Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Фильм Валерия Тодоровского, подаривший зрителям ностальгию по 1950-м годам, снова выходит на большие экраны. Повторный прокат «Стиляг» позволяет взглянуть на картину уже в новом контексте — как на работу, сумевшую соединить историческую фактуру и музыкальный эксперимент.
Рассказываем, почему вам нужно надеть шляпу с широкими полями и отправиться в кинотеатр на сеанс «Стиляг».
Как Тодоровский придумал «Стиляг»?
Режиссер Валерий Тодоровский годами вынашивал идею о молодом комсомольце Мэлсе, случайно попавшем в яркий подпольный мир субкультуры 1950-х годов. Влюбившись в одну из «стиляг», он начинает постепенно менять свое привычное представление о жизни: Мэлс обнаруживает, что свобода выбора всегда имеет цену, а путь к себе требует смелости. Между серой повседневностью послевоенной Москвы и ярким миром «стиляг» возникает конфликт, который герой проживает как личное взросление и столкновение с общественными нормами. Как рассказывал Тодоровский, он и сам когда-то носил длинные волосы, которые в школе заставляли состригать, так что идея о споре с системой выросла из личного опыта.
К моменту съемок «Стиляг» Тодоровский пришел уже именитым режиссером: у него имелся опыт в самых разных жанрах — от комедийных «Подмосковных вечеров» до криминальной «Страны глухих», — поэтому мюзикл стал осознанным творческим вызовом. Однако если идея фильма зародилась еще в 1990-е, то сценарий начал писаться позже, а съемок и вовсе пришлось дожидаться больше десятилетия. Причины таких сроков были в основном прикладными: Тодоровский отмечал, что мюзикл — «штучный товар», дорогой и сложный жанр, и долгое время у него не было возможности реализовать такой масштабный проект в российских условиях; воплотить замысел удалось, только когда появились технические и финансовые ресурсы.
От Сергея Гармаша до Екатерины Вилковой
Вы наверняка помните гениальное исполнение «Человека и кошки» Сергеем Гармашем — точно так же врезался в память чуб молодого Максима Матвеева, который на момент выхода фильма едва ли был известным актером. В «Стилягах» Тодоровский соединил опытных мастеров и новичков. Уже упомянутый Сергей Гармаш, Олег Янковский и Оксана Акиньшина, сыгравшая Пользу, в которую влюбился Мэлс, стали эмоциональным ориентиром для остальных актеров: благодаря им мюзикл приобрел характер настоящей драмы, а не просто зрелищного набора номеров.
Однако новички тоже постарались — многие из их имен уже стали нарицательными для отечественного кинематографа. Главную роль Мэлса исполнил Антон Шагин — будущая звезда «Конька-горбунка» и «Союза Спасения». Зрители полюбили Боба в исполнении Игоря Войнаровского, а среди девушек особенно выделились Евгения Брик и, конечно, Екатерина Вилкова, сыгравшая заводную Бетси. И хотя каждый персонаж в картине получил возможность показать себя, ансамбль не выглядит набором разрозненных индивидуальностей — вместо этого создается гармоничное целое, где каждый участник влияет на общий ритм.
Музыка, которая нас связала
Едва ли можно представить «Наутилус Помпилиус» в рэп-исполнении — но в «Стилягах» стало возможно даже такое. Придумывать композиции с нуля показалось продюсеру Константину Меладзе нерелевантным, поэтому он решил взять известные шлягеры, знакомые каждому зрителю, и исполнить их на новый лад. Так появилась та самая сцена с песней «Человек и кошка» в исполнении Гармаша, Мэлс спел «Я — то что надо» группы «Браво», а молодежь плясала под «Я люблю буги-вуги» Майка Науменко. Меладзе взял знакомые мелодии и стилизовал их под ритмы 50-х, благодаря чему каждая песня зазвучала по-новому.
Вокальные партии исполняли сами актеры — разве что местами им помогали профессиональные певцы, чтобы создать многоголосье. Над оркестровками работало несколько аранжировщиков, а запись вела большая команда звукорежиссеров: почти каждая песня требовала отдельной музыкальной деконструкции и сборки с нуля. Причиной столь скрупулезной работы стала уверенность создателей в том, что джаз 50-х попросту не заставит зрителя качаться в такт — нужен был мост между эпохами, чтобы современная публика почувствовала драйв и свободу, которые ощущали реальные «стиляги». Так Оксана Акиньшина запела «Восьмиклассницу» группы «Кино», а Матвеев — «Мою маленькую бейби» Гарика Сукачева.
