Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Ромеро ниже радара

Джордж Ромеро работал со Стивеном Кингом, снял романтическую комедию и байкерский эпос, трэш про вампиров, трэш про ведьм, трэш про мертвого папочку... но, в истории остался как создатель саги о живых мертвецах.

Добавить в закладки
Ромеро ниже радара

Ночь живых мертвецов

«Ночь живых мертвецов» /Night Of The Living Dead/ (1968) (1968)
Джордж Ромеро в шестидесятых годах снимал рекламные ролики и монтировал теленовости. Ему хотелось снять дебютный фильм – бергманистическую пьесу о взрослении, действие которой происходило бы в раннем средневековье. На бергманистическую пьесу нужны были деньги, поэтому Ромеро снял – черно-белое кино для грайндхаусов, хоррор, как всегда, на грани порнографии.

Где тут порнография, спросите вы? А вы на шкаф залезьте: главный герой – негр, главная героиня – блондинка, дочка ест маму и папу, а прокатывали хорроры те же люди и кинотеатры, что и "Глубокую глотку". Мало того. В фильме есть сцена, где главный герой дает пощечину блондинке, просто чтобы привезти ее в чувство. На дворе, напомним, 1968 год, Дуэйн Джонс, исполнитель главной роли, едва согласился сняться в этой сцене: он был уверен, что сразу после выхода фильма его линчуют.

Потом Ромеро поехал на машине с единственной копией фильма в багажнике из Питтсбурга в Нью-Йорк – продавать, и по радио услышал об убийстве доктора Мартина Лютера Кинга. Что тут скажешь – насколько в тот день не повезло либеральной Америке, настолько повезло Ромеро, его фильм внезапно приобрел остросоциальный смысл. Это получилось случайно – в оригинале главный герой должен был быть белым, а Дуэйн Джонс просто оказался лучшим актером на проведенном Ромеро кастинге, но удача находит достойных…

"Ваниль будет всегда" (1971)
Бергманстическую драму Ромеро, к его чести, так и не снял – после "Мертвецов" он поставил романтическую комедию – сейчас ее уже почти невозможно найти. Она рассказывает о ветеране, который стал бродягой и зарабатывает на жизнь игрой на гитаре и сутенерством в то время, как его отец управляет фабрикой по изготовлению детского питания. Герой пытается исправиться и некоторое время работает в рекламном агентстве, но уходит оттуда, когда поступает заказ на рекламу службы в армии. В конце концов, он возвращается к отцу, который объясняет ему, что жизнь – это как мороженное. "Есть миллион вкусов, но рано или поздно ты всегда вернешься к ванили".

"Психи" (1973)
Следующим фильмом Ромеро снова был хоррор, рассказывающий о неудачной утечке бактериологического оружия, в результате которой жители небольшого города в Пенсильвании сошли с ума и стали друг друга убивать. Они, конечно, не становятся зомби, но вообще, если задуматься, Ромеро был не только первооткрывателем жанра зомби-апокалипсис (кстати, слово "Зомби" он к своим ходячим трупам никогда не применял), но и одним из открывателей биохазард-апокалипсиса. В этом фильме есть изнасилование дочери отцом, самоубийство последнего, невероятно мрачная атмосфера, циничное правительство, готовое стереть город с лица земли ядерной бомбой, и, разумеется, тупые злобные военные, готовые с удовольствием замочить все, что движется.

"Время ведьм" (1973)
Этот мистический сексплойтейшн рассказывает про взрослую скучающую домохозяйку, которая записалась в ведьмы, прочла учебник по колдовству, приворотила юношу и убила мужа.

"Мартин" (1977)
Мужчину сначала поил девушек клофелином, а потом резал им вены и пил кровь. Родной дядя кровососа пытается исцелить его чесноком и распятием, тот смеется над ним: жизнь гораздо страшнее готических сказок. Одна из версий этого фильма была отредактирована Дарио Ардженто, другом, соратником и соавтором Ромеро, тоже трэш-хоррор-гуру.

Рассвет мертвецов

«Рассвет мертвецов» /Dawn Of The Dead/ (1978) (1978)
Триумфальное возвращение в мир живых мертвецов, спродюсированное Дарио Ардженто. Это был самый популярный фильм из всей пенталогии мертвецов. Беременная тележурналистка, ее бойфренд и пара национальных гвардейцев запираются в громадном шоппинг-молле, где обороняются от несметных полчищ мертвецов и банды байкеров. Там снова есть хороший негр, блондинка (на этот раз, правда, никто никого не бьет) и обезумевший от крови национальный гвардеец. Уже в этом фильме Ромеро по-настоящему жалеет мертвецов. Конечно, их приходится отстреливать, договориться с ними нельзя, но видеть, как бедняжки ходят по торговому центру и тыкаются в витрины парикмахерских, реально тяжело.

С другой стороны, так ли уж с ними нельзя договориться? Пока еще телевизор работал, некий крейзи сайнтист – безумный ученый, необходимый персонаж любого нормального хоррора, приводил простую арифметику: живые мертвецы питаются телами живых. При этом они съедают не более 5% тела, после чего жертва тоже становится живым мертвецом и ищет пищу. Соответственно, можно централизованно скармливать мертвецам тело жертв целиком. Тогда решится проблема утилизации трупов, остановится размножение зомби, а оставшиеся будут сыты и добры.

