Наверх
Фильмы 2018 Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Три билборда на границе Эббинга, Миссури Селфи Пятьдесят оттенков свободы Черная Пантера О чём говорят мужчины. Продолжение
Жутко, громко, запредельно, близко.
13 лучших документальных фильмов о музыке
Кинопремьеры месяца. Март.
10 главных фильмов марта 2017 года
Кинопремьеры месяца. Апрель.
15 главных фильмов апреля 2016 года
2015 и все, все, все.
Кинематографические и телевизионные итоги 2015 года
2017 и все, все, все.
Кинематографические и телевизионные итоги 2017 года

Рецензия на фильм

Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов

Ты кто по жизни?!

Любопытный дорожный роман о двух тяжелых во всех отношениях людях, снятый в лучших традициях жанра, но несколько расфокусированный и недожатый.

7
оценка

Жизнь Витьки Чеснокова по кличке Чеснок увлекательной не назовешь: днем он ишачит на разъеденном ржавчиной заводе по переработке мусора, вечером пьет дешевое пойло в местном кабаке, выискивая возможность подраться, а потом топает отсыпаться в тесную квартирку тещи, где он живет с нелюбимой женой и нежеланным сыном. В попытке разорвать порочный круг Чеснок даже пытается взять кредит на отдельное жилье, но получает отказ, который его еще сильнее злит. Злоба эта выливается на внезапно вернувшегося в город отца Витьки, обездвиженного травмой прожженного уголовника Леху Штыря. Штырь бросил сына мелким пацаном, и теперь Витька готов отплатить отцу тем же – собрав нехитрый отцовский скарб в сумку, Чеснок везет Леху в дом инвалидов, где тому суждено доживать последние дни. Путь предстоит неблизкий, а иного занятия, кроме как узнать друг друга поближе, у попутчиков нет…

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

По непонятным иностранцам причинам в России отчего-то принято прошлым гордиться больше, чем настоящим. Нам важна бескрайняя территория, завоеванная столетия назад Ермаком и казаками, хотя сейчас сложно передвигаться между соседними деревнями, что уж говорить о маршруте Калининград – Владивосток. Мы ставим в пример всему миру подвиг Гагарина, но сегодня отчаянно проигрываем схватку за коммерческий космос. Даже День Победы, выстраданный кровью десятков миллионов жертв, выродился в схематические наклейки «Можем повторить», но можем ли?

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Картина Александра Ханта уже отмечена наградами фестивалей в Карловых Варах, «Окно в Европу» и «Будем жить», а также стала фильмом закрытия Уральского киносмотра в Екатеринбурге и премии «Евразийский мост» в Ялте

Вот и в кино у нас принято рассказывать о том, какими великими и многогранными были 60-е и 70-е годы прошлого века, как народ толпами валил в кинотеатры, как до сих пор советские картины собирают огромную аудиторию у телевизоров, какие монументальные вещи снимают наши корифеи, от Шахназарова и Михалкова до Лунгина и Чухрая. Тем временем в настоящее, а тем более будущее мы смотрим с опаской, но ведь именно там сегодня куется тот кадровый резерв, что сметет, согласно словам рокера, нас с лица земли. Большинство критиков и зрителей «прозевали» дебютные работы Звягинцева, Хлебникова, Серебренникова, а именно они и их молодые коллеги сейчас формируют культурную повестку страны. Хотя бы только по этой причине стоит обратить внимание на полнометражный дебют Александра Ханта с длинным названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», возможно, через несколько лет мы поставим имя этого постановщика в один ряд с великими.

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Съемки и выход фильма в прокат стали результатом специальной программы Министерства культуры РФ по поддержке дебютного, короткометражного и документального кино, подразумевающей вклад государственных денег в проект на безвозвратной основе

Правда, пока это только авансы – «Витька Чеснок» хоть и крепкое кино, знающее свое место и точно таргетированное, но отнюдь не шедевр. Хотя ждать самых вершин от дебюта и не стоит, понятно же, что молодой автор, получив в свое распоряжение блестящий актерский ансамбль, технику и бюджет, захочет реализовать все, о чем мечтает, порой даже в ущерб истории или местами несколько пережимая ее плавное течение. В фильме Ханта это выражается прежде всего в увлечении непривычными ракурсами и заигрывании стилями, которые время от времени превалируют над смыслами. Тот самый случай, когда слово «как» в названии фильма интерпретируется буквально – концентрация на выхлопной трубе, ключах зажигания или скудном убранстве авто часто превалирует над диалогами или игрой актеров. То же касается и вычурных операторских кульбитов в квартирах и помещениях – каждый раз зрителя просят смотреть через лупу на вещи и людей, которые этого совершенно не требуют.

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Объясняется это просто – авторы фильма погружаются в специфическую атмосферу депрессивного региона, населенного такими «штырями» и «чесноками» на всех уровнях, тут приходится расставить акценты и показать, что привело к упадку, есть ли из нравственной пропасти выход, что может изменить сложившийся коллапс. Но и здесь автор в большей степени увлекается демонстрацией поверхностного, а внутреннему всегда чего-то не хватает – каждая сцена, каждый эпизод словно чуть не доработаны, не дожаты, катарсис так и не приходит. В какой-то мере оправдать это можно игрой в жанр роад-муви – герои едут по стране, встречают разных людей, к которым относятся по-разному, и конца этой «дороге жизни» нет, но это слабая «отмазка», тем более что о финальной точке пути догадаться несложно, как бы Хант ни пытался ее спрятать.

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

И все же Александра можно и нужно похвалить. Во-первых, за отвагу – снимать кино, которое наверняка многие посчитают очередной «чернухой», непросто, этим можно запросто настроить публику против себя. Во-вторых, за умелую работу с актерами – ни на секунду нет ни малейшего сомнения в том, что Чеснок и Штырь родственники, настолько Евгений Ткачук точно копирует мимику и повадки Алексея Серебрякова, хороши в своих коротких ролях артисты второго плана, каждый добавляет в общую атмосферу пусть небольшую, но яркую каплю краски. В-третьих, за тягу к экспериментам – от «Витьки Чеснока» веет авантюризмом первых фильмов Гая Ричи, Дэнни Бойла или Квентина Тарантино с их колоритными героями и «жирными» злодеями. Для первого блина фильм получился просто местами толстым и неровным, но никак не комом.

Персонажи Серебрякова и Ткачука в фильме не ищут ответа на вопрос, вскользь прозвучавший в одном из эпизодов ленты: «Кто ты по жизни?» С ними давно все понятно, акценты расставлены, все перемены вымышлены и случайны. А вот для режиссера самоидентификация оказалась очень важна, и презентация критикам и зрителям может считаться успешной – «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» стал многообещающим стартом, обратившим на автора внимание. Будем ждать, куда эта дорога выведет, ведь героев и режиссера мы буквально оставляем на перекрестке.

С 12 октября в кино.

 
Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов Евгений Ухов 7 10
 70


200 билетов на специальный показ фильма «Пассажир»

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь





Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть