Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJmsqh2 Okko
Рецензии

Водитель для веры: рецензия на фильм «Школьный автобус» с Мэттью МакКонахи

Интенсивный экологический хоррор о последствиях лесных пожаров.

Сегодня Текст: Егор Козкин Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

В середине 2000-х «Школьный автобус» с его пометкой «основано на реальных событиях» запросто мог стать одним из фаворитов наградного сезона и собрать приличную сумму в прокате. Вместо этого новый проект режиссёра Пола Гринграсса (франшиза о Джейсоне Борне, «Капитан Филлипс») оказывается погребен на стриминговой платформе Apple TV+ после скромных ограниченных показов в десятках кинотеатров. «Автобус» заслуживает широких форматов: это суровый, напряжённый, часто иммерсивный, нередко сентиментальный фильм-катастрофа — продукт рафинированного голливудского наследия, которое либо пытаются безуспешно воссоздать и сгенерировать, либо практически исключают из ориентиров.

Действие ленты разворачивается в начале ноября 2018 года в Северной Калифорнии. Жизнь водителя школьного автобуса Кевина МакКея (Мэттью МакКонахи) идёт под откос: с ним не общается сын (Ливай МакКонахи), от него ушла жена, умер верный пёс, заработанных средств категорически не хватает на содержание матери (Кэй МакКонахи). Внезапно в лесах рядом с городом Парадайс вспыхивает разрушительный пожар. МакКей вызывается помочь эвакуировать детей из местной школы в укрытие. Помогает МакКею классная руководительница учеников Мэри Людвиг (Америка Феррера). Вскоре герои перестают выходить на связь и остаются наедине с убийственной природной стихией.

Мэттью МакКонахи в роли Кевина на кадре из фильма «Школьный автобус»

Мэттью МакКонахи в роли Кевина на кадре из фильма «Школьный автобус»

«Автобус» основан на нон-фикшене «Парадайс: Борьба одного города за выживание во время американского лесного пожара» писательницы Лиззи Джонсон. Для восстановления событий Гринграсс, соавтор сценария Брэд Инглсби («Мейр из Исттауна») и продюсерка Джейми Ли Кёртис меняют фокус, сосредотачиваются на некоторых участниках событий. Акцент смещён на детей: их зачастую называют «будущим» планеты, им легче сопереживать, особенно когда они находятся в безвыходной ситуации, практически без шансов на выживание.

Создатели не забывают про насущность экологического кризиса: 2025 год начался с пожаров в Лос-Анджелесе и его окрестностях, в результате сгорело 18 тыс. домов и погибло несколько сотен человек (от негативных последствий дыма скончался и режиссёр Дэвид Линч). Гринграсс, признанный мастер кинематографических катастроф, неспеша подводит нас к эпицентру событий, буквальному филиалу ада на земле. Первые полчаса аудитория узнаёт обстоятельства личной жизни шофёра Кевина: он регулярно ставит под сомнение свои отцовские качества, упрекая то себя, то неразговорчивого сына Шона в нежелании идти на контакт. Отсутствие коммуникации в семье часто перекликается с попытками пожарных Калифорнии погасить очаги возгорания по нестабильной радиосвязи. Купив в аптеке жаропонижающее для заболевшего подростка, Кевин так и не довезёт его до адресата, решив пожертвовать временем (и потенциально жизнью) во имя гуманитарной помощи. 

Кадр из фильма «Школьный автобус»

Кадр из фильма «Школьный автобус»

Когда связи не остаётся вовсе, приходит парализующий страх. Кевин применяет навыки, ищет на бумажных картах всевозможные обходные маршруты, отбивается от мародёров — всё ради поддержания духа юных пассажиров (те постепенно смиряются с мыслью, что, вероятно, уже не увидят своих родителей). МакКонахи, окруженный родственниками и в кадре, предстаёт героическим и одновременно хрупким мужчиной, предлагает зрителям одну из лучших своих ролей за последние 10 лет (с момента релиза оскароносного «Далласского клуба покупателей» и первого «Настоящего детектива»). Не теряет позиций и Феррера в образе Мэри, для которой чужие дети становятся главным поводом не сдаваться, чтобы успеть и встретиться с собственным сыном, и попутешествовать в обозримом будущем (учительница признаётся, что за все годы не покидала пределы Парадайса).

В финале Кевин, как и тысячи других обитателей потерянного «райского» Парадайса, стоит на руинах прошлой жизни. Вместо вердиктов человечеству «Школьный автобус» становится внушительным, хотя и несколько шаблонным высказыванием о психике во время бедствия. Несгибаемость, стрессоустойчивость, адаптивность — не просто слова в резюме при приёме на работу, а присущие каждому стратегии. 

Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?