Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии

Возлюби ближнего: рецензия на фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»

Увлекательный кризис веры в новом деле сыщика Бенуа Бланка.

13 декабря Текст: Егор Козкин 3 Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

Франшиза «Достать ножи» Райана Джонсона всегда была остроумным детективом «под прикрытием». Есть культурологические отсылки: например, название каждой из глав отсылает к песням популярных групп и частично сходится с ними тематикой: Radiohead, The Beatles, на этот раз U2. Есть некий остросоциальный комментарий (и не один). В первой части режиссёр рассуждал о дисфункциональной семье и классовой политике (насущный аспект обоих президентских сроков Дональда Трампа). Сиквелом «Стеклянная луковица» Джонсон высмеивал узколобое коварство миллиардеров и настаивал на важности интеллектуальной собственности. Третьей главой, «Воскрешение покойника» (уже на Netflix), он обращается к институту религии, конкретно христианству, чьи вековые ценности и обилие интерпретаций позволяют фанатично настроенной пастве процветать в самые нестабильные времена, полные хаоса. Разобщённость — по-прежнему слово и главный тренд уходящего года. 

Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг) сталкивается с одним из самых парадоксальных преступлений в своей карьере: в пригороде Нью-Йорка, в католической церкви Богоматери Неустанной Стойкости, при загадочных обстоятельствах убит проповедник Джефферсон Уикс (Джош Бролин). Погибший был радикальным демагогом, имел преданных последователей как на публике, так и в интернете, отпугивал новых прихожан атаками против современных ценностей («феминистки! марксисты! либералы!»). Главным подозреваемым становится Джад Дюпленсити (Джош О'Коннор), недавно прибывший юный пастор с тёмным прошлым и прогрессивными взглядами на отношения с Богом. 

Дэниел Крэйг в роли Бенуа Бланка на кадре из фильма «Достать ножи»

Дэниел Крэйг в роли Бенуа Бланка на кадре из фильма «Достать ножи»

Джонсон вновь безупречно соблюдает принципы поджанра whodunit, где личность убийцы остаётся нераскрытой до самого финала. Если бы карьера большого студийного постановщика не сложилась, он бы с радостью возглавил книжный клуб любителей детективов и был бы аналогично счастлив. В «Покойнике» Джонсон также становится блестящим сатириком, чья мишень — религиозное сообщество, и одновременно посредником-миссионером, которому непременно хочется достичь мирового соглашения между верующими и атеистами (за эту команду выступает Бланк, для которого божественное — спектакль и фикция). В эпоху культивируемоей ненависти, постправды и регулярного мета-иронизирования, подобная режиссёрская искренность выглядит занятной и даже благородной. Джонсон выбирает в качестве нового фаворита среди собственных протагонистов Дюпленсити (игра слов с английским duplicity — двуличность, которое ему никак не подходит). Пастор — бывший боксёр, когда-то убивший человека на ринге и с тех пор неустанно замаливающий грехи. Спустя много лет его позиция «любви к ближнему» проходит через испытание: сначала в виде враждебного Уикса с его подколками и нарочито похабными исповедями, затем убийством, в котором Дюпленсити (не)справедливо обвиняет полиция.

Эндрю Скотт в роли Ли Росса на кадре из фильма «Достать ножи»

Джереми Реннер в роли Нэта Шарпа на кадре из фильма «Достать ножи»

Джонсону вновь удаётся собрать под одной крышей могучую голливудскую паству. Не каждому из участников отводится достаточное количество времени (что довольно странно при внушительном хронометраже в 145 минут), но отдельные откровения всё же случаются. О’Коннор по праву вытесняет Крэйга в роли лидера актёрского состава. Звезда «Претендентов» стабильно находится на пути к мировому признанию, бесконечно харизматичен, напоминает одновременно хичкоковскую музу Джеймса Стюарта и бравого мыша Стюарта ЛиттлаГленн Клоуз филигранно отыгрывает набожную смотрительницу церкви Марту. Джереми Реннер уже не первый раз появляется в «Ножах» (его лицо украшало этикетку именного острого соуса в «Стеклянной луковице»), а теперь предстаёт в роли брошенного женой доктора. Hot priest Эндрю Скотт преображается в писателя-фантаста, у которого есть свои «прихожане» (выглядят читатели как персонажи «Большого Лебовски»).

Дэниел Крэйг в роли Бенуа Бланка на кадре из фильма «Достать ножи»

Дэниел Крэйг в роли Бенуа Бланка на кадре из фильма «Достать ножи»

«Воскрешение покойника» ещё до просмотра осторожно намекает: указанный в названии акт неизбежно случится. Как и когда — ведает только Джонсон, чья истинная религия — сторителлинг. Может показаться, что он несколько наивно провозглашает коллективную способность и намерение людей избежать морального умирания. Подобной принципиальности остаётся только позавидовать, а может даже уверовать в неё.

Текст: Егор Козкин
3 комментария
А
Помнится "Луковица" вообще не зашла (какой-то своей чрезмерной претенциозностью и снобистским пафосом уже в начале) - при всей увлекательности первой части. Поэтому 3-й фильм пока не знаю, зыркать или нет...
Всем хорош фильм, но сюжетные дыры (которые, в принципе, очень легко "зашиваются" при желании сценариста) не дают поставить ему больше 6\10.
А потенциал был на восьмёрочку, да
Так себе рецензия. Слов много, а суть не раскрыта.
Фильм очень длинный - я бы законодательно запретил снимать фильмы дольше 100 минут - не умеешь подавать идею сжато (слабак!) - делай вторую часть или мини-сериал.
Много хороших актеров, Реннер как-то резко (для меня) постарел, ОКоннор хорош (ещё в Претендентах было понятно), Клоуз, Чёрч и Бролин - олдскул. Очень качественный детектив.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?