Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Увлекательный кризис веры в новом деле сыщика Бенуа Бланка.
Франшиза «Достать ножи» Райана Джонсона всегда была остроумным детективом «под прикрытием». Есть культурологические отсылки: например, название каждой из глав отсылает к песням популярных групп и частично сходится с ними тематикой: Radiohead, The Beatles, на этот раз U2. Есть некий остросоциальный комментарий (и не один). В первой части режиссёр рассуждал о дисфункциональной семье и классовой политике (насущный аспект обоих президентских сроков Дональда Трампа). Сиквелом «Стеклянная луковица» Джонсон высмеивал узколобое коварство миллиардеров и настаивал на важности интеллектуальной собственности. Третьей главой, «Воскрешение покойника» (уже на Netflix), он обращается к институту религии, конкретно христианству, чьи вековые ценности и обилие интерпретаций позволяют фанатично настроенной пастве процветать в самые нестабильные времена, полные хаоса. Разобщённость — по-прежнему слово и главный тренд уходящего года.
Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг) сталкивается с одним из самых парадоксальных преступлений в своей карьере: в пригороде Нью-Йорка, в католической церкви Богоматери Неустанной Стойкости, при загадочных обстоятельствах убит проповедник Джефферсон Уикс (Джош Бролин). Погибший был радикальным демагогом, имел преданных последователей как на публике, так и в интернете, отпугивал новых прихожан атаками против современных ценностей («феминистки! марксисты! либералы!»). Главным подозреваемым становится Джад Дюпленсити (Джош О'Коннор), недавно прибывший юный пастор с тёмным прошлым и прогрессивными взглядами на отношения с Богом.
Джонсон вновь безупречно соблюдает принципы поджанра whodunit, где личность убийцы остаётся нераскрытой до самого финала. Если бы карьера большого студийного постановщика не сложилась, он бы с радостью возглавил книжный клуб любителей детективов и был бы аналогично счастлив. В «Покойнике» Джонсон также становится блестящим сатириком, чья мишень — религиозное сообщество, и одновременно посредником-миссионером, которому непременно хочется достичь мирового соглашения между верующими и атеистами (за эту команду выступает Бланк, для которого божественное — спектакль и фикция). В эпоху культивируемоей ненависти, постправды и регулярного мета-иронизирования, подобная режиссёрская искренность выглядит занятной и даже благородной. Джонсон выбирает в качестве нового фаворита среди собственных протагонистов Дюпленсити (игра слов с английским duplicity — двуличность, которое ему никак не подходит). Пастор — бывший боксёр, когда-то убивший человека на ринге и с тех пор неустанно замаливающий грехи. Спустя много лет его позиция «любви к ближнему» проходит через испытание: сначала в виде враждебного Уикса с его подколками и нарочито похабными исповедями, затем убийством, в котором Дюпленсити (не)справедливо обвиняет полиция.
Джонсону вновь удаётся собрать под одной крышей могучую голливудскую паству. Не каждому из участников отводится достаточное количество времени (что довольно странно при внушительном хронометраже в 145 минут), но отдельные откровения всё же случаются. О’Коннор по праву вытесняет Крэйга в роли лидера актёрского состава. Звезда «Претендентов» стабильно находится на пути к мировому признанию, бесконечно харизматичен, напоминает одновременно хичкоковскую музу Джеймса Стюарта и бравого мыша Стюарта Литтла. Гленн Клоуз филигранно отыгрывает набожную смотрительницу церкви Марту. Джереми Реннер уже не первый раз появляется в «Ножах» (его лицо украшало этикетку именного острого соуса в «Стеклянной луковице»), а теперь предстаёт в роли брошенного женой доктора. Hot priest Эндрю Скотт преображается в писателя-фантаста, у которого есть свои «прихожане» (выглядят читатели как персонажи «Большого Лебовски»).
«Воскрешение покойника» ещё до просмотра осторожно намекает: указанный в названии акт неизбежно случится. Как и когда — ведает только Джонсон, чья истинная религия — сторителлинг. Может показаться, что он несколько наивно провозглашает коллективную способность и намерение людей избежать морального умирания. Подобной принципиальности остаётся только позавидовать, а может даже уверовать в неё.
7 фильмов 2025 года, которые так и не вышли в российский прокат (хотя должны были)
Сегодня / Текст: Оля Смолина
Разочарование на последних минутах: 6 финалов, которые испортили впечатление о фильме
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
Возлюби ближнего: рецензия на фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»
13 декабря / Текст: Егор Козкин
8 тру-крайм-детективов 2025 года и реальные убийства, на которых они основаны
13 декабря / Текст: Оля Смолина
Что посмотреть? Константин Мышкин советует «2046» – фантастику от Вонга Кар-Вая о грустном Рождестве
13 декабря / Текст: Константин Мышкин
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
12 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
А потенциал был на восьмёрочку, да
Фильм очень длинный - я бы законодательно запретил снимать фильмы дольше 100 минут - не умеешь подавать идею сжато (слабак!) - делай вторую часть или мини-сериал.
Много хороших актеров, Реннер как-то резко (для меня) постарел, ОКоннор хорош (ещё в Претендентах было понятно), Клоуз, Чёрч и Бролин - олдскул. Очень качественный детектив.