
Ностальгическое путешествие в альтернативный Окленд.
На стриминговых сервисах стали доступны «Странные сказки», где панки, рэперы, баскетболисты и Педро Паскаль сталкиваются с неонацистами, коррумпированными полицейскими и прочими угнетателями личности и свободы. И дают негодяям отпор с помощью изумрудной космической энергии и ультранасилия.
«Странные сказки» Анны Боден и Райана Флека — это четыре истории, объединенные общей темой: герои каждой новеллы сталкиваются с карикатурными врагами всего хорошего, доброго и вечного, но не сдаются, давая тем бой на улицах, в свете софитов и даже в логове злодея в исполнении Бена Мендельсона. Флек выудил сюжет из городских легенд и даже вполне реальных событий, свидетелем которых стал лично, когда подростком жил в Окленде. Однако для стилизации под ностальгическую фантастику 80-х создатели включили в повествование вымышленный духовный центр под названием «Псайтопикс», где можно обрести связь с космосом, научиться медитировать и взрывать неонацистов с помощью одной лишь силы мысли.
Герои первой новеллы (Джек Чэмпион и Джи-Ён Ю) — юные панки из реального клуба Gilman, ставшего в конце 80-х и начале 90-х плацдармом для многих исполнителей, включая Green Day, Rancid и The Offspring, и успешно существующего по сей день. Клуб ежедневно подвергается набегам бритоголовых молодчиков, которые крушат все на своем пути и портят настроение посетителям расистскими выпадами. В конце концов молодежь грудью встает на защиту любимого места и устраивает кровавую битву прямо на улице. Вторая история — путь к славе двух начинающих рэперш (Доминик Торн и Нормани), которые сталкиваются с системным расизмом и сексизмом, но находят силы не бросать любимое дело — вновь благодаря космическому зеленом свету.
Самой мрачной оказывается история героя Педро Паскаля, бывшего наемника по имени Клинт, чья жена вот-вот родит, что побуждает его бросить кровавое ремесло. Но прошлое шальной пулей настигает счастливую пару, оставляя героя в одиночестве. Закольцовывает весь сюжет тарантиновская бойня в доме продажного копа (Мендельсон), в ходе которой тоже реальная спортивная звезда баскетболист «Голден Стэйт Уорриорз» Слипи Флойд (Джей Эллис) в супергеройском угаре расправляется со всеми злодеями разом.
У Боден и Флека получился удивительный жанровый сплав, способный родиться лишь в умах людей, прекрасно знакомых со всеми кинохитами 80-х. Одновременно сила и слабость «Странных сказок» в их фрагментарности — фильм попросту не может найти собственные границы, пока подбрасывает зрителям отсылку за отсылкой. Подобные выходки из раза в раз сходят с рук франшизе «З/Л/О», но если у антологий Bloody Disgusting есть четкая жанровая направленность, то «Странным сказкам» именно этого и не хватает. Разудалый комедийный тон здесь может смениться мрачным реализмом, а затем резко броситься в музыкальную драму в духе «8 мили». Возможно, столь резкая чехарда с жанрами органичнее бы смотрелась в многосерийном формате, а в полуторачасовом кино быстро начинает утомлять.
«Странные сказки» сложно смотреть без понимания контекста. Фильм наполнен камео и отсылками к реальным местам и событиям: в картине можно увидеть известные личности Окленда, например, рэпера Ту Шорта в сцене с рэп-баттлом или того самого Слипи Флойд, мелькающего в одном кадре. Столкновения с неонацистами у клуба Gilman действительно происходили чуть ли не на регулярной основе. В местном кинотеатре (историческом Grand Lake Theatre, которому в следующем году стукнет сто лет) идут «Пропащие ребята» Джоэла Шумахера и культовый мюзикл «Иштар». А за прилавком видеосалона, куда в поисках подпольного покерного клуба приходит герой Паскаля, стоит сам Том Хэнкс, выдающий уморительную тираду о трех лучших фильмах про аутсайдеров (шельмец назовет только два, третьим и самым главным окажется «Уходя в отрыв» Питера Йетса).
За синефильские моменты, преданность создателей своему делу и VHS-эстетику «Странным сказкам» можно простить многое: и рваный сюжет, которому заигрывания с нелинейным повествованием совсем не идут на пользу, и лобовую мораль, и никудышных шаблонных злодеев. Анна Боден и Райан Флек профессионально, лихо и с большой любовью к эпохе смогли превратить воспоминания из детства в ретро-сказку о добре и зле, но провалились в нюансах, требующих несколько более глубокой проработки. В остальном «Странные сказки» — смелый эксперимент, которому, несмотря на все его недостатки, есть что предложить ценителям жанра.