейдж — идеальный граф Дракула, пусть комедийный хоррор «Ренфилд» Криса МакКея («Война будущего») и посвящен не совсем ему. В центре сюжета фильма верный слуга древнего вампира (Николас Холт), который пытается выйти из созависимых отношений с властным хозяином с помощью групповой психотерапии. Причастность «Ренфилда» к оригинальному роману Брэма Стокера опциональна, в фильме фигурируют знакомые локации и лица, однако сам нарратив совершенно иной.
При работе над «Ренфилдом» Кейдж, по собственному признанию, вдохновлялся сразу несколькими классическими фильмами о Дракуле, среди которых «Ужас Дракулы», «Невеста Дракулы» и, конечно, «Носферату, симфония ужаса». Актер также воссоздал в кадре несколько культовых сцен с участием персонажа, в точности перенеся не только мимику, но и реплики, за что заслуживает отдельной благодарности.
4-е место
«Последнее путешествие Деметра» норвежца Андре Овредала, создателя «Демона внутри» и «Страшных историй для рассказа в темноте», экранизирует одну из самых непримечательных глав романа Стокера, которая для большинства так и осталась загадкой. Хоррор Овредала позволяет зрителям насладиться каждой деталью смертоносного путешествия русского корабля «Деметра» из Трансильвании в Великобританию, уделяя особое внимание эмоциональному напряжению, нарастающему среди обреченного экипажа. Критики «Последнее путешествие Деметра» по традиции поругали, и было за что — фильм вышел очень скудным на события, а местами откровенно пустым.
И все же Овредалу удалось передать клаустрофобную атмосферу ужаса: Дракула, словно призрак ночи, день за днем убивает героев поодиночке, сея вокруг паранойю и плодя предубеждения среди пассажиров, не оставляя надежды на спасение. «Последнее путешествие Деметра», возможно, не самая выдающаяся версия «Дракулы», которая тем не менее полностью оправдывает свое существование для фанатов.
3-е место
Мини-сериал «Дракула» от ветерана британского телевидения Стивена Моффата, подарившего нам «Шерлока» и «Доктора Кто», — одна из самых противоречивых версий романа, которая с одинаковой вероятностью способна вызвать ненависть и восхищение. Как и его предшественники, Моффат подходит к оригинальному тексту свободно: в центре сюжета оказывается монахиня (Долли Уэллс), которая в одиночку противостоит очарованию древнего вампира в исполнении датчанина Класа Банга. Дракула Банга — вторая лучшая инкарнация румынского графа за последнее тридцатилетие, переиграть его смог только Гэри Олдман в фильме Фрэнсиса Форда Копполы. Впрочем, оба актера подходят к роли одинаково, до последнего романтизируя подлую сущность своего персонажа, используя природную сексуальность в качестве основного оружия против скептически настроенного зрителя.
Большинство экранизаций «Дракулы» делают ставку на графическое насилие и кричащие спецэффекты, мини-сериал Моффата, напротив, возвращается к классическому повествованию, меняя отдельные элементы романа, но не утрачивая его сути. Традиционалистам, вероятно, не понравится выбор женщины в качестве нового Ван Хелсинга, однако именно этот джендер-бендер-вариант значительно выделяет британскую версию «Дракулы» на фоне всех остальных.
2-е место
Режиссер «Ведьмы» и «Маяка» Роберт Эггерс — большой поклонник классического хоррора «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Мурнау, ремейк которого долгое время оставался для него проектом абсолютно недосягаемой мечты. В прошлом году эта мечта наконец воплотилась в жизнь в виде готического фильма ужасов «Носферату» — интерпретации «Дракулы» Стокера. Будучи пионером новой волны хорроров, Эггерс делает сюжет романа более метафорическим, пряча под образом румынского графа подавленное женское либидо, которое никак не может вырваться наружу. Таким образом, главным героем фильма становится вовсе не вампир, а его названная возлюбленная Элен Хуттер (Лили Роуз-Депп), медленно увядающая в несчастливом браке с риелтором Томасом Хуттером (Николас Холт).
«Носферату» окончательно возвышает форму над сюжетом, погружая синефилов всего мира в невероятный эстетический экстаз. Фильм Эггерса принято ругать за схематичность и бесчисленное количество персонажей-функций, с которыми практически не происходит эмоционального коннекта. Граф Дракула, он же граф Орлок (Билл Скарсгард), в «Носферату» неожиданно похож на монстра из русского фольклора, который впервые за всю историю экранизаций «Дракулы» появляется в фулл-фронтал.
1-е место
«Тень вампира» Эдмунда Элиаса Мериджа — комедийное мокьюментари о создании первой неофициальной экранизации «Дракулы»: «Носферату, симфония ужаса». Уиллем Дефо играет Макса Шрека, исполнителя роли графа Орлока в оригинальном фильме, который, согласно легенде, на самом деле испытывал тягу к ночным прогулкам и человеческой крови. В надежде снять аутентичный хоррор Мурнау приглашает Шрека на главную роль, даже не подозревая о том, что подписывает смертный приговор собственным коллегам. На съемочной площадке «Носферату» начинают пропадать люди, тем временем сам Шрек расцветает на глазах.
«Тень вампира» — первая осознанная попытка Голливуда перенести образ Дракулы в контекст постмодернизма, который до сих пор особенно популярен в современном кино. Меридж откровенно паразитирует на тревожном информационном шуме, сформировавшемся вокруг культового фильма 1922 года, но делает это абсолютно беззлобно — скорее с чувством юмора. В «Тени вампира» Уиллем Дефо играет крипового злодея задолго до того, как это стало мейнстримом. А сам фильм, при всем обилии экранизаций «Дракул», никогда не канет в Лету благодаря выбранному формату.