Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Рецензия на фильм «Ханна. Совершенное оружие»

Никто не издевался над голливудскими штампами злее и незаметнее, чем Райт

В диких лесах Лапландии, в занесенной снегом избушке, коротают дни отец – бывший сотрудник органов – и дочка, которую он натренировал быстро бегать, метко бить оленя и говорить на тридцати мировых языках. В какой-то момент девочка должна выйти в люди, сразиться там со злобной агентшей ФБР, основательно испортившей ей детство, и пролить свет на пару белых пятен, связанных с тайной собственного рождения.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ханна. Совершенное оружие"

Как и его героиня, не теряющая присутствия духа ни в условиях арктической зимы, ни в североафриканской пустыне, ни в подземном бункере Федерального бюро расследований, англичанин Джо Райт [IV] склонен испытывать себя на прочность – бросаться в пучины самых спорных киноэстетик и выныривать оттуда, умудрившись не только сохранить режиссерское лицо, но и сформулировать некое авторское высказывание.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ханна. Совершенное оружие"

Карьеру он начал с постановки романа из школьной программы – для дебютанта рискованный жест: либо оплюют за вольное обращение с классикой, либо навсегда впишут в ряды второразрядников, поставляющих на рынок экспортные экранизации Диккенса и сестер Бронте. Райту тем не менее удалось немыслимое – тюнинговать иконических героев «Гордости и предубеждения», британских Наташу Ростову с Болконским, до человекоподобных и крайне характерных для современной Англии типажей: борзой барышни с шальным, насколько позволяют рамки эпохи, либидо и болезненно скованного ботаника. Перенося на экран «Искупление» Йена Макьюэна – постмодернистский роман, до финала притворяющийся сентиментальной женской прозой, – Райт мимикрировал под автора пышной костюмной мелодрамы, одновременно умудрившись сохранить авторскую дистанцию по отношению к перепеваемому жанру. Иронию такого толка способны уловить немногие – и чтобы снимать подобное кино, требуется определенная отвага.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ханна. Совершенное оружие"

В «Ханне» Райт окончательно дает себе волю – здесь ирония, неуклонно дрейфующая в сторону неприкрытого сарказма, бьет прямо-таки через край: классический голливудский жанр высокобюджетного приключенческого бреда сымитирован так тонко, что целевую аудиторию Райта, подогретую интеллектуальными шутками, не взбесит топорность сценария, а целевая аудитория такого бреда «носа не подточит»: погони, драки, перестрелки, пытки в застенках – вот они. Зверские убийства старичков и старушек, целующиеся в кровати школьницы, крашеный в блондина садист-гомосексуалист в желтом спортивном костюме Невесты из «Убить Билла» /Kill Bill: Vol. 1/ (2003) с парой скинхедов на посылках – экшен все спишет.


Проектом занимались Денни Бойл и Альфонсо Куарон, но в начале 2010 года подписанная на это кино Сирша Ронан потребовала у продюсеров, чтобы фильм передали Райту.

Сценаристу Сету Локхеду нет и тридцати – это один из самых молодых канадских сценарных талантов.

Работа Локхеда два раза попадал в «черный список» лучших нереализованных сценариев.

Отдельной песни заслуживает антагонист – агент ФБР Марисса в исполнении нестареющей Кейт Бланшетт, чье имя отсылает к Клариссе Старлинг из «Молчания ягнят» /Silence Of The Lambs, The/ (1991), прическа – к Дане Скалли из «Секретных материалов», а манера поведения – к Томми Ли Джонсу из фильма «Беглец» /Fugitive, The/ (1993). Кадр, где камера скользит по явным орудиям пытки, обещая душераздирающую сцену допроса, а в итоге останавливается на лице героини Бланшетт, которая попросту оборудовала у себя в квартире персональный зубоврачебный кабинет и вот теперь собственноручно, превозмогая боль, снимает себе зубной камень, наполняя рот кровавой пеной, – один из самых остроумных моментов в истории кинопародии. Эпизод, где она выходит к зрителям из гигантской волчьей пасти (какой-то аттракцион в берлинском парке отдыха и развлечений), довершает зубастый образ: кем надо быть, чтоб придумать такую всерьез? Все это венчает парад английских актеров в эпизодах – гениальный Том Холландер в качестве садистического злодея, Оливия Уильямс с Джейсоном Флемингом в ролях либеральных британских родителей, выгуливающих на курорте распущенную дочь – Джессику Барден, блистательную пэтэушницу из «Неотразимой Тамары» /Tamara Drewe/ (2010).

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ханна. Совершенное оружие"

Оставаться ироничным интеллектуалом, экранизируя архетипический голливудский сюжет о девочке-убийце, – большое дело; интересно, за что возьмется Райт через год и какое мнение о нем сложится в большом студийном Голливуде. С одной стороны, умные британские парни там в чести. С другой – попытки поиздеваться над гопниками, притворившись ими, никогда не проходили таким парням даром.

Комментарии  150

Читайте также

показать еще


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть