Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Стартап»

Для того чтобы сравнивать «Стартап» с лучшими мировыми байопиками, наша картина все-таки сыровата: сюжет поверхностен, актеры зажаты, а построение характеров не прочувствовано, однако смелость города берет, пусть пока и только в компьютерных играх

Добавить в закладки

Молодой талантливый программист Борис заинтересован в изучении проблемы формализации машинных поисковых запросов. Его новый приятель Сева видит в написанной Борисом программе коммерческий потенциал. Стартовавшие со своей разработкой в начале 90-х герои проходят плечом к плечу двадцать лет, испытав на себе все проблемы становления, конфликта бизнеса и государства, работы и любви, столкновения с большими деньгами и большими людьми. Остаться честным перед самим собой, оставить свое имя в истории, состояться как человек – непростая задача даже для гениальных основателей главного российского поисковика.

Кадр из фильма «Стартап»

В прошлом году выход на экраны таких картин, как «Легенда № 17» и «Гагарин. Первый в космосе», показал, что определенный запрос на биографическое кино у современного российского зрителя существует. Кроме того, недавние вполне современные мировые постановки, такие как «Социальная сеть» и «Волк с Уолл-стрит», продемонстрировали интерес молодого поколения посетителей кинотеатра к подлинным историям взлетов и падений людей, не намного обгоняющих их по возрасту. «Стартап» должен был два эти пучка энергии свести вместе, чтобы зажечь «сверхновую» – картину о российских компьютерных гениях, основанную на реальных событиях и жизни знакомых многим людей. Однако, как и положено компьютерным программам, первый опытный образец получился сырым и требующим существенной шлифовки.

Кадр из фильма «Стартап»

Прообразом показанной в картине программы является поисковая система «Яндекс», а прототипами главных героев – основатели «Яндекса» Аркадий Волож и Илья Сегалович

У показанной в «Стартапе» истории действительно интересная основа. Путь главного российского поисковика от студенческой лабораторной работы к мировому бренду проходил через все переломы, провалы и преобразования отечественной действительности – «Яндекс» застал буквально все главные события современной России. Увы, авторы не решились сделать Историю одним из Героев своей картины. Да, есть в «Стартапе» кажущиеся сейчас комичными варенки и шапки из «проклятых девяностых», есть косвенные упоминания о братках, финансовых кризисах и государственной «крыше», но проходят эти переломные события и символы смены эпох как-то обыденно, хотя чему, как не им, менять мировоззрение героев?

Кадр из фильма «Стартап»

Все съемки картины провел Роман Каримов, однако затем режиссер из проекта выбыл и сначала попросил заменить свое имя в титрах на псевдоним Игорь Сколков, а затем и вовсе попросил не ассоциировать его с постановкой

Там, где не работает атмосфера, основную тяжесть должны принять на себя актеры, но и здесь не обошлось без существенных огрехов. С одной стороны, и Евгений Ткачук, и Шамиль Хаматов заметно вкладываются в образы своих героев, пытаются показать создателей поисковика нетривиальными, увлеченными людьми. Только вот удается это не всегда. Связано это, скорее всего, с тем, что молодые актеры просто не прочувствовали прототипы тех людей, которых играли. Что программист, что коммерсант, если это врожденный дар, люди, слишком сильно отличающиеся от основной массы пусть даже одаренных окружающих. А у Ткачука и Хаматова отсутствует в глазах именно та искра, то безумие, которое отличает простых ремесленников от людей, повелевающих миром, пусть виртуальным.

Кадр из фильма «Стартап»

Такое непонимание тонкостей психологии программистов вкупе с желанием упростить задачу понимания для не слишком погруженных в тему зрителей приводит к определенной схематичности происходящего на экране. Картина становится похожа на бизнес-план или блок-схему – все сухо и прилизанно, вот сложности – вот их преодоление, вот неприятности в семье – вот победы в бизнесе, вот позиция – вот неприятности, ею вызванные. Схематичные эмоции приземляют картину до уровня телевизионной реконструкции исторических событий, которыми изобилуют научно-популярные и криминальные телепрограммы. Для большого кино такого уровня явно недостаточно.

Впрочем, в защиту и поддержку будущим постановщиком российских байопиков хочется сказать, что тема эта по-прежнему интересна и ошибки, допущенные «Стартапом», наверняка послужат уроком для последователей. Про Джобса же собираются снимать новые фильмы, несмотря на то что Эштон Кутчер уже засветился в лакомой роли в посредственном фильме. Надеемся, что и про «Яндекс» нам еще расскажут, а «Стартап» станет бета-версией, из которой вырастет когда-то наша российская «Социальная сеть», не уступающая финчеровской.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?