Заканчивается фильм тем, что выжившие садятся в вертолет и улетают куда глаза гладят. Топлива им должно хватить километров на сто.

Рыцари-наездники

«Рыцари-наездники» /Knightriders/ (1981) (1981)
Мертвецов, вампиров и вообще какого-либо зла в этом фильме нет – если не считать тупых коррумпированных полицейских, телевизионщиков и продюсеров. Байкеры устраивают ярмарки в сельской местности и рыцарские турниры с таранным копейным боем, соблюдают между собой все рыцарские правила, подчиняются своему королю, время от времени поднимают восстания, все равно возвращаясь к родному шатру. Немыслимая, хоть и очень симпатичная дичь с трюками и сиськами. Джордж Ромеро говорит, что это его самый личный и любимый фильм – история отверженных, гордых одиночек, творящих искусство ниже радара. После этого он грустно хихикает и переводит тему.

"Байки из склепа" (1982)
Фильм-антология по сценариям самого Стивена Кинга, с которым Джорджа объединяет любовь к трэш-комиксам. Пять эпизодов: папочка, восстающий из гроба на годовщину собственного убийства дочкой, сельский дурачок, пытающийся прикарманить метеорит, но оказывающийся жертвой разумных растений, прилетевших на нем, монстр из ящика, который всех тупо жрет, жадный бизнесмен становится жертвой тараканов, которых он так ненавидит (что является метафорой расизма). Фильм собрал больше двадцати миллионов в американском прокате – правда ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. Такой кассовый саспенс.

День живых мертвецов

«День мертвецов» /Day Of The Dead/ (1985) (1984)
Ученые и военные не могут ужиться в подвальном комплексе у заброшенной шахты. Ученые пытаются понять, что можно сделать с мертвецами. Выясняется, что у мертвецов не работают никакие органы, кроме мозга, что значит, что, во-первых, они могут функционировать без сердца, желудка и прочего, а во-вторых, непонятно, зачем им вообще жрать. Кроме того, зомби хорошо помнят свою прошлую жизнь, самых умных из них можно научить простым действиям – например, слушать Бетховена и стрелять из пистолета. Выживет блондинка (рыжая и ученая на этот раз) и добрый негр, они улетят на необитаемый остров с белым песочком.

"Обезьяна-убийца" (1988)
После этого Ромеро сделал двадцатилетний перерыв в цикле мертвецов, но с хоррорами не расстался. Он снял клаустрофобический триллер про паралитика: мужчину после аварии парализовало, но не всего, а только конечности. Чокнутый профессор подарил ему умную обезьянку, которая, после инъекции мозга инвалида, стала телепатом. А инвалид влюбился в доктора и у них даже был интим. В результате получившегося любовного треугольника обезьянка убила профессора, который был уже готов вылечить паралитика, убила его подругу, а потом ее хозяин ее задушил. Зубами, разумеется.

"Два дурных глаза" (1990)
Двойной фильм Джорджо Ромеро и Дарио Ардженто сделали (примерно как Грайндхаус, формально никак не связанный) по рассказам Эдгара Алана По.

"Темная половина" (1993)
Экранизация романа Стивена Кинга. Кингу понравилось, публике – не очень, в прокате фильм собрал всего около десяти миллионов и Ромеро на 7 лет пропал из виду.

"Вышибала" (2000)
Фильм про мужчину, который однажды утром не обнаружил у себя на голове лица, только безликую маску. Саундтрек написала легендарная панк-группа "Misfits".

День Земля мертвых

«Земля мертвых» /Land of the Dead/ (2005) (2005)
Ромеро вернулся к своим мертвецам. В "Земле мертвецов" Ромеро поселил людей на изолированном острове посреди Питтсбурга. В прекрасном небоскребе – который должен напоминать всем желающим о Башнях-близнецах, новом символе апокалипсиса – живут богатеи, неофеодальная элита. В окрестных трущобах живут все остальные. За пределами острова – территория зомби, куда время от времени прорываются за припасами подчиненные правителю города команды мародеров. У зомби, тем временем, появляется почти разумный руководитель, который, во-первых, отучает их от фейерверков, которыми мародеры гипнотизировали мертвецов (аллюзия на зомбоящик, если кто не понял), обучает пользоваться орудиями, включая классические мясницкие тесаки и пожарные топоры, а также автоматические винтовки. В результате он ведет армию зомби на город и, разумеется, выигрывает – поскольку город прогнил изнутри.

Это первый ромеро-зомби-фильм, в котором выжило много людей – герои-мародеры смогли сбежать в Канаду (по следам самого Джорджа Ромеро), а бедняки из трущоб подняли восстание и построили социализм. Собственно зомби особенно ничего и не было нужно – их просто дико раздражал небоскреб, такой красивый и зеленый.

Двуногой едой из трущоб они почти не интересовались – эдакая международная солидарность трудящихся.

Текст: Семен Кваша
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?