100-летие кинорежиссера И.А.Пырьева Губернский клуб семейного досуга отметил замечательным вечером во Дворце культуры им. Гагарина города Сергиев Посад. Это место было выбрано не случайно – именно здесь снимал Пырьев свою последнюю картину «Братья Карамазовы». Поэтому особенно трогательна была встреча зрителей с участниками съемочной группы фильма: М.Ульяновым, В.Никулиным, Л.Пырьевой, художником С.Волковым. На вечер приехал и актер О.Стриженов с фрагментами из фильма «Белые ночи», в которой он сыграл роль Мечтателя.
Вечер был похож на дневник воспоминаний, чьи страницы бережно перелистывала киновед О.Палатникова, сопровождая их тонкими и точными комментариями. Из этих воспоминаний, как из мозаики, складывался портрет Мастера.
Олегу Стриженову особенно дорого было вспомнить об удивительно трепетном отношении режиссера к актерам, об умении прожить с каждым его роль. Другим достоинством И.Пырьева было умение «слепить атмосферу, так, чтобы ровно, без дыр». Актеров Пырьев часто брал без проб, умея разглядеть в них то, о чем они и сами не подозревали. Валентин Никулин сказал, что приглашение на роль Смердякова было для него полной неожиданностью.
Все, кому посчастливилось работать вместе с Пырьевым, считают это настоящим подарком судьбы. Михаил Ульянов характеризовал режиссера как «фигуру в высшей степени могучую, сочетавшую и по-своему трансформировавшую в себе карамазовщину», как человека «взметенного, сложного, многоэтажного, и в то же время распахнутого и открытого». В работе Пырьев был максималистом, чрезвычайно требовательным и к себе, и к окружающим. И при этом он создавал для актеров самые благоприятные условия на площадке, помогающие им раскрыться.
Особенно отличали Пырьева его темперамент и неравнодушие ко всему. Об этом говорила и Л.Пырьева, вдова режиссера, сыгравшая в картине роль Грушеньки.
Иван Пырьев в работе был неистовым. Он сумел сплотить кинематографистов в Союз, который по сей день несет заложенные им идеи. Он по натуре своей был строитель. Об этом вспоминал С. Волков, который помогал Пырьеву не только в работе на картине, но и во время его работы на «Мосфильме». За время его директорства киностудия мощно набрала обороты, став одной из ведущих в Европе. Он принес с собой на студию определенный уровень культуры, которой иногда не научат даже университеты. И занимался на киностудии буквально всем: подбирал актеров, привлекал к работе молодых перспективных режиссеров…
Его работа была столь многогранна, а личность столь масштабна и сложна, что рассказов хватило бы до утра. Вся группа кинематографистов прошла по соборам и храмам Троице Сергиевой Лавры, впитав в себя тот воздух святых мест, который давал силы для творчества великому русскому режиссеру. Для Губернского клуба во главе с Г.А.Романовой эта поездка и этот вечер станут, несомненно, одними из самых запоминающихся.