Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Свобода, равенство и братство: 5 причин, почему «Три цвета» Кшиштофа Кесьлевского стали классикой мирового кино

В повторный российский прокат выходит культовая трилогия Кшиштофа Кесьлёвского «Три цвета» («Синий», «Белый», «Красный»). Рассказываем, как польский автор снял сразу три фильма на экзистенциальную проблематику Франции, не забывая про родину, и разбираемся, почему они ничуть не потеряли актуальности и сегодня.

Добавить в закладки
Свобода, равенство и братство: 5 причин, почему «Три цвета» Кшиштофа Кесьлевского стали классикой мирового кино

Большой режиссёр на новом месте

Кадр из фильма «Короткий фильм об убийстве»

Мирослав Бака в роли Яцека на кадре из фильма «Короткий фильм об убийстве»

Польский режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский начинал как документалист. В конце 60-х и в 70-х его интересовала повседневная жизнь горожан, рабочих завода или солдат в социалистической стране. Первые художественные фильмы («Персонал», «Шрам» и «Покой») были сделаны в реалистичной манере. С середины 80-х стиль Кесьлёвского претерпевает серьёзные изменения — автор переходит к экзистенциальным проблемам, пусть и на современном материале. Вершиной польского периода творчества стал «Декалог» — цикл из 10 телевизионных фильмов, которые вольно экранизируют 10 библейских заповедей. Конечно, это не буквальное перенесение основных христианских предписаний на язык кино, в самих эпизодах «Декалога» не было никаких указаний, с какой заповедью нужно соотносить тот или иной фильм. Герои картин жили в одном дворе в Варшаве и могли мелькать сразу в нескольких частях (скажем, столкнуться в лифте или на улице). Расширенные версии телефильмов — «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве» (5-я и 6-я части «Декалога») — сделали Кесьлёвского звездой европейской режиссуры.

Кадр из фильма «Двойная жизнь Вероники»

Ирен Жакоб в роли Вероники на кадре из фильма «Двойная жизнь Вероники»

Поляку стали поступать предложения от продюсеров из разных стран. Свой следующий фильм (уже в начале 90-х) — мистическую мелодраму «Двойная жизнь Вероники» — Кесьлёвский снимает во Франции. Главную роль исполняет Ирен Жакоб. Картина участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля и имела успех не только у критиков (что для польского автора привычно), но и у зрителей. Режиссёр продолжил исследовать нравственные и метафизические темы. «Двойная жизнь Вероники», подобно фильмам Дэвида Линча, гипнотизирует и впечатляет возможностью множественных интерпретаций.

Её успех позволил Кесьлёвскому осуществить самый масштабный и амбициозный проект в его жизни — триптих «Три цвета». С его финансированием режиссёру помог французский продюсер румынского происхождения Марин Кармиц. Синий, белый и красный — цвета флага Франции. Трилогия является вольной рефлексией автора на знаменитый девиз «Свобода, равенство, братство». Как и в случае с «Декалогом», впечатляет сама задумка, концепт, но Кесьлёвский не связывает им себе руки. «Синий» и «Красный» сняты полностью на французском, «Белый» в основном на польском, но герои картин живут в одной реальности, что наглядно показывает финал трилогии.

Польские и французские звёзды в главных ролях

Кадр из фильма «Три цвета: Белый»

Жюли Дельпи в роли Доминик на кадре из фильма «Три цвета: Белый»

В «Синем» в автокатастрофу попадает семейство известного композитора Патриса. Сам он погибает, а вместе с ним и дочь Анна. В живых остаётся только супруга Жюли (Жюльетт Бинош). Вдова пребывает в шоковом состоянии. Патрис писал ораторию по заказу Совета Европы, которая бы возвестила на весь мир о рождении Европейского союза. Работа остаётся незаконченной, Жюли донимают заказчики и журналисты. В то же время женщина узнаёт, что у мужа была другая (Флоранс Пернель). И она ждёт ребёнка. Неожиданно эти новости выводят Жюли из летаргического сна.

В «Белом» француженка Доминик (Жюли Дельпи) подаёт на развод. Причина проста — её польский супруг (Збигнев Замаховский) не выполняет своего долга в постели. Так парикмахер Кароль оказывается на улицах Парижа без денег и без паспорта. На родину он возвращается в чемодане. Дома Кароль никак не может забыть Доминик. Чтобы вернуть жену, ему приходится стать находчивым предпринимателем.

В «Красном» Валентина (Ирен Жакоб), студентка Женевского университета и фотомодель, случайно сбивает собаку отошедшего от дел судьи-пенсионера (Жан-Луи Трентиньян). Есть у него необычное и не очень законное хобби — он прослушивает телефонные разговоры соседей. Несмотря на разницу в возрасте, между студенткой и судьёй завязывается дружба. Параллельно мы знакомимся с Огюстом, соседом Валентины, который учится на юридическом факультете. Молодые люди постоянно видят друг друга, но знакомятся только на пароме до Англии.

Кадр из фильма «Три цвета: Синий»

Жюльетт Бинош в роли Жюли на кадре из фильма «Три цвета: Синий»

Три лица трилогии — большие французские актрисы Жюльетт Бинош, Жюли Дельпи и Ирен Жакоб. С последней Кесьлёвски работал на «Двойной жизни Вероники», с двумя другими сотрудничал впервые. Роль матери Жюли в «Синем» исполняет Эмманюэль Рива, судьи в «Красном» — Жан-Луи Трентиньян. Почти через 20 лет они сыграют пожилую пару в «Любви» Михаэля Ханеке. При этом оба прославились ролями в культовых мелодрамах 50-60-х: Рива снималась у Алена Рене в картине «Хиросима, моя любовь», Трентиньян — в фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина».

Не забыл польский режиссёр и о соотечественниках. Все они сосредоточены в «Белом». Збигнева Замаховского (Кароля) он уже снимал в «Декалоге». Брата Кароля играет Ежи Штур, один из любимых актёров Кесьлёвского. Он главный герой и «Кинолюбителя», и «Шрама», и «Покоя». Интересно, что в «Декалоге» Штур и Замаховский уже играли братьев. Вернуться на родину Каролю в «Белом» помогает таинственный земляк Миколай (Януш Гайос — артист также снимался в «Декалоге»).

В «Трёх цветах» Кесьлёвский собирает звёзд как французского, так и польского кино. Трудно вспомнить другой подобный проект, в котором бы сошлись актёры столь высокой величины из Западной и Восточной Европы.

Любимые соавторы снова в деле

Режиссер Кшиштоф Кесьлёвский

Режиссер Кшиштоф Кесьлёвский

Хотя «Три цвета» по большей части снимались во Франции и с французскими актёрами, соавторы у Кесьлёвского были польские, с которыми он сотрудничал уже много лет. Музыку ко всей трилогии написал Збигнев Прайснер — композитор «Декалога», «Двойной жизни Вероники» и «Без конца». Оператором выступил Славомир Идзяк, снимавший ещё дебютный игровой фильм Кесьлёвского «Шрам». Сценарий триптиха вместе с режиссёром написал Кшиштоф Песевич — вместе они работали над «Декалогом» и «Двойной жизнью Вероники».

По образованию Песевич юрист. В 70-х он не раз защищал противников коммунистического режима, выступая в качестве юридического советника «Солидарности». С Кесьлёвским они познакомились в начале 80-х. Тогда режиссёр планировал снять документальный фильм о судебной системе страны. Из юридической практики Песевича выросли сюжеты для «Декалога».

«Три цвета» является удивительным слиянием культур, и не только на уровне актёров и режиссёра. Это трилогия, снятая на французской земле, но польскими творцами. Получается необычный взгляд со стороны на базовые ценности западноевропейского общества. При этом и Кесьлёвский, и Идзяк, и Песевич, и Прайснер формировались в культуре, где не было ни свободы, ни равенства. Может быть, только в таких условиях и могло родиться настоящее братство.

Цвет имеет значение

Кадр из фильма «Три цвета: Синий»

Жюльетт Бинош в роли Жюли на кадре из фильма «Три цвета: Синий»

Начиная с «Декалога» кинематограф Кесьлёвского полон символов, не только христианских, но и общекультурных. Конечно, режиссёр неслучайно выбирает цвета французского флага и выносит их в названия фильмов. Оператор Славомир Идзяк в каждом фильме меняет цветовую гамму изображения, насыщая её то синим, то белым, то красным.

Синий — цвет свободы, но в то же время он отчётливо преломляет душевное состояние героини. До страшной автокатастрофы Жюли жила в тени гения, а теперь внезапно стала распоряжаться его творческим наследием и материальными ценностями. Эта свобода далась ей страшной ценой, с другой стороны, трагедия позволила начать жизнь с чистого листа, но поймёт это вдова композитора далеко не сразу. Пока же её судьба отливает печальной синевой. Часто экран погружается в темноту — Жюли словно бы выключается на несколько секунд. А затем камера выхватывает нотную тетрадь с ораторией, занавеску или окно комнаты. Необычные ракурсы (субъективный взгляд от лица героини) Идзяк опробовал ещё в «Коротком фильме об убийстве».

Кадр из фильма «Три цвета: Красный»

Ирен Жакоб в роли Валентины на кадре из фильма «Три цвета: Красный»

Белый — цвет равенства. Это самая ироничная часть трилогии. Ведь равенства в нашем мире нет. Все равны, но есть равнее. Оттого и в центре сюжета мезальянс поляка и француженки. Фильм начинается с заседания в зале суда по поводу возможного развода. Кароль, который и так не чувствовал себя парой для красавицы Доминик, теперь может лишь вспоминать, как прекрасна была невеста в белом. Символично, что причиной расставания становится импотенция мужчины. Он не может произвести семени (снова белый). В этом браке чувствуется метафора отношений Польши и Франции: восточная страна смотрит на Запад с придыханием и завистью, хочет однажды стать такой же, как они, обрести настоящую свободу. Этот постсоциалистический комплекс никуда не делся и сегодня. Можно эту проблему неравенства рассматривать и на личном уровне — сам Кесьлёвский вырвался из Польши во Францию, и для его карьеры это стало очевидным шагом вперёд.

Красный — цвет братства. Кесьлёвский понимает братство как способность понять и простить другого человека, проявить сострадание. Ровно так поступает студентка по отношению к пожилому судье. Валентина может понять его поступок, её даже привлекает его запретное увлечение. Сама девушка позирует фотографу в красном свитере на красном фоне, её возможный возлюбленный юрист Огюст разъезжает на красном джипе. Но красный — и цвет любви. Огюст — проекция судьи. Если бы только он встретил Валентину раньше, они могли бы быть вместе, сейчас между ними возможна только дружба.

Универсальная проблематика

Кадр из фильма «Три цвета: Красный»

Ирен Жакоб в роли Валентины на кадре из фильма «Три цвета: Красный»

Со второй половины XX века Кесьлёвский перестаёт интересоваться политикой и социальным устройством общества, центральной темой его творчества становится человек перед лицом вызовов судьбы, перед своими чувствами в широчайшем диапазоне от любви до горя. Сам режиссёр заявлял, что нет ничего труднее, чем снимать кино о том, что составляет внутреннюю жизнь человека: об интуиции, предрассудках, предчувствиях, суевериях, снах. Именно к этому он стремится в триптихе, понимая изначальную обречённость замысла.

Поводом к разговору о вечном становятся понятные и узнаваемые коллизии: потеря близких, развод и случайная встреча. В трилогии Кесьлёвский вообще многое отдаёт на волю случая, человек перед ним бессилен. Остаются только те самые предчувствия, суеверия и сны. Все они точно его. Правда, многочисленные совпадения в жизни персонажей и связь между героями трёх фильмов добавляют картинам мистическое измерение.

«Три цвета» стали итогом творческого пути безвременно ушедшего из жизни режиссера — 13 марта 1996 года Кесьлёвский скончался от сердечного приступа. Незадолго до смерти он приступил к работе над новой трилогией в соавторстве с Песевичем. Режиссёр планировал снять «Рай», «Ад» и «Чистилище» по «Божественной комедии» Данте. Этим планам не суждено было реализоваться, но «Три цвета» навсегда вошли в историю кино. Ведь и в художественном, и фабульном отношении все три картины ничуть не устарели. Да и как могут устареть чувства или мысли о базовых моральных и этических понятиях?

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?