Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Сыщик, ищи деньги!

Вышедший в 2012 году детективный триллер «Джек Ричер» собрал в американском прокате 80 миллионов долларов, а в мировом прокате – 218 миллионов долларов. Почему Paramount дала второй шанс циклу с участием Тома Круза?

Добавить в закладки
Сыщик, ищи деньги!

Противостояние голливудских студий всегда было жестким, но оно еще никогда не было таким территориальным, как сейчас. Крупнейшие кинокомпании до боли напоминают князей времен феодальной раздробленности. Только контролируют они не леса, луга и пашни, а прибыльные франшизы. То есть источники материала для регулярного создания многомиллионных блокбастеров.

Лучше всего сейчас устроилась студия Disney. У нее под контролем «Звездные войны», комиксы Marvel, «Пираты Карибского моря», анимационные бренды Disney и Pixar, которые позволяют создавать сверхприбыльные оригинальные ленты… Не худшим образом дела обстоят и у Warner, которая контролирует комиксы DC Comics, бренд «Гарри Поттер» (фильмы про Поттера пока больше выходить не будут, но нас уже в ноябре ждут «Фантастические звери и места их обитания») и многое другое. В свою очередь, студия Fox контролирует «Людей Икс», мультциклы DreamWorks Animation и Blue Sky Studios, «Чужого», «Аватара»…

Конечно, в мировой прокат выходят далеко не только эти фильмы. Но они обеспечивают финансовый костяк студийного бюджета. Такие релизы держат студии на плаву и позволяют экспериментировать с новыми франшизами и снимать кино, от которого не ждут супердоходов. Хотя, например, диснеевцы сейчас почти не работают над лентами, которые не входят во франшизы и не могут стать родоначальниками циклов.

Paramount, разумеется, тоже играет в эту игру, но не так успешно, как ей хотелось бы. Коммерческой надежностью сейчас могут похвастаться лишь два студийных цикла – «Трансформеры» (пятая серия ожидается в 2017 году) и «Миссия невыполнима» (шестая серия должна выйти в 2018-м). В нынешнем году суперрелизом студии должен был стать «Стартрек: Бесконечность», но он даже не окупил расходов на свое создание. Это не значит, что «Стартреков» больше не будет, однако доверие к циклу студия наверняка потеряла, и вернуть это доверие будет нелегко. Не оправдал ожиданий и второй фильм из цикла «Черепашки-ниндзя». Ностальгия по вооруженным рептилиям оказалась весьма недолговечной.

Кадр из фильма "Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся"

Конечно, огромная студия – не маленький ребенок. Paramount не сдается и не плачет в уголке, а продолжает искать франшизы, которые могли бы удержать ее на уровне конкурентов. Но делать это нелегко, потому что другие студии контролируют не отдельные популярные циклы, а целые пласты поп-культуры. Те же комиксы Marvel могут десятилетиями кормить идеями разнообразные фильмы, и Paramount никогда не откусит кусочек этого пирога без разрешения Disney.

В таких условиях студия не может быть переборчивой. Она не может отказываться от проектов, которые не провалились и у которых есть шанс стать популярнее, а не деградировать. И «Джек Ричер» – как раз такой проект.

В чем его прелесть с точки зрения студии? Во-первых, он не требует колоссальных затрат. Первый фильм, как уже говорилось, стоил 60 миллионов долларов. Вторая картина вроде бы обошлась почти в 100 миллионов долларов, но это все равно вдвое меньше, чем почти 200 миллионов долларов, которые пришлось вложить в «Стартрек: Бесконечность». При этом на «Джека Ричера» не обязательно тратиться. Этот цикл устроен так, что его можно снимать и дорого, и дешево. В то время как «Трансформеры», «Стартрек» и аналогичные фантастические циклы опираются на грандиозные спецэффекты и требуют огромных вложений, каким бы ни был сценарий.

Кадр из фильма "Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся"

Во-вторых, сюжеты серий «Ричера» не нужно специально придумывать. Ли Чайлд уже написал двадцать успешных книг про Джека Ричера – бывшего военного полицейского, который странствует по Америке, влипает в приключения и показывает злодеям кузькину мать (в отличие от некоторых других американских героев, Ричер не стесняется быть судьей и палачом в одном лице). Причем если книги Йена Флеминга про Джеймса Бонда давно устарели и истории про британского супершпиона приходится придумывать с нуля, то книги Чайлда еще достаточно свежи для их экранизации близко к тексту. Так что разрабатывать такое кино сравнительно легко.

В-третьих, Джека Ричера с удовольствием играет Том Круз – один из самых харизматичных актеров нынешнего Голливуда. Эпопея «Миссия невыполнима» сейчас в первую очередь держится на Крузе. Точнее, на его готовности лично выполнять головокружительные трюки и противопоставлять себя коллегам, которые прячутся от опасности за спинами дублеров и компьютерными эффектами. Когда вы идете на фильм Marvel/Disney, вы знаете, что там будет много пикселей. Когда же вы идете на «Миссию», Круз гарантирует, что на экране будут далеко не только пиксели. Такая репутация дорогого стоит – и фигурально, и буквально.

В-четвертых, первый «Джек Ричер» собрал большую часть своей кассы за рубежом, и это была отличная новость. Она означала, что картина с непонятным названием (кто такой Джек Ричер?) может пользоваться спросом в странах, где нет культа романов Ли Чайлда. Очевидно, публика пришла в кино, потому что постеры и трейлеры обещали триллер с Томом Крузом, а не потому что ей хотелось узнать, как выглядят приключения Ричера на большом экране. Напротив, для преданных фанатов Чайлда фильм был отчасти оскорбительным, потому что Ричер в книгах описан как мощный, почти двухметровый громила, а не как красавчик Том Круз. Так что для картины было жизненно важно достучаться до несведущих зрителей, и ей это удалось. Теперь студия надеется, что вторая лента будет еще успешнее, поскольку зрители всего мира знают, кто такой Ричер, чем он занимается и на что он способен.

Кадр из фильма "Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся"

В-пятых, для второй экранизации выбран роман «Никогда не возвращайся», где Ричер имеет дело не только с привлекательной женщиной в исполнении Коби Смолдерс (в первом фильме партнером Круза была Розамунд Пайк), но и с 16-летней девушкой, которую сыграла Даника Ярош из сериала «Герои: Возрождение». Эта героиня может быть дочерью Ричера, и создатели картины надеются, что Ричер-отец понравится публике больше, чем Ричер, который только разгадывает головоломки и бьет морды.

Другое дело, что Том Круз – не самая выгодная звезда для Paramount. Он уже не в расцвете лет, и лишь вопрос времени, когда он станет тенью себя прежнего. Кроме того, он сам продюсирует свои картины, не позволяя студии мухлевать с финансами и забирая себе все, что положено по контракту. На третьей «Миссии» Круз заработал больше, чем Paramount, и именно поэтому тогда у актера со студией был громкий конфликт. Однако сейчас Круз и Paramount вновь сотрудничают, потому что, как говорится, лучше иметь долю в прибыльном деле, чем полностью владеть убыточным делом, а «Миссии» деньги приносят. Поэтому Paramount не только работает с Крузом над «Миссиями», но и вкладывается в «Джека Ричера» в надежде, что цикл будет набирать, а не снижать обороты.

Да, большой вопрос, насколько Круза хватит, и, наверно, Paramount предпочла бы, чтобы в «Ричере» играл актер помоложе. Но сейчас студии не до жиру, быть бы живу. И пока Круз еще в форме, грех не выжать из него все финансовые соки. Тем более что равноценных молодых заместителей что-то не видать, а Джеку Ричеру как персонажу только на пользу, что он не выглядит как мальчишка.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?