Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Все мои волки делают АУФ: рецензия на первые серии сериала «Волк»

Любопытный детективный сериал с претензией на историческую правду, страдающий от своей избыточности.

Добавить в закладки

Бывший разведчик Александр Волк (Денис Шведов) возвращается в Москву после нескольких лет, проведенных в плену у боевиков на Ближнем Востоке. Разобравшись с делами, он получает поручение от спасшего его отставного генерала-майора КГБ Гольцмана (Константин Желдин) задание. Тот просит найти убийц его сына Леонида (Илья Любимов), якобы погибшего при пожаре. Выясняется, что Гольцман-младший собирал коллекцию каких- то редких металлических солдатиков, за которыми все гонятся, а также исследовал историю застреленной в 1943 году в центре Москвы молодой пары. Ими были дочь советского дипломата Константина Уманского (Сергей Маковецкий) Нина (Варвара Феофанова) и сын высокопоставленного чиновника Владимир Шахурин (Виталий Андреев). К их смерти также причастен некий «И. Безрук» (Артур Смольянинов) и, возможно, приближенные к Уманскому люди, а также высшие советские партработники. Странная внезапная смерть бывшего генерала не останавливает Волка, и он продолжает расследование вместе с другом Борей (Антон Васильев).

Денис Шведов в роли Александра Волка на кадре из сериала «Волк»

Денис Шведов в роли Александра Волка на кадре из сериала «Волк»

«Я не прокурор и не следователь, я только стрелять и взрывать могу», - говорит Волк в ответ на просьбу Гольцмана разобраться в таинственной смерти сына старого генерала. То же самое можем сказать и мы в ответ создателям телесериала «Волк», снятого по роману Александра Терехова «Каменный мост». Мы не следователи и не сыщики, мы просто зрители, мы романа не читали, поэтому разобраться в перипетиях всего происходящего с первого раза – это как вести собственное расследование.

Судите сами. В сериале одновременно ведутся четыре сюжетных линии в трёх временных отрезках. Первая линия, современная, - это события, связанные с главным героем Александром Волком и его другом Борей. Вторая, тоже современная, касается убийства Гольцмана-младшего, истории с поисками коллекции таинственных железных солдатиков, а также архивной киноплёнки 1943 года. Третья –1941 год, Америка, и связана эта линия с советским консулом Константином Уманским. При этом действие происходит одновременно в Нью-Йорке, где живёт семья дипломата, и в Мексике, где он творит какие-то тёмные дела (и, надо понимать, в дальнейшем этот сюжет будет перенесён в Москву). Четвёртый сюжет– это тоже 1941 год, и связан он с рядовым Безруком, который в будущем пересечётся с Уманским и его дочерью.

Сергей Маковецкий  в роли Уманского на кадре из сериала «Волк»
Сергей Маковецкий  в роли Уманского на кадре из сериала «Волк»

Добавьте к этому череду флешбэков, отсылающих то в 1943 год, когда была убита Нина Уманская, то в детство погибшего вместе с ней Владимира Шахурина. Плюс нелинейная хронология, в которой ещё живой Леонид Гойцман продолжает думать о кадрах таинственной хроники, сделанной Безруком. Плюс параллельный монтаж, когда действие всех сюжетов развивается, порой, в течение 10-15 минут экранного времени. И что нам, простым смертным зрителям, с этим делать? Ответ один: смотреть «Волка» очень внимательно, потому что сценарист и режиссёр Геннадий Островский спрессовал сюжеты романа «Каменный мост» очень плотно. Пропустишь какую-то фразу, не разглядишь какую-то мелочь – и этот увлекательный, в общем-то, детектив останется недопонятым.

Марина Зудина в роли Раисы Уманской на кадре из сериала «Волк»

Марина Зудина в роли Раисы Уманской на кадре из сериала «Волк»

А ведь, действительно, всё довольно увлекательно, если размотать эти хитросплетения. Тут вам и политические интриги, и конспирологические теории, и исторические персонажи, и яркие герои, и звёздный актёрский состав. Трагедия на Каменном мосту может оказаться не романтической историей двух молодых людей, где юноша убил возлюбленную и после покончил с собой, а целой многоходовочкой. На этом мосту было что-то спрятано: то ли вещь, то ли знак, а солдатики – всего лишь макгаффин, отвлекающий внимание следователей и зрителей.

Кадр из сериала «Волк»

Кадр из сериала «Волк»

Для отвлечения внимания зрителей придуманы и упрощения, порой портящие общее впечатление. Вот разговаривают карикатурные восточные боевики: «Рюсский, фстаффай, ми тебя убиффать будем». Вот прямо-таки бессмертный рядовой Безрук: за пять минут он успевает выжить после взрыва мины, голыми руками убить шестерых фашистов, наскоро съесть полбидона супа и застрелить красного командира, пытавшегося помешать его трапезе. Позже Безрука попробуют похоронить заживо, но он и из могилы вылезет. Вот Мексика 41- ого года, а где Мексика, там, разумеется, и убийство Троцкого. Бывалый гэбешник Гойцман рассказывает об убийстве своего сына и даёт задание Волку прямо посреди академичного библиотечного зала, приговаривая: «Пирожки здесь плохие. Раньше были лучше». И так далее.

Кадр из сериала «Волк»

Кадр из сериала «Волк»

Все эти досадные мелочи, которыми грешит каждый второй российский сериал, теряются за блистательными актёрскими работами. Чего только стоят дуэты. Волк и Боря, - два друга, две противоположности. Шведов, как обычно, угрюм, суров, брутален и пользуется безоговорочным успехом у дам. Васильев же играет самого живого и естественного героя - бывшего боевого товарища Волка, балагура и шутника, у которого всё всегда схвачено и подмечено. Или возьмём пару киллеров Васильевского и Эйтингера: Виталия Хаева и Игоря Миркурбанова. Словно написанные братьями Коэн, они могут сначала трепаться не по делу, потом сказать в проброс, что пора в кино, идут действительно в кинотеатр, но за тем, чтобы убить в темном зале очередную жертву.

Оператор Евгений Привин, работавший с Балабановым и Германом-младшим, спокойно осваивает пространства «Волка»: от поля боя Великой Отечественной до современного блошиного рынка. Особенно стильно выглядят мексиканские сцены с кровавой бойней посреди выжженных полей, словно вышедшие из копполовского «Крёстного отца» красивые мужчины в стильных плащах и фетровых шляпах спокойно расстреливают своих жертв – никто не уйдёт. Никто не уйдёт и от просмотра этого стильного и многослойного детектива, если только проберётся сквозь сюжетные дебри. Если нет – «Википедия» в помощь.

Текст: Родион Чемонин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?