Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Угрюмое кино про угрюмых мужчин: рецензия на первые эпизоды сериала «Угрюм-река»

Новая экранизация романа Вячеслава Шишкова, написанного в 20-х годах прошлого столетия: ещё больше, ещё масштабнее, ещё длиннее.

Добавить в закладки

Трейлер

Классика постреволюционной и довоенной литературы о вреде капитализма и о том, как жажда денег трагически влияет на простых сибиряков на рубеже XIX-XX веков. В центре сюжета три поколения купцов Громовых. Старший, Данила (Юрий Назаров), умирает в самом же начале, успев передать своему сыну Петру (Александр Балуев) секрет о местонахождении клада, в котором лежат награбленные деньги (впрочем, про разбои, в отличие от предыдущей экранизации, говорится невнятно, и сей факт не акцентируется). Проходит время, Пётр Громов становится предпринимателем, а в деревне появляется красавица Анфиса (Юлия Пересильд), в которую влюбляются чуть ли не все мужчины в округе, включая отца и сына Громовых. Тогда Пётр отправляет своего выросшего отпрыска Прохора (Александр Горбатов) далеко за Угрюм-реку, где как раз зарождается золотая лихорадка и откуда живым никто не возвращался. Тут начинается роуд-муви на 12 часовых серий с драками с «местными», сплавами по опасной реке, умопомрачительными пейзажами и длинными панорамами.

Весь парадокс нового фильм заключается в том, что в этой приключенческой драме совсем не интересно следить за сюжетом. Тут сплошь бороды-бороды-бороды, кто за ними скрывается – не важно, а суровые мужики несут функционал декорации на фоне открыточных пейзажей. Именно так: сначала природа, и только потом уже человеческие истории. Это ведёт к неизбежным длиннотам, а отсутствие хоть какой-то улыбки на лицах героев только довершает угрюмую картину: сибирская тайга хоть и прекрасна, но за каждым кустом притаились страх, смертельная опасность и злые сибирские нравы. В этом контексте героиня Юлии Пересильд в каком-то смысле олицетворяет Сибирь, так же прекрасна и так же опасна.

Режиссёр Ярополк Лапшин, снимая первый фильм в 60-е годы XX века, делал акцент на том, что капитализм – это поклонение злату и жёлтому демону, разрушающее человека. Вы могли не видеть тот фильм или вдруг не читать этот роман, стоявший мёртвым грузом в квартире каждого советского человека (возникало ощущение, что этот тяжеленный роман тогда продавался в нагрузку к шкафам-стенкам), но знаете, о чём писал Шишков. Юрий Мороз, продюсеры Константин Эрнст и Денис Евстигнеев говорят во всех интервью, что их версия отличается от оригинала и от фильма Лапшина, что это не про падение Прохора Громова (скорее всего, это нас ещё ждёт ближе к концу сериала) и не про жестокость капитализма, а про любовь. Якобы Анфиса не такая плохая, как кажется, а ещё впереди появление жены Прохора (Софья Эрнст), а также целая галерея женских характеров, сыгранных Дарьей Мороз, Юлией Хлыниной, Александрой Ребенок и другими достойными представительницами российского экрана и сцены.

Но пока что мы видим страдания Прохора, который не может повернуть и прийти обратно домой с пустыми руками, долгие ничего не дающие для понимания сюжета перекаты лодки к воде и её смоление, гуляния на Ивана Купалу и, как уже было сказано, много-много бород. Понятно, что продюсерам, прекрасному оператору Александру Кузнецову и режиссёру важно показать, какую красоту они искали без малого год. Если сократить весь этот National Geographic и уплотнить перечень событий, то может выйти интересное кино, в котором фраза «Думаешь, это ты золото взял? Это оно тебя взяло» не будет слушаться так банально, и кто-нибудь да улыбнётся.

Текст: Родион Чемонин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?