Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Обзоры

Травля и забвение: чего стоила Людмиле Гурченко роль в «Карнавальной ночи»?

28 декабря 1956 года состоялась премьера фильма «Карнавальная ночь» — главной новогодней картины, которая не имела равных в советском кино по размаху. Спустя 68 лет фильм остается уникальным примером праздничного кино. Без Людмилы Гурченко представить первую режиссерскую работу Эльдара Рязанова невозможно: ее энергия, обаяние, голос и точеная фигура обеспечили фильму половину успеха. Однако главную роль должна была сыграть другая актриса: Людмила завалила пробы, но чудом оказалась на площадке второй раз. 

Добавить в закладки
Травля и забвение: чего стоила Людмиле Гурченко роль в «Карнавальной ночи»?

Будущая народная артистка и всесоюзная любимица Гурченко ворвется в историю кино, став одним из символов хрущевской оттепели. Слава будет недолгой: всего спустя полтора года 21-летнюю девушку начнут травить в СМИ и освистывать на концертах, а министр культуры Николай Михайлов пообещает «стереть с лица земли» ее имя. Забвение Людмилы Гурченко продлится 10 лет. 

Заваленные пробы и случайное спасение Иваном Пырьевым 

Харьковчанка Людмила поступила в единственный киновуз страны — московский ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, легенд советского кино. Гурченко чуть не завалила вступительные экзамены: до последних минут в ней не видели актерского потенциала, но девушке удалось поразить комиссию — будущая актриса села на шпагат после того, как прочла текст, спела и станцевала. До «Карнавальной ночи» Гурченко снялась в двух фильмах: драме «Дорога правды» Яна Фрида и мелодраме «Сердце бьётся вновь» Абрама Роома. Ее первой фразой в кино стали пророческие слова: «Я здесь не для того, чтобы молчать!»

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

«Карнавальная ночь» была двойным дебютом: Гурченко впервые сыграла главную роль, а Эльдар Рязанов создал первый художественный фильм. До него будущий режиссер культовых советских картин шесть лет занимался документалистикой и киножурналистикой. Первые пробы Людмила не прошла, но второй раз на площадке появилась благодаря режиссеру Ивану Пырьеву, который еще числился художественным руководителем «Мосфильма» и курировал работу Рязанова. Пырьев увидел вместо незнакомки в коридоре киностудии Леночку Крылову во плоти — и привел на съемки, чтобы заменить неподходящую актрису. Спустя десятки лет Людмила Марковна назвала эту удачу «господином Случаем». Кстати, про него: актриса самодеятельности Людмила Касьянова, утвержденная поначалу вместо Гурченко, впоследствии переквалифицировалась в журналистку и брала у народной артистки интервью.

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

Символ «оттепели» и сатира на советскую власть

1956 год начался с эпохального события — XX съезда КПСС, на котором развенчали культ личности Сталина и осудили Большой террор. Так появилась прекрасная, но короткая хрущевская оттепель. В кино ее отразили драмы: «Мне 20 лет», «Иваново детство», «Дело было в Пенькове» и немногочисленные комедии: лирические, как «Я шагаю по Москве» и праздничная  «Карнавальная ночь». Политический подтекст фильма принято умалчивать, хотя Рязанов специально заострял внимание на высмеивании сталинского наследия и появлении нового поколения советских людей. Именно они станут шестидесятниками, диссидентами и правозащитниками, и произойдет это спустя пару лет после выхода картины. «Карнавальная ночь» могла бы быть еще более острой сатирой на власть, если бы рядом не было Пырьева: худрук «Мосфильма» и блюститель режима в кино сместил акцент с оппозиционности на комедийность.

Художественный руководитель Мосфильма Иван Пырьев

Художественный руководитель Мосфильма Иван Пырьев

Даже редактура Пырьева не смогла уберечь фильм от ока цензуры: «Карнавальную ночь» пытались запретить еще до премьеры. На середине съемок работу приостановили и созвали совет из главных режиссеров СССР. Большинство заклеймили материал пошлостью и надругательством над соцреализмом. Нельзя было допустить на экраны и колкости в адрес номенклатурного Огурцова, и звучащие западные фокстрот с джазом, и даже колени Гурченко, которые выглядывали во время танца, — ужасно неприлично для комсомолки! От опалы картину спас великий Михаил Ромм, чей режиссерский авторитет был непререкаем. Ему очень понравилась «Карнавальная ночь», и после высокой оценки Ромма съемки возобновились.

На съемках фильма «Карнавальная ночь»

На съемках фильма «Карнавальная ночь»

Икона стиля из общежития

«Карнавальная ночь» стала главным фильмом 1957 года: его посмотрело более 48 миллионов человек. Из студентки Гурченко превратилась в популярную актрису и законодательницу мод. Советским мужчинам понравилась юная и бойкая красавица, похожая на статуэтку, а советские женщины оценили ее прическу и наряды — благодаря образам Людмилы началась мода на короткие завитые волосы и недоступный ранее буржуазный стиль New Look, созданный Кристианом Диором. Возможно, именно эта любовь советских жительниц к Диору вдохновила его отправить в Москву коллекцию во главе с Ивом Сен-Лораном: модный дом Dior стал первым западным брендом, посетившим СССР. 

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

Несмотря на всенародную славу, Гурченко продолжала жить в общежитии, а гонорар был скромным и быстро закончился. Единственным средством заработка стали постоянные концерты: люди обожали композиции из «Карнавальной ночи» и приходили послушать «Пять минут» вживую. Достойные деньги собирались только от неофициальных концертов, с которыми новоявленная звезда колесила по заводам и шахтам СССР. Увы, эта привычная практика для советских артистов, на которую советская власть закрывала глаза, вылилась в скандал для Гурченко.

Отлучение от кино на 10 лет

Творческое общество в советское время было тесным. Известные фельетонисты Илья Шатуновский и Борис Панкин узнали о проблемах с деньгами у Гурченко — и раскритиковали ее в «Комсомольской правде». После этого актриса столкнулась с оглушительным свистом на концертах, сплетнями за спиной и отсутствием ролей в кино. Кроме этого, комедия «Девушка с гитарой» Александра Файнциммера, где Людмила сыграла главную роль, незаслуженно подверглась разгромной критике. Фильм был заказан министром культуры Николаем Михайловым ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов. После премьеры Михайлов вызвал Гурченко к себе, устроил скандал и сказал: «С лица земли сотрем! Имени такого не будет!»

Так и случилось — о талантливой актрисе забыли. Гурченко продолжала сниматься, но вместо перспективных проектов ей предлагали второстепенные или эпизодические роли в картинах студий в советских республиках, а имя Людмилы вычеркивали из списков потенциальных претенденток на роли. Сцена была к Людмиле более благосклонна: Гурченко служила в Театре-студии киноактера, «Современнике» и Госконцерте. Снова стать известной киноактрисой она смогла только в 40 лет.

Возвращение Гурченко на большие экраны

Соцреалистическая мелодрама «Старые стены» Виктора Трегубовича позволила Гурченко вернуться в кино. За исполнение серьезной, нетипичной для своего амплуа роли актриса получит Государственную премию имени братьев Васильевых. После этого удача сопровождала Людмилу Марковну в каждой работе: песни из мюзиклов «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» стали хитами, музыкальную сказку «Мама» оценили зарубежные зрители, а драматический дар наконец-то заметили режиссеры Алексей Герман, Андрей Кончаловский, Никита Михалков и Пётр Тодоровский.

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

Спустя 10 лет забвения актриса смогла не просто вернуться на экраны, а стать культовой фигурой для кино и культуры. Иронично, что министр культуры СССР угрожал вычеркнуть имя Гурченко из индустрии, а спустя 25 лет сам Андропов, посмотрев «Вокзал для двоих», присвоил ей звание народной артистки СССР. Этот уникальный поворот судьбы воплощает неповторимость творческой судьбы и личности Людмилы Гурченко.

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»

Людмила Гурченко в роли Леночки на кадре из фильма «Карнавальная ночь»
Текст: Анастасия Раневская
1 комментарий
А
Людмила Гурченко стала символом целой эпохи, потому что через экран транслировала целой стране внутреннюю энергию, которую нельзя подделать. Актриса невероятного диапазона, которая не согласилась на вечное амплуа легкой смешливой красавицы из "Каранавальной ночи". Она была и комедийной, и трагической, и глубоко драматичной в разных фильмах. К сожалению, среди современных одинаковых ...актрис я не нахожу подобных, ни по экранной пластике, ни по душевной глубине...
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?