Часть тела: уши
Персонажи: Чебурашка, Дамбо, Большой Ух, Хортон
Значение
«Бабушка, бабушка, а зачем тебе такие большие уши? – А это затем, деточка, чтобы тебя лучше слышать». Приходится признать: волк, одержимый идеей поужинать Красной шапочкой, оказался не слишком изобретателен в вопросе обоснования собственной большеухости. Благо, другие позаботились о более тщательной «легенде».
Например, появлению ставшего национальным символом Чебурашки мы обязаны заводскому браку: у писателя Эдуарда Успенского, действительно была в детстве такая «странная игрушка» – причем родители объясняли мальчику, что эта помесь зайца с медведем, появившаяся на свет благодаря какой-то задумавшееся о вечном закройщице, на самом деле тропический зверек. (В Москву он попал, как мы помним, в ящике с апельсинами) .
Большие уши становились причиной крайней неустойчивости игрушки, отчего ее в конечном итоге прозвали Чебурашкой. Впрочем, преувеличенные органы слуха и общий неспесивый нрав также способствовали крайней популярности «странной игрушки» у соседских дворняг, крокодилов, российской олимпийской сборной и, вероятно, стали основным поводом для изобретения японцами слова «каваи».
В голливудскими слонами Хортоном и «Дамбо» /Dumbo/ (1941) все проще: большие уши им прописала сама природа, однако к их применению персонажи подошли творчески. Так Хортон стал, на минуточку, слышать голоса, был предан осмеянию и после реабилитировался, доказав, что у голосов этих есть пусть микроскопические, но вполне реальные обладатели. (В известном смысле, в Голливуде давно не снимали мультфильмов предполагавших столь многочисленные прочтения.) Похожим образом обстояли дела и у Дамбо, которого слишком большие уши сначала сделали изгоем, а потом, когда выяснилось, что слоненок умеет летать, – цирковой звездой. Кстати, о своих способностях малолетка узнавал ни много ни мало напившись – из бочки, куда случайно проливалось шампанское. Не лучший пример того, где именно надо искать себя. Но в 40-х такие трюки еще проходили.
Наконец, отечественный Большой Ух был, вообще, инопланетянином и помимо совершенного слуха обладал, например, умением становиться невидимым и вообще существовал без особых проблем. При этом просто «человеческий» слух его приятеля волчонка оказывался в земном лесу куда более ценным, чем способность слышать происходящее на планете консервных банок.
Часть тела: ноги, копыта
Персонажи: Золотая антилопа, Серебряное копытце, Русалочка
Значение
Ноги принято считать признаком нормальности. Если у тебя их две – отлично, четыре – тоже ничего. А вот если больше или меньше – дела твои плохи. История этой дискриминации ведется от, понятно, Русалочки. Влюбившаяся в принца, она, как мы помним, была готова терпеть страшную боль при каждом шаге и даже лишиться своего голоса – лишь бы только избавиться от хвоста и стать обладательницей пары стройных ножек. Причем у жестокого Андерсена все жертвы оказывались бессмысленными: в финале принц женился на другой и русалочка превращалась в пену. Понятно, что на студии «Дисней» такого разврата потерпеть не могли и придумали этой истории про межвидовую любовь вполне себе благостный хэппи-энд.
(Заметим, что мечтавший стать человеком крокодил из «Принцессы и лягушки» тоже фантазировал о ногах, однако более всего акцентировал внимание на «пупочке». Причем, таком, чтобы был утоплен в животе, а не выпирал.)
Но – ноги ногами, а другое дело – копыта. Сразу двое парнокопытных из советских сказок («Золотая антилопа» режиссера Льва Атаманова 1954 года и «Серебрянное копытце» Геннадия Сокольского 1977 года выпуска) были наделены возможностью приносить деньги. Причем, антилопа, прискакавшая в Союзмультфильм из индийских сказок, сыпала дукатами в целях исключительно воспитательных. Силой приведенная во двор к радже, она наказывала того за жадность: сначала засыпав золотом с головой, а после превратив драгметалл в черепки, под которыми и оказался погребен алчный правитель. Куда лиричнее все складывалось в сказке у Павла Петровича Бажова: «козел» Серебряное копытце, выбивавший ногами самоцветы, выступал у него наоборот благодетелем, который финансировал жизнь старика Коковани и сироты Даренки, взятой стариком на воспитание.
(В скобках добавим, что роднившая ее с чертовыми копытами, костяная нога всегда была видовым признаком бабы-яги, в то время как куриные ноги ее избы во веки вечные останутся одним из самых замечательных ноу-хау отечественного фольклора).
Часть тела: странный нос
Персонажи: Буратино, Пиноккио, Карлик Нос
Значение
Еще Николай Васильевич Гоголь писал, что о носе обычно говорят как о головной боли: или мешает или того хуже – растет без твоего ведома. В этом смысле более всех не повезло Пиноккио, у которого нос от вранья не только рос, но и даже пускал побеги. Отечественному Буратино (мы более всего знаем фильм, однако в 1954 были выпущены и мультипликационные «Приключения Буратино») в этом смысле повезло: острый нос ему только мешал.
В целом, же преувеличенный нос в отличие от гипертрофированных ушей никакого счастья своему обладателю не приносил никогда. Более того, деформированный шнобель исторически являлся принадлежностью чисто злодейской: уродливым острым носом обладала Другая Мать Коралины, бородавчатым и просто гигантским – колдунья из «Унесенных призраками», угрюмо нависал нос Распутина из «Анастасии» и вздергивался по-поросячьи у Круэллы из «101 далматинца». Наконец «Маленький человек» из «Розовой пантеры», чье лицо состояло из носа и глаз с усами, на него нацепленных, был и вовсе карикатурой на одного из создателей мультфильма Фрица Фреленга. В сериале он чаще всего выступал в качестве неловкого противника лиловой кошки.
Если же говорить о носах сюжетообразующих, то надо вспомнить отечественного «Карлика Носа», который был снят по мотивам сказок Вильгельма Гауфа, предсказавшего в своем XIX веке появление пластической хирургии. Для героя этого мультфильма нос оказывался следствием проклятья колдуньи и источником бесконечной череды страданий (даже мать не сумела признать в уродливом носатике своего сына). Хэппи-энд же наступал вследствие от этого носа избавления.
Часть тела: голубые кожа и шерсть.
Персонажи: Б.О.Б, Мегамозг, Смерфы, Джинн, Водяной, Голубой щенок
Значение
Сказать наверняка, что такого особенного в синем цвете мы не можем: в геральдике он значит величие и красоту, применительно к крови отсылает к аристократическому происхождению* и осьминогам, а в популярной колористике символизирует покой. Так или иначе, у мультипликаторов (и не только) «синий» также пользуется большой популярностью. И чаще всего обозначает некоторую избранность героя.
Так, невероятно страдали от этой избранности отечественные Водяной («никто не водится со мной») и Голубой Щенок («ах отчего я голубой»). Причем, если основными проблемами первого, мечтавшего стать летчиком, были скорее хвост и повышенное содержание воды в организме, то второй становился натурально жертвой ксенофобии, однако встретив своего крокодилу Гену – Доброго Моряка, разделял судьбу Чебурашки. То есть становился любимцем всех окрестных дворняг.
В Голливуде «голубыми» чаще всего оказываются пришельцы, злодеи и шуты. Например, одновременно инопланетными и злодейскими оказались Галактазар (осьминоготянин из «Монстров против пришельцев») и явно вдохновленный им Мегамозг. Просто милым зубыстым нлошником был Стич из «Лило и Стича». Среди «шутов» можно вспомнить Джинна из «Алладина», говорящее желе Б.О.Б из тех же «Монстров против пришельцев» и страдающую кратковременной потерей памяти Дори из «В поисках Немо» /Finding Nemo/ (2003). Что касается безусловных злодеев, то характерной мертвенной синюшностью страдала Малефисент из «Спящей красавицы». Ну и попросту осьминогом была Урсула из «Русалочки».
Другой вопрос, почему сделал синими своих Смерфов бельгиец Пейо. Может быть, для того, чтобы полвека спустя авторы «Саус Парка» смогли, используя их в своей пародии, вдоволь насмеяться над «Аватаром»? Как знать.
*Само выражение якобы пришло из Испании, где благородные доны имели, в противоположность маврам, светлую, незагорелую кожу, через которую просвечивали синие вены. Кроме этого, на свете якобы встречаются люди, у которых железо в крови заменяет медь, а кровь в следствие этого – скорее лиловая, нежели красная.
Часть тела: самое главное – хвост!
Персонажи: Ослик Иа, Страус, Лиса, Удав
Значение
С хвостами сложно. С одной стороны, хвосты всех форм и формаций имеются у половины всех мультипликационных персонажей и применение этим хвостам находится самое разнообразное. С другой стороны, внимания им как субстанции самостоятельной и во всех смыслах выдающейся уделяется незаслуженно мало. Хотя и не без исключений, слава богу.
Например, милновский Ослик Иа фактически вырос из хвоста, а точнее из детской игры «Приколи ослу хвост», где осел чаще всего нарисован, а вот хвост – взаправдашний. Отдельно теме хвоста посвящен мультфильм «Вини-Пух и день забот», где Иа теряет этот важный аксессуар и становится еще более печальным чем обычно.
Другой отечественный мультик так и озаглавленный «Хвосты» повествует о том, как однажды обменялись хвостами заяц, лиса и волк. Ничего хорошего из этого, понятно, не вышло: всех троих с позором погнали их же родичи. Мораль же получалась прекрасная: каждому хвосту – своя… то есть свой зверь.
С позиции сурового практицизма рассматривается вилятельный орган в мультфильме «Зарядка для хвоста», где состоящий из хвоста Удав сокрушается о невозможности делать зарядку ногами, вследствие чего Попугай разрабатывает для него специальный комплекс упражнений. Наконец на философскую высоту вопрос об иерархии частей тела возводит четырехминутный фильм «Крылья, ноги и хвост». Впрочем, по большому счету, там все сводится к мысли о том, что главный – это тот орган, который самый сильный. Или самый синий. Или самый большой. А зарядку попугай придумает и для хобота.