Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Белоснежка. Месть гномов»

Жестокий автор "Клетки", "Запределья" и "Бессмертных" дебютирует в жанре детского киноспектакля

Добавить в закладки

Новая версия "Белоснежки", сказки, популяризированной братьями Гримм. Злая королева (Робертс), сгубившая мужа и страдающая от мыслей о собственном старении, с завистью и ненавистью взирает на падчерицу, Белоснежку (Коллинз). Попытки сгубить и ее приводят к тому, что Белоснежка становится во главе армии гномов-бандитов и лишает Злую королеву сперва власти, а потом и жизни.

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Тарсем Сингх поставил за свою жизнь много клипов и три полнометражных фильма, отличавшихся какой-то нечеловеческой визуальной избыточностью и эклектичностью. Ничто и никогда ему не мешало сваливать в одну кучу Тарковского, Дэмиена Херста, французскую анимацию, индийскую архитектуру, византийские иконы, живопись Ренессанса и романтизма и вообще все эффектное и удивительное, что он видел в жизни. Герои его "Белоснежки" живут в замке, неуловимо напоминающем крымское Ласточкино гнездо (Тарсем или его постоянный художник Том Фоден могли видеть это строение в "Синей птице" Джорджа Кьюкора); только тут замок выглядит как белоснежный и златоглавый православный храм без крестов. Когда персонажи откалывают там музыкальные номера, на ум невольно приходят девушки из Pussy Riot. Но это просто Тарсем.

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

"Белоснежка" (которая в оригинале называется "Mirror Mirror" – в адекватном русском переводе "Свет мой зеркальце") – это, во-первых, комедия, во-вторых, детская, с американским прокатным рейтингом PG. Если вспомнить, сколько жестокости было в предыдущих фильмах Тарсема (будь то выматывание кишок из живого человека в "Клетке" или психологически садистское убийство героев сказки в "Запределье"), это не может слегка не поразить. Тут за жестокость отвечает Злая королева в исполнении Джулии Робертс – комическая сука, которая бесконечно омолаживается с помощью инъекций паучьего яда и масок из помета, а за житейскими консультациями ходит в Зазеркалье, представляющее собой два дизайнерских бунгало посреди океана. В Зазеркалье ее ждет двойник – более серьезная и печальная Джулия Робертс, которая, выглядывая из трюмо, предостерегает о том, что за исполнение желаний, особенно вредных, придется расплачиваться. Злой королеве на это плевать, и двойник со вздохом принимается творить по ее заказу пакости.

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Главное желание Злой королевы, конечно, истребить свою восемнадцатилетнюю падчерицу. Белокожая, черноволосая, хорошо воспитанная, обходящаяся безо всяких паучьих ядов, она сама по себе вызывает у Королевы спазмы отвращения. К тому же Белоснежка осторожно намекает, что технически именно она – законный претендент на власть в королевстве, будучи совершеннолетней наследницей отца, сгинувшего в лесу много лет назад. Положение становится совсем невыносимым из-за того, что между двумя женщинами встает мужчина – красавец принц Валенсийский; королева очень рассчитывает выйти за него замуж, но принц явно отдает предпочтение Белоснежке.

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Сначала королева по-старинке приказывает слуге отвести девушку в близлежащий березовый лес и там прикончить. Известно, чем это заканчивается: слуга никого не убивает, а Белоснежка находит новую семью в виде семерых злобных карликов, которых человечество отвергло за малый рост и которые теперь всех грабят. С помощью психологического кунштюка умница Белоснежка мирит их с людьми, и те пускают энергию в русло борьбы со злом, начиная грабить исключительно королевских слуг. В ответ Джулия Робертс обращается к более действенным приемам – куклам-убийцам и печальному усатому монстру.

Кадр из фильма "Белоснежка: Месть гномов"

Тарсему не то чтобы неуютно в мире детской сказки, но он словно осматривается по сторонам, как человек, попавший в незнакомое интересное помещение. "Белоснежка", в отличие от остальных фильмов Тарсема, похожа на спектакль и скована условиями сценической постановки – полфильма разворачивается на одной и той же лесной поляне, где находится хижина гномов, другая половина – в королевских покоях и зале для приемов (есть еще несколько видов площади города, которая тоже – откровенно театральная декорация). Некоторые склонны думать, что это вполне осознанная игра с европейскими театральными традициями, но человеку, хуже знающему театр, тут трудно не вспомнить детские впечатления и не употребить слово "утренник". Именно в этом жанре "Белоснежка" и выдержана – но это хороший утренник. Робертс на самом деле практически идеальна (и идеально выглядит); Лили Коллинз куда более удачная Белоснежка, чем можно предположить, глядя на фотографии – она живая, с блестящими глазами и ничуть не уступает своей мачехе (при том что мачеха, конечно, по определению куда более эффектный персонаж). Там неожиданно много удачных шуток; и вообще Тарсем, которого слегка понесло в "Запределье" и который начал откровенно самодурствовать в "Бессмертных…", здесь как-то незаметно покорился сценарию – и снял, в сущности, прелестный фильм.

Если есть в этой сказке какая-то мораль, то она в том, что сдержанность и самоограничение идут некоторым – не только Злым королевам – на пользу. А запустить главную аудиовизуальную шутиху зрителю в мозг можно и в самом финале, когда зло повержено, а героиня среди своих золотых куполов заламывает руки и начинает… впрочем, эту сцену, где Тарсем передает привет родине и ее избыточному киноискусству, пересказывать вряд ли стоит.

Текст: Денис Корсаков
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?