Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Тайна в их глазах»

Не нужный, но замечательный голливудский ремейк аргентинского детективного шедевра, уступивший ему лишь в постановочной изобретательности

Добавить в закладки

Тринадцать лет назад, вскоре после терактов 11 сентября 2001 года, в Лос-Анджелесе было найдено тело старшеклассницы, которая оказалась единственной дочерью агента ФБР Джесс (Джулия Робертс). В то время как женщина надолго погрузилась в шок и депрессию, ее напарник Рэй (Чиветель Эджиофор) и сотрудница прокуратуры Клэр (Николь Кидман) пытались поймать убийцу. Им удалось его выявить, но он выскользнул у них из рук. Рэй, однако, не отчаялся и не успокоился. Он годами изучал базы данных в поисках беглеца. И теперь Рэй уверен, что вычислил преступника.

Кадр из фильма "Тайна в их глазах"

Джулия Робертс лично пригласила Николь Кидман сыграть в фильме главную женскую роль. Это их первая совместная работа

В 2010 году главными претендентами на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке считались две нашумевшие картины – «Белая лента» Михаэля Ханеке и «Пророк» Жака Одиара. Статуэтка, однако, досталась иному полотну – аргентинскому криминальному триллеру Хуана Хосе Кампанельи «Тайна в их глазах».

Кадр из фильма "Тайна в их глазах"

Картину снял оператор Дэниел Модер, муж Джулии Робертс

Те наблюдатели, которые не видели ленты, восприняли решение Киноакадемии в штыки – мол, как бы хороша ни была «Тайна», она никак не могла обойти такие мощные полотна, как «Белая лента» и «Пророк». Но когда фильм Кампанельи добрался до тех, кто оспаривал его превосходство, они признали, что аргентинец получил «Оскар» не по каким-то политкорректным мотивам, а потому что снял великолепное кино, соединившее детективный триллер, политический памфлет и психологическую драму. «Тайна» оказалась одной из тех лент, которые в равной степени увлекают рядовых зрителей и профессиональных киноманов. Это подтвердили ее престижные международные награды и блокбастерные сборы в национальном прокате.

Кадр из фильма "Тайна в их глазах"

Разумеется, «Тайна» не нуждалась в голливудском ремейке. Но соответствующие права на нее все же были приобретены, и созданием ее американской версии занялся сценарист и режиссер Билли Рэй, соавтор сценария первых «Голодных игр» и постановщик шпионского триллера «Измена». Задача перед ним стояла сложная и заведомо неблагодарная. Можно не сомневаться, что многие поставят новой «Тайне» «нолики» просто потому, что голливудцы посмели переиначить один из лучших фильмов в истории Аргентины. Тем не менее Рэй проделал если не безупречную, то весьма достойную работу, и это не тот случай, когда ремейк кажется бледным и несуразным подобием оригинала. Даже если вы отлично знаете и искренне любите фильм Кампанельи, вам стоит увидеть версию Рэя. Причем не для того, чтобы посмеяться над потугами голливудца, а для того, чтобы оценить, как интересно Рэй переосмыслил и перестроил полотно в соответствии с североамериканскими реалиями и вкусами.

Кадр из фильма "Тайна в их глазах"

Как только начинаешь смотреть новую «Тайну», в глаза сразу бросаются фундаментальные различия между двумя картинами. Прежде всего, если у Кампанельи действие в основном развивалось в прошлом, в воспоминаниях о давних событиях, то в новой «Тайне» прошлое и настоящее почти равны по продолжительности, значению и увлекательности. Расследование Рэя и Клэр, начавшееся 13 лет назад, длится по сию пору, а не просто всплывает в разговоре. Далее, если аргентинский федеральный агент расследовал изнасилование и убийство незнакомой женщины, то его американский коллега ищет маньяка, покусившегося на дочь коллеги – девушку, которую он отлично знал и которая была ему дорога как родная. Наконец, Джесс играет заметно большую сюжетную роль, чем муж покойной в аргентинской ленте, и это заставляет по-новому взглянуть на некоторые ключевые события, общие для обоих повествований.

Кадр из фильма "Тайна в их глазах"

Все эти и другие различия, о которых мы не будем рассказывать, чтобы не «спойлерить», приводят к тому, что ленты размышляют о разных вещах. В то время как аргентинская постановка прежде всего посвящена невозможности отправления правосудия в эпоху диктатуры (1970-е были тяжелым временем в истории страны), голливудский фильм оказывается в первую очередь историей об одержимости. Рэй одержим поисками маньяка, Джесс одержима наказанием убийцы, маньяк одержим…, Клэр одержима…, прокурор округа одержим… Нет, не будем спойлерить. Важно, что эти одержимости предстают опасными и болезненными. Зачастую кино и телевидение прославляют сыщиков, которые десятилетиями не могут «отпустить» задевшее их дело, но Рэй и прочие герои показаны отнюдь не в радужных тонах. Убийство 13-летней давности не задело их – оно их надломило. И теперь из них торчат острые щепки, которые ранят их самих и их близких. А иногда и их дальних.

Кадр из фильма "Тайна в их глазах"

Можно спорить, какой из этих сюжетных подходов сильнее, но трудно отрицать, что в распоряжении голливудского режиссера были более яркие исполнители, причем во всех ролях. Это не безусловное достоинство – яркость Эджиофора, Кидман, Робертс, Дина Норриса из «Во все тяжкие» придает фильму гиперреалистичный, комиксный оттенок, в то время как звезды Кампанельи больше походят на обычных, «правдоподобных» людей. Но некоторые ключевые сцены от голливудской харизмы бесспорно выигрывают. Скажем, сцена допроса, в которой героиня унижает подозреваемого, чтобы вызвать его на откровенность, оказывается на порядок сильнее, оттого что парня называет «жалким слабаком» белокурая богиня Николь Кидман, а не просто привлекательная аргентинка Соледад Вильямиль. А кошмарное перевоплощение героини Джулии Робертс, которая за 13 лет горя превратилась почти что в зомби, смотрится особенно жутко, оттого что мы знаем, какой лучезарной может быть Робертс на экране и что мы во флешбэках видим, какой Джесс была до гибели дочери.

Кадр из фильма "Тайна в их глазах"

В своих интервью Билли Рэй рассказывает, что стремился создать более «мускулистое» кино, чем у его южного визави, и это ему определенно удалось. Новая «Тайна» динамичнее, эмоциональнее и драматичнее, чем постановка 2009 года. И хотя из-за этого в ней меньше тонких нюансов и она, как уже говорилось, местами походит на комикс, «Тайна» Рэя – это все равно заставляющее не только переживать, но и думать сочетание криминального кино, психологической драмы и политической зарисовки (действие фильма не просто так привязано к 11 сентября). Будьте уверены – эта картина не вылетит из вашей памяти, как только в зале зажжется свет.

Как это ни удивительно для сражения голливудской и аргентинской постановок, фильм Рэя проигрывает фильму Кампанельи в техническом отношении. Аргентинская картина смотрится красивее, и в ней есть уже вошедший в историю кино потрясающий непрерывный пятиминутный фрагмент, в течение которого камера пикирует на стадион во время футбольного матча, находит среди зрителей полицейских и подозреваемого, а затем фиксирует стремительную погоню. В новой «Тайне» есть аналогичная сцена, но она снята и смонтирована безо всяких изысков, и Рэй ничем не скомпенсировал свое нежелание повторить или превзойти постановочное достижение Кампанельи. Вероятно, для него, как для сценариста по первой профессии, важнее всего было не опозориться со сценарием и с актерами, и он этого добился. Визуальные же красоты – не его стезя. К счастью, для «Тайны» они не главное. Но с ними было бы куда лучше…

С 19 ноября в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?