Сто человек и один танец
Именно массовые танцы стали самым главным вызовом фильма: как признавался Тодоровский, взорвать вертолет в экшен-сцене гораздо проще, чем отрепетировать слаженный номер — если хотя бы один человек из сотни делает неверное движение, весь дубль идет насмарку. При этом почти все — и основная группа танцоров, и статисты — до этого никогда не работали в кино: съемки требовали от них точных движений на камеру, которая может заметить каждую шероховатость. Репетиции были настолько изнуряющими, что часть танцоров отказалась от участия в проекте — и им пришлось искать замену. Однако под руководством хореографов Олега Глушкова и Леонида Тимцунника номера были доведены до идеала: буги-вуги, свинг, джиттербаг, линди-хоп, фокстрот и даже танго — все эти дефицитные танцевальные направления появились в фильме.
Неслучайно большинство номеров именно массовые: это намекает на сплоченность «стиляг» и становится выражением идентичности, практически жестом протеста. Более того, танцы создают визуальный контраст между серой Москвой и яркой субкультурой. После выхода фильма появлялись вечеринки в соответствующем стиле — с музыкой и танцами 50-х, а в Москве даже проходила выставка «Время Стиляг». Интерес к эпохе не утихает по сей день: в ноябре уходящего года прошел костюмированный фестиваль «Стиляги: Зимняя дискотека» в парке «Ходынское поле».
А были ли «стиляги»?
После войны советское общество постепенно приходило в себя после лишений и строгих правил, а молодежь искала новые способы самовыражения и новизну. Попавшая на виниловых пластинках западная музыка воспринималась как нечто свежее, а яркая мода и танцы позволяли молодым людям подчеркнуть индивидуальность. Само название «стиляги» пошло скорее из народа — так с презрением называли тех, кто последовал новому стилю. Крупным явлением движение назвать не получится: это была сравнительно небольшая, к тому же маргинальная по тогдашним стандартам группа людей.
В фильме Тодоровский создал стилизованную Москву 1950-х, передавая эпоху через одежду, интерьер, музыку и другие детали. Авторы стремились подчеркнуть яркость контркультуры, которая возникла на фоне общепринятых норм. Художники по костюмам адаптировали западный стиль 1950-х к советской среде: ткани и фасоны выглядели правдоподобно для того времени, но при этом визуально заявляли о рвении к свободе. Московские улицы и клубы в фильме создавались частично на натуре, частично в павильонах. Настроение времени передано и через внутренние конфликты героев: они сталкиваются с социальными запретами, пытаются найти свой путь к свободе и самовыражению.
Признание индустрии и любовь зрителей
Казалось бы, зачем нужно одобрение профессионалов, если уже есть восторженная публика? Ответ однозначный: еще как нужно. «Стиляги» завоевали призы на российских премиях «Ника» и «Золотой орел», а также были отмечены на международных фестивалях, включая Anchorage International Film Festival. После этого признание индустрии и восторг зрителей пошли рука об руку: критики оценили смелость жанрового эксперимента, а зрители увидели, что российский мюзикл может быть качественным и современным. И даже востребованным. Без успеха «Стиляг» сложно представить себе появление таких проектов, как «Бременские музыканты» или «Алиса в Стране чудес» в новых интерпретациях. В постсоветский период российский кинематограф словно отстранился от мюзикла: режиссеры тяготели к иным жанрам, а голливудский «Чикаго» Роба Маршалла исправно удовлетворял спрос на музыкальные шоу. «Стиляги» переломили эту тенденцию, показав, что мюзикл и в России способен стать мостом между зрителями и профессионалами киноиндустрии.
Снова здравствуй, милый друг, Шаляй-Валяй! 6 причин пересмотреть «Стиляг» в декабре
Сегодня / Текст: Ная Гусева
Что смотреть в кино на этой неделе: «Сожалею о тебе» и «Стиляги»
Сегодня / Текст: Алихан Исрапилов
Вечный аутсайдер: «Отпуск без конца» Джима Джармуша – дебют о неприглядном Нью-Йорке и людях вне системы
Сегодня / Текст: Константин Мышкин
Рецензия на фильм «Семья МакМаллен» — душевное продолжение истории о трех братьях, снятое 30 лет спустя
Сегодня / Текст: Яна Телова
Рецензия на «Золотое дно»: стоит ли смотреть второй сезон сериала о войне за капитал?
9 декабря / Текст: Юлия Шампорова
Рецензия на «Зверополис 2» — кассовый хит Disney, который опоздал на 10 лет
9 декабря / Текст: Оля Смолина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).