Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Рецензия на фильм «Белоснежка. Месть гномов»

Жестокий автор «Клетки», «Запределья» и «Бессмертных» дебютирует в жанре детского киноспектакля

Новая версия «Белоснежки», сказки, популяризированной братьями Гримм. Злая королева (Робертс), сгубившая мужа и страдающая от мыслей о собственном старении, с завистью и ненавистью взирает на падчерицу, Белоснежку (Коллинз). Попытки сгубить и ее приводят к тому, что Белоснежка становится во главе армии гномов-бандитов и лишает Злую королеву сперва власти, а потом и жизни.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Тарсем Сингх поставил за свою жизнь много клипов и три полнометражных фильма, отличавшихся какой-то нечеловеческой визуальной избыточностью и эклектичностью. Ничто и никогда ему не мешало сваливать в одну кучу Тарковского, Дэмиена Херста, французскую анимацию, индийскую архитектуру, византийские иконы, живопись Ренессанса и романтизма и вообще все эффектное и удивительное, что он видел в жизни. Герои его «Белоснежки» живут в замке, неуловимо напоминающем крымское Ласточкино гнездо (Тарсем или его постоянный художник Том Фоден могли видеть это строение в «Синей птице» Джорджа Кьюкора); только тут замок выглядит как белоснежный и златоглавый православный храм без крестов. Когда персонажи откалывают там музыкальные номера, на ум невольно приходят девушки из Pussy Riot. Но это просто Тарсем.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

«Белоснежка» (которая в оригинале называется «Mirror Mirror» – в адекватном русском переводе «Свет мой зеркальце») – это, во-первых, комедия, во-вторых, детская, с американским прокатным рейтингом PG. Если вспомнить, сколько жестокости было в предыдущих фильмах Тарсема (будь то выматывание кишок из живого человека в «Клетке» или психологически садистское убийство героев сказки в «Запределье»), это не может слегка не поразить. Тут за жестокость отвечает Злая королева в исполнении Джулии Робертс – комическая сука, которая бесконечно омолаживается с помощью инъекций паучьего яда и масок из помета, а за житейскими консультациями ходит в Зазеркалье, представляющее собой два дизайнерских бунгало посреди океана. В Зазеркалье ее ждет двойник – более серьезная и печальная Джулия Робертс, которая, выглядывая из трюмо, предостерегает о том, что за исполнение желаний, особенно вредных, придется расплачиваться. Злой королеве на это плевать, и двойник со вздохом принимается творить по ее заказу пакости.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Главное желание Злой королевы, конечно, истребить свою восемнадцатилетнюю падчерицу. Белокожая, черноволосая, хорошо воспитанная, обходящаяся безо всяких паучьих ядов, она сама по себе вызывает у Королевы спазмы отвращения. К тому же Белоснежка осторожно намекает, что технически именно она – законный претендент на власть в королевстве, будучи совершеннолетней наследницей отца, сгинувшего в лесу много лет назад. Положение становится совсем невыносимым из-за того, что между двумя женщинами встает мужчина – красавец принц Валенсийский; королева очень рассчитывает выйти за него замуж, но принц явно отдает предпочтение Белоснежке.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Сначала королева по-старинке приказывает слуге отвести девушку в близлежащий березовый лес и там прикончить. Известно, чем это заканчивается: слуга никого не убивает, а Белоснежка находит новую семью в виде семерых злобных карликов, которых человечество отвергло за малый рост и которые теперь всех грабят. С помощью психологического кунштюка умница Белоснежка мирит их с людьми, и те пускают энергию в русло борьбы со злом, начиная грабить исключительно королевских слуг. В ответ Джулия Робертс обращается к более действенным приемам – куклам-убийцам и печальному усатому монстру.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Тарсему не то чтобы неуютно в мире детской сказки, но он словно осматривается по сторонам, как человек, попавший в незнакомое интересное помещение. «Белоснежка», в отличие от остальных фильмов Тарсема, похожа на спектакль и скована условиями сценической постановки – полфильма разворачивается на одной и той же лесной поляне, где находится хижина гномов, другая половина – в королевских покоях и зале для приемов (есть еще несколько видов площади города, которая тоже – откровенно театральная декорация). Некоторые склонны думать, что это вполне осознанная игра с европейскими театральными традициями, но человеку, хуже знающему театр, тут трудно не вспомнить детские впечатления и не употребить слово «утренник». Именно в этом жанре «Белоснежка» и выдержана – но это хороший утренник. Робертс на самом деле практически идеальна (и идеально выглядит); Лили Коллинз куда более удачная Белоснежка, чем можно предположить, глядя на фотографии – она живая, с блестящими глазами и ничуть не уступает своей мачехе (при том что мачеха, конечно, по определению куда более эффектный персонаж). Там неожиданно много удачных шуток; и вообще Тарсем, которого слегка понесло в «Запределье» и который начал откровенно самодурствовать в «Бессмертных…», здесь как-то незаметно покорился сценарию – и снял, в сущности, прелестный фильм.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Если есть в этой сказке какая-то мораль, то она в том, что сдержанность и самоограничение идут некоторым – не только Злым королевам – на пользу. А запустить главную аудиовизуальную шутиху зрителю в мозг можно и в самом финале, когда зло повержено, а героиня среди своих золотых куполов заламывает руки и начинает… впрочем, эту сцену, где Тарсем передает привет родине и ее избыточному киноискусству, пересказывать вряд ли стоит.

Комментарии  185

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть