Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Родом из Лихова

Добавить в закладки

В золотые времена советского кинопроката в кино ходили все.
И не было кинотеатра, где перед художественным фильмом зрители не получили бы порцию свежей документальной информации из знаменитых на всю страну киножурналов: «Советский спорт», «Пионерия», «Иностранная кинохроника», «Советский воин», «Советское кино» и, конечно, «Новости дня». Все эти киножурналы и не только они, а еще и многие документальные фильмы – фильмы-репортажи, фильмы-портреты, фильмы-эпопеи – родом из маленького московского переулка с задорным именем Лихов . Здесь, в скромном пятиэтажном здании с барельефом легендарного Дзиги Вертова на фронтоне, находится Центральная студия документальных фильмов (теперь – РЦСДФ), в конце минувшего декабря отметившая свое 70-летие.
По случаю юбилея в Белом зале Дома кино собрались те, кто в разные годы были – а кто-то и поныне – причастны к кинохронике: режиссеры, операторы, осветители, звукотехники, художники, монтажеры… Именитые и безвестные. Цветы, улыбки, объятия… Трудно сказать, чего в этот вечер было больше – юбилейной торжественности или теплого радостного узнавания встретившихся спустя годы соратников, коллег, членов одной большой семьи.
Когда-то в Лиховом кипела жизнь. Съемочные группы в обнимку с аппаратурой торопились к машинам, на съемку – в Кремль или аэропорт, на завод или в университет – туда, где их ожидало событие. Через двое-трое суток это событие становилось сюжетом «Новостей дня», а спустя годы – архивным материалом, бесценным документом минувшего.
Людмила Запрягаева, директор Красногорского государственного архива кинофотодокументов: Нам очень дорого все, что было вами создано, снято, все кадры, все события – это зримая история нашей страны. Мы с трепетом и уважением сохраняем документы (а у нас их больше 5000 названий), снятые не одним поколением сотрудников студии.
Благодаря хроникерам ЦСДФ мы знаем, какое лицо у Войны и у Победы, как строились Беломорканал и Новый Арбат, как Москва встречала Гагарина, рукоплескала Клиберну, оплакивала Высоцкого…
Эльдар Рязанов: Я вышел отсюда. Счастлив видеть всех вас. Я желаю вам счастья, здоровья, успехов, чтобы все было прекрасно в вашей жизни. Я вас люблю!
Э.Рязанов начинал свой путь в кино на ЦСДФ, придя сюда после ВГИКа со своей сокурсницей и будущей женой Зоей Фоминой. И теперь благодарно вспоминает и соратников, и учителей: Л.Кристи, И.Сеткину, И.Венжер, Л.Дербышеву, В.Катаняна, З.Тузову, А.Рыбакову… всех не перечислишь. Со съемочной группой кинохроники Рязанов объездил всю страну. Не эти ли поездки, встречи с людьми, ситуациями, сюжетами, попав в копилку режиссерского и человеческого опыта, проросли потом в его игровых шедеврах?
Константин Мелик-Авакян: Кто бы что ни говорил, мне кажется, наш кинематограф в целом все равно на подъеме, и документальное кино тоже начинает возрождаться. Вы посмотрите, что происходит у независимых продюсеров, на некоторых региональных студиях: призы международные! Прокатная судьба существует, хотя и не в той степени, как хотелось бы, но она есть. И я очень надеюсь, что грядущая реорганизация – это не просто административные, бумажные изменения. Меняется смысл хозяйствования и экономики студии. А вопросы творческие и экономические очень взаимосвязаны. Для меня очень радостно, что творцы, которые давно не бывали на студии, пришли к нам, и мы сделали на следующий год много интересных заявок. Это радует меня больше, чем победы над коммунальными службами, взаимоотношения с налоговой инспекцией, судебные победы или поражения. Это внушает мне самую большую надежду.
Конечно, основное поле вещания сейчас – ТВ. Но, во-первых, телерепортаж и кинохроника – это разные жанры. И никакого антагонизма между ТВ и кинодокументалистикой нет. Они органично сосуществуют. Главное – качественно и вовремя заполнять свою нишу. А во-вторых, сейчас, в соответствии с указом Президента, зарождается российский кинопрокат. И хотя компания только-только становится на ноги, мы уже сейчас ведем переговоры о возможности организации показа документального кино в рамках кинопроката. О результатах говорить пока рано, но я надеюсь, что это возможно.
Тенгиз Семенов: Наш подарок символичен: часы с барометром и термометром – чтобы жизнь студии была спокойной, без штормов, температура – всегда нормальная, а время шло только вперед.
Режиссер Тенгиз Семенов, руководитель студии «Человек и время», отпочковавшейся когда-то от ЦСДФ, не только называет ее своей родиной, но до сих пор ощущает, каким счастьем были годы учебы и взросления и как крепка пуповина, которая связывает молодые студии с их alma mater.
Виктор Лисакович посетовал, что выпускники его вгиковских мастерских не идут работать на ЦСДФ. Неужели так плохи дела? Неужели нет перспектив у когда-то лучшей, Центральной студии кинохроники, флагмана документального кино, как назвали ЦСДФ коллеги с Казанской студии?! И руководство Госкино в лице А.Голутвы, и сами документалисты связывают свои надежды на возрождение студии с приходом нового директора ЦСДФ Константина Мелик-Авакяна, называющего себя осторожным оптимистом.
Владимир Коновалов, режиссер: Если бы мы с вами жили где-нибудь в Германии, эта студия была бы самой богатой в мире. Сегодня ЦСДФ в плачевном состоянии, при том, что ее материалы крутят в телепрограммах по всему миру. На ЦСДФ работают очень творческие и очень профессиональные люди. Операторская, звукооператорская, осветительская школы были лучшими в стране.
Уникальные кадры добывались не только профессиональным мастерством, но мужеством и отвагой. Просматривая военную хронику, сквозь грохот орудий, сквозь гул войны мы различаем еле слышный шорох – это работает кинокамера в руках фронтового оператора. И в мирное время хроникеры удивляли чудесами стойкости, когда ради одного кадра готовы были стоять часами, не шелохнувшись, под проливным дождем, без куска хлеба, или бежать без остановки пять километров с камерой на плече за олимпийским огнем. Потом эти кадры обойдут экраны мира. А снявшего их оператора вспомнят добрым словом на юбилее студии.
На сцене юбилейного вечера – ветераны ЦСДФ: С.Пумпянская, В.Цитрон, В.Георгиевская, А.Еланчук, Е.Аккуратов, И.Филатов. Ветераны и в зале. К ним, а также к тем, кто не смог прийти на празднование, подходившие к микрофону обращали слова благодарности и любви.

Текст: Татьяна Сахарова